Страны ОПЕК+ на встрече приняли решение до конца первого квартала 2024 г. добровольно снизить добычу нефти суммарно на 2,2 млн. баррелей в сутки. Эти сокращения будут рассчитываться от квот на добычу нефти, утвержденных на встрече ОПЕК+ в июне 2023 г., и дополняют добровольные сокращения, объявленные в апреле 2023 г. и продленные до конца 2024 г.
Россия углубит сокращение экспорта с текущих 300 тыс. до 500 тыс. баррелей. Остальные страны альянса сократят добычу на 700 тыс. баррелей в сутки. Также о дополнительных добровольных сокращениях объявили Ирак (223 тыс. баррелей в сутки), ОАЭ (163 тыс. баррелей в сутки), Кувейт (135 тыс.), Казахстан (82 тыс.), Алжир (51 тыс.), Оман (42 тыс.). Таким образом, все перечисленные страны приняли на себя добровольные обязательства в объеме 2,196 млн. баррелей в сутки.
Как отмечает Reuters, за последний год, меры, принятые экспортерами, уже привели к сокращению добычи нефти на 5,16 млн. баррелей в сутки, что составляет 5% мирового спроса.
Аналитики “БКС. Мир инвестиций” считают, что такое решение позитивно для российских нефтяников, ведь цена важнее объемов.
“У российских нефтедобытчиков есть один очевидный плюс от членства в ОПЕК+: даже небольшое снижение добычи в процентном выражении может оказать огромное влияние на цены. Доля РФ в сокращении добычи на 1 млн. баррелей в сутки, вероятно, составит 220 тыс. баррелей (2% всей добычи нефти в РФ), но при этом может поднять цены более чем на 2%, или на $1,6 за баррель. Сейчас нефть марки Brent торгуется по $81 за баррель”, – указано в комментарии аналитиков.
Как ранее сообщил Financial Times, главной причиной, по которой нефтедобывающие страны рассматривают введение новых ограничений на добычу, стало падение цен на нефть до многомесячных минимумов на прошлой неделе. При этом свою роль также играет возмущение членов ОПЕК, в особенности Кувейта, Алжира и Ирана, конфликтом между ХАМАС и Израилем и гуманитарным кризисом в секторе Газа.
Официальное обоснование опирается, в том числе, на опубликованный в середине ноября прогноз ОПЕК+. Аналитики Организации стран-экспортеров нефти прогнозируют, что в последнем квартале текущего года спрос опережает предложение примерно на 3 млн. баррелей в день. А в 2024 году потребление нефти увеличится на 2,25 млн. баррелей в день, до 104,31 млн. баррелей в сутки.
Напомним, в ноябре параллельно прогнозу ОПЕК аналитики Международного агентства (МЭА) опубликовали свое видение того, насколько напряжен рынок в IV квартале 2023 года. Так, МЭА оценивает дефицит в гораздо более скромные 900 тыс. баррелей в день. А потребление в 2024 году вырастет всего на 928 тыс. баррелей в день, до 102,89 млн. Агентство ожидает, что в 2024 году на мировом рынке нефти будет небольшой избыток предложения, даже если ОПЕК+ продлит сокращение добычи.
И если оценка IV квартала уходящего года у организаций расходится, то оба прогноза единогласны в том, что потребление нефти в мире растет и по итогам 2023 года оно увеличится примерно на 2,4 миллиона баррелей в день. Их единство не так уж удивительно, учитывая, что 2023 год почти завершен.
Под другим углом
Противостояние прогнозов МЭА и ОПЕК, которые перешли в активную фазу год назад, продолжатся критикой взглядов обеих сторон. Однако балансирующая роль на рынке все же у ОПЕК, именно от решения стран-производителей зависит ситуация на мировом рынке нефти.
К тому же МЭА не раз ошибалось в своих прогнозах. Например, в течение последнего десятилетия оно неоднократно предсказывало надвигающийся “кризис предложения”, который так и не был реализован. А прошлогодние заявления Агентства о том, что российская добыча немедленно рухнет под давлением западных санкций, также оказались неточны. ОПЕК, в свою очередь, “ожидает сохранения” ведущей роли нефти на энергетическом рынке “в ближайшие 20 лет”.
В результате, технический комитет ОПЕК+ отказался от данных Международного энергетического агентства (МЭА) в оценке добычи нефти странами ОПЕК+ начиная с февраля 2022 года и заменил на данные Rystad Energy и Wood Mackenzie. Причиной в картеле назвали занижение МЭА данных о добыче, ориентированное на рост предложения со стороны экспортеров. Отказ ОПЕК+ от данных МЭА стал результатом взаимного недоверия, которое обострилось на фоне продолжающегося кризиса энергоносителей.
ОПЕК
Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) – постоянно действующая межправительственная организация, созданная на Багдадской конференции 10-14 сентября 1960 года Ираном, Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией и Венесуэлой. ОПЕК разработала свое коллективное видение, определила свои цели и учредила свой Секретариат, сначала в Женеве, а затем, в 1965 году, в Вене. В 1968 году она приняла “Декларативное заявление о нефтяной политике стран-членов”, в котором подчеркивалось неотъемлемое право всех стран осуществлять постоянный суверенитет над своими природными ресурсами в интересах своего национального развития. К 1969 году число членов выросло до десяти.
В настоящее время в Организации насчитывается в общей сложности 13 стран-членов: Алжир, Ангола, Венесуэла, Габон, Ирак, Иран, Конго, Кувейт, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Нигерия, Саудовская Аравия, Экваториальная Гвинея. Страны – члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти. На их долю приходится 35 % от всемирной добычи и половина мирового экспорта нефти.
Неофициальный формат ОПЕК+ был сформирован в ноябре 2016 года из-за недовольства многих нефтедобывающих стран ценами на мировом нефтяном рынке. В ОПЕК+ входят Азербайджан, Бахрейн, Бруней, Казахстан, Малайзия, Мексика, Оман, Россия, Судан, Южный Судан. С января 2024 года в ОПЕК+ войдет Бразилия. Таким образом, в ОПЕК+ со следующего года будут входить 24 государства.
МЭА
Международное энергетическое агентство (МЭА) было создано в 1974 году после нефтяного кризиса 1973-1974 годов. Идея создания принадлежит США, которые стремились сформировать новую международную организацию в противовес ОПЕК. Страны-члены МЭА обязаны обеспечивать уровни запасов нефти, эквивалентные не менее чем 90 дням чистого импорта, и быть готовыми коллективно реагировать на серьезные перебои в поставках, влияющие на мировой рынок нефти.
Насчитывает 31 страну-участницу, на которые приходится 80% мирового потребления энергии, 62% мирового производства энергии, 80% глобальных выбросов СО2, 87% глобальных инвестиций в экологически чистую энергетику.
Функционально МЭА выполняет роль информационного центра и консалтинговой организации, действующей в интересах правительств 29 стран-участников. МЭА не наделено директивными функциями от стран-участниц. (Агентство нефтегазовой информации/Энергетика Украины и мира)