Намерение бороться с лоббистами может привести к борьбе с украинцами.
Главный налоговый реформатор Украины Даниил Гетманцев анонсировал значительное повышение акциза на автогаз. С одной стороны, это принесет дополнительные доходы в бюджет, с другой, ударит по карману многих украинцев. Апостроф выяснял, насколько подорожает газ на АЗС в случае трехкратного увеличения акциза на него, а также, как это повлияет в целом на рынок горючего в стране.
В Украине в ближайшее время может более чем втрое вырасти акциз на сжиженный автомобильный газ. Об этом сообщил глава комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данило Гетманцев.
По его словам, повышение акциза на автогаз – это перспектива нескольких месяцев.
“Единственный аргумент, почему раньше акциз на газ был низким, заключается в том, что когда-то на рынке LPG (сжиженный нефтяной газ, который используется, в частности, как автомобильное топливо – “Апостроф”), были сильнее лоббисты, чем на рынке бензинов. Соотношение должно быть в энергоемкости. Если применяем эту логику при ставке на бензин 213 евро за тысячу литров, ставка на газ должна составлять 160-170 евро. Это европейская практика”, – сказал Гетманцев.
Напомним, с 1 июля 2023 налоги на топливо в Украине вернули на довоенный уровень. НДС на все виды топлива повысился со 7% до 20%, акциз на бензин вырос со 100 евро до 213,5 евро за 1 тысячу литров, на дизель – со 100 евро до 139 евро за 1 тысячу литров. При этом акциз на автогаз с сентября 2022 остается на уровне 52 евро за 1 тысячу литров.
Логика военного времени
Почему возникла идея повысить акциз, в принципе, понятно.
“Они это все делают по законам военного времени – ищут возможности, резервы, где только можно, как наполнить бюджет, – сказал в разговоре с “Апострофом” директор Консалтинговой группы “А-95″ Сергей Куюн. – По нашим расчетам, эта инициатива принесет примерно миллиард гривен в месяц”.
Логика здесь очевидна. Ведь, как известно, бюджетные средства, получаемые нашим государством в виде доходов, в том числе за счет налогов, направляются на оборону.
Однако некоторые решения власти в этой сфере могут быть не очень удачными. К таким, похоже, относится и намерение поднять акциз на автогаз.
Согласно консенсусной оценке, повышение акциза на газ до уровней, озвученных Данилом Гетманцевым, приведет к росту розничных цен на него, по меньшей мере, на 4 гривны на литре.
Такое удорожание сразу приведет к росту цен на транспортные услуги в массовом сегменте – услуги такси, перевозки для малого бизнеса и т.д. Также эта инициатива ударит по бедным слоям населения, ведь иномарки prime-сегмента нечасто можно встретить на газе”, – сказал в комментарии экономист, бывший член Совета Национального банка Украины Виталий Шапран.
Он напомнил, что это не первая инициатива Гетманцева, усиливающая налоговое давление и затрагивающая широкие слои населения.
“В то же время ситуация с неналоговыми доходами государственного бюджета катастрофическая. В 2024 г. НБУ вместо обещанных 100 млрд. грн. из-за жесткой монетарной политики перечислит чуть меньше 18 миллиардов, по той же причине Минфин вынужден делать заимствования через ОВГЗ под высокие проценты, а это – расходы государственного бюджета, – говорит Шапран. – То есть на тех звеньях, где можно было наполнить бюджет без того, чтобы лезть в карман к рядовому украинцу, комитет Гетманцева избегает активности. Создается впечатление, что для Гетманцева основная задача – это не наполнение бюджета, а раздражение избирателей”.
Кроме того, в отношении европейской политики установление акцизов на горючее, Даниил Гетманцев, мягко говоря, не прав.
По словам эксперта “Нафторинка” Александра Сиренко, в Украине соотношение акциза на автогаз к акцизу на бензин среднее по Европе.
“Сейчас отношение акциза на газ к акцизу на бензин – около 25%. А если поступить так, как сказал Гетманцев, в этой диаграмме по пропорции нас вынесет сразу на первое место. Если рано или поздно нам придется выполнять логику Евросоюза, нам скажут – не более 20%, а у нас будет около 70%” , – рассказал эксперт в комментарии “Апострофу”.
Если внимательно изучить таблицу, то станет очевидно, что ставки акциза как на автогаз, так и на бензин в Украине ниже, чем во многих странах ЕС. При этом на бензин акциз выше, чем в Украине, во всех странах Евросоюза. В этой связи так и хочется спросить – вы и его собираетесь поднимать?
Дороже, но дешевле
Как уже было сказано выше, повышение акциза на сжиженный газ приведет к удорожанию его на 4 гривны, а то и на 5 грн. на литре.
Однако вполне возможно, что украинцы не особо почувствуют это удорожание.
“Сегодняшняя цена на сжиженный газ необъективна. Сегодня она должна быть 27 грн. за литр, то есть 50% цены бензина А-95, – рассказывает Сергей Куюн. – К ней (после повышения акциза) прибавится около 4 грн. за литр. И таким образом цена будет даже ниже, чем сегодня. Это будет 31-32 гривны, но никак не 35-36 (как сейчас)”.
В последнее время и, особенно, в ноябре автогаз в Украине дорожал, в то время как цены на бензин и дизельное топливо оставались стабильными и даже немного падали.
Поэтому есть объяснение: во-первых, правительство наконец-то отсек российский ресурс, который под видом европейского попадал на украинский рынок, во-вторых, некоторый дефицит газа возник из-за блокады границы с Польшей перевозчиками.
Обе эти проблемы решены, и с конца ноября автогаз не дорожает (а несколько последних дней дешевеет).
“Дефицита автогаза не будет. Рынок уже нашел альтернативные источники и маршруты. Этот газ просто должен доехать”, – объяснил Сергей Куюн.
И, судя по всему, он уже доезжает. По крайней мере, цены на него в группе падают, причем очень существенно. По словам Александра Сиренко, на последнем аукционе по газу обвал составил 14%.
В рознице снижение цены пока не столь заметно. При этом не исключено, что операторы рынка постараются “смягчить” этот тренд.
Однако в любом случае признаки стабилизации рынка очевидны.
И здесь снова нельзя не упомянуть инициативу Даниила Гетманцева по повышению акциза.
Хочется задать вопрос в лоб: Чего вы хотите? Убить рынок газа? Зачем сейчас все это колошматить, я, честно говоря, не знаю”, – говорит Сиренко.
В связи с возможным ростом цен на газ возникает вопрос, как поведет себя рынок бензина – повысится ли на него спрос и, соответственно, его стоимость?
“Газ даже при озвученных ставках сохранит свою привлекательность для водителей, – уверен Сергей Куюн. – То есть цена на него не улетит в космос, когда выгоднее будет заправлять бензин”.
По мнению Александра Сиренко, пока до конца непонятно, как будет развиваться ситуация.
“Рынок газа комфортно чувствует себя, когда цена газа составляет 50% от цены бензина. Когда он выше, водители уже начинают думать, может ли лучше купить бензин. Поэтому, возможно, эти 5 грн. (которые прибавятся после поднятия акциза) “спасут” рынок бензина. А может, и нет”, – говорит эксперт.
Однако самое интересное, что решение о повышении акциза на сжиженный автомобильный газ не принято.
Более того, в правительстве эту инициативу не слишком поддерживают.
“Гетманцев уже второй раз говорит о том, что этот вопрос решен, и что это только вопрос времени. Но подтверждения этим разговорам пока нет”, – резюмировал Александр Сиренко. (Виктор Авдеенко, Апостроф/Энергетика Украины и мира)