Война не обнулила важность климатической повестки, однако конкуренция за ресурсы для ее воплощения значительно обострилась

С опозданием на полтора дня, после ожесточенных дебатов и скандальных заявлений, делегаты климатического саммита в ОАЭ достигли консенсуса и согласовали текст финального коммюнике. Теперь конференция может быть закрыта – ведь еще накануне из-за неопределенного статуса переговоров организаторы рассылали участникам информационную памятку, разъясняя, как работает инфраструктура формально закончившегося, но де-факто продолжающегося мероприятия.

С подачи президента COP28 Султана Ахмед Аль-Джабера долгожданный документ был подписан всего за две минуты. Как и предполагалось, первоначальный – чересчур абстрактный – текст итогового соглашения был ужесточен и дополнен конкретными “маяками”. Он впервые обязывает подписантов – среди которых члены ОПЕК – приступить к фактическому отказу от использования нефти, газа и угля.

О чем наконец-то удалось договориться? Это соглашение уже пафосно окрестили “началом конца” для ископаемого топлива.

Разумеется, международная дипломатия не была бы собой, если бы не оставила в “радикальном” документе несколько лазеек. В частности, отсутствует механизм принуждения – кроме общественного порицания – стран, которые будут медлить или саботировать процесс перехода.

Именно отсутствие четких дедлайнов каждого из этапов перехода является наиболее критикуемым положением выстраданного документа. Между тем, при сохранении текущих темпов антропогенных выбросов парниковых газов потепление на 1,5 градуса произойдет до 2030 г, а повышение глобальных температур на два градуса – к 2046 г. На данный момент вряд ли кто-то может сказать, как вынудить Китай сократить добычу угля или Индию – полностью перейти на зеленые технологии.

Насколько реально выполнение всех требований? То, что даже в таком варианте сделка столкнулась с колоссальным противодействием нефтяного лобби, – яркое доказательство, что процесс перехода вряд ли будет легким и единогласным.

Никки Райш, директор программы по климату и энергетике CIEL – Центра международного экологического права, назвал саммит “провалом, вызванным ископаемым топливом”.

“На COP28 страны столкнулись с выбором между ископаемым топливом и жизнью. И крупные загрязнители выбрали ископаемое топливо”, – цитируют его СМИ.

Так стал ли нынешний COP28 шагом к сохранению климата? Наиболее значительным результатом СОР28 остается принятое несколько дней назад соглашение о том, что к 2030 г. использование возобновляемых источников энергии должно быть увеличено в три раза, а энергоэффективность – в два. Отметим, чтобы достичь цели в 11 000 “зеленых” гигаватт к 2030 г., требуется переход от сегодняшних ежегодных темпов внедрения возобновляемых источников энергии в 300 ГВт к 1000 ГВт.

Также к безусловным результатам саммита можно отнести создание фонда для помощи нуждающимся государствам в борьбе с изменением климата. Оценочно, чтобы обеспечить достижение климатических целей, к 2030 г. потребуется $4,3 трлн. ежегодного финансирования, связанного с изменением климата.

По расчетам Межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата, выбросы парниковых газов необходимо сократить на 43% к 2030 г. по сравнению с уровнями 2019 г. Параллельная цель – ограничить повышение температуры до 1,5 градуса по Цельсию к концу этого столетия.

И как вообще можно противостоять климатическим вызовам? Математическая модель показывает, что в результате нынешних усилий после 2030 г. объем выбросов должен стабилизироваться и перестать расти, и через шесть лет выбросы будут на 2% ниже уровня 2019 г. Это означает, что пик глобальных выбросов произойдет в течение текущего десятилетия.

Стоимость экономических потерь в результате экстремальных погодных явлений оценивается в $264 млрд. в 2022 г., что на 23% выше, чем в 2010-2014 гг.

Согласно отчету Lancet Countdown, “никто не избежит последствий изменения климата, но люди, живущие в более бедных странах, особенно уязвимы”.

С чем делегаты “заходили” на COP28? Министры охраны окружающей среды 27 стран ЕС согласовали общую позицию для международной климатической конференции ООН COP28 со смягченными целями по сокращению выбросов и отказу от ископаемого топлива.

ЕС настаивал на глобальном энергетическом секторе преимущественно без ископаемого топлива задолго до 2050 г. в стремлении достичь полностью или преимущественно декарбонизированной энергетической системы в 2030-х годах.

Пакет Fit for 55 предусматривает сокращение выбросов на 55% к 2030 г. Эко-активисты считают эту цель недостаточно амбициозной, настаивая на сокращении чистых выбросов на 55% и, по крайней мере, 65% валовых или 76% чистых сокращений выбросов к 2030 г. и нулевых чистых выбросов не позднее, чем к 2040 г.

Позиция ЕС также содержит призывы добиться пиковых выбросов в этом десятилетии и постепенно отказаться от “несниженного” ископаемого топлива.

Позиция предусматривает призыв к постепенному отказу от субсидий на ископаемое топливо, что является чувствительным вопросом для ряда стран.

Mind собрал основные факты, которые характеризуют масштабы происходящих процессов.

  1. Страны Африки и Глобальный Юг вносят наименьший вклад в выбросы, но несут на себе основную тяжесть пагубных последствий изменения климата.
  2. По мере того, как страны становятся богаче, продукты питания, подвергшиеся глубокой переработке, сахар и жиры составляют большую часть рациона. Растущая экономика рассматривается корпорациями как новые рынки, которые часто слаборегулируемы. Так, например, мировая алкогольная промышленность очень агрессивно нацеливается на африканские страны.

По данным ООН, ущерб здоровью и окружающей среде, причиненный производством продуктов питания, обходится миру в $10 трлн. в год, или 10% мирового ВВП.

  1. В США уже сейчас 50% всего биодизеля производится из соевого масла. В 2023 г. потребление соевого масла в формате биотоплива впервые обогнало все другие области его применения, включая пищевую.

Как следствие, одно из самых перспективных направлений для американских стартапов – выведение сорта сои с более высоким содержанием масла, чем нынешний средний показатель в 20%.

Все четыре гиганта из так называемой группы ABCD – Archer-Daniels-Midland, Bunge, Cargill и Louis Dreyfus – открыли предприятия по переработке сои или объявили о планах по их строительству либо расширению в ближайшие несколько лет.

  1. Глобальное потепление повышает вероятность вспышек заболеваний, передающихся через воду, таких как холера, дизентерия, гепатит А, брюшной тиф и полиомиелит.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2022 году случаев холеры было вдвое больше, чем в 2021-м. Вспышки были зафиксированы даже в странах, где холера находилась под контролем в течение многих лет.

По прогнозам, к 2080 г. более 8 млрд. человек могут подвергнуться риску заражения малярией и лихорадкой денге.

  1. Поскольку планета нагревается, многие виды животных вынуждены перемещаться в новые районы, и это также формирует условия для распространения зоонозных инфекций – инфекционных болезней, передающихся людям от нечеловекоподобных животных.

Подсчитано, что зоонозы ответственны за 2,5 млрд. случаев заболеваний людей и 2,7 млн. смертей людей во всем мире каждый год, и что животные играли важную роль почти во всех крупных вспышках заболеваний с 1970 г.

  1. Оценочно, загрязнение воздуха является причиной более 4 млн. преждевременных смертей во всем мире каждый год.

Ожидается, что качество воздуха будет ухудшаться, в том числе из-за пыли, дыма, продуктов горения от лесных пожаров, участившихся вследствие глобального потепления. Дети особенно подвержены заболеваниям от загрязнения воздуха, поскольку их мозг, легкие и другие органы все еще развиваются.

При этом смертность от загрязнения воздуха, вызванного ископаемым топливом, снизилась на 16% с 2005 года, причем 80% этого снижения связано с усилиями по сокращению загрязнения от сжигания угля.

  1. Питьевая вода становится более соленой. Вследствие повышения уровня моря во время наводнений и тропических штормов в реки и другие источники пресной воды поступает больше морской воды. В прибрежном районе Дакопе-Упазила в Бангладеш исследователи проверили мочу беременных женщин и обнаружили, что они получают до 15 г соли каждый день только через питьевую воду – это в три раза больше, чем рекомендует ВОЗ.
  2. Экстремальные погодные явления ухудшат условия жизни более чем 100 млн. перемещенных лиц по всему миру. Одно только наводнение в Пакистане в 2022 году ответственно за 10 млн. млн. внутренне перемещенных лиц из рекордных 71 млн. во всем мире.

По данным Международной федерации общества Красного Креста, если климатический статус-кво сохранится, то к 2050 году ежегодно более 200 млн. человек будут нуждаться в помощи.

  1. Последние восемь лет были самыми жаркими за всю историю наблюдений, и рекорды регулярно обновляются. Как показали спутниковые данные и изотопный анализ донных отложений озер и ледяных кернов, прошлым летом были самые жаркие дни на Земле за последние 125 000 лет.

Смертность от жары среди людей старше 65 лет, которые более уязвимы, выросла на 85% с 1990-х годов. Без повышения глобальной температуры количество таких смертей увеличилось бы по мере увеличения населения, но только на 38%.

Согласно докладу ООН, на этом фоне многие страны – Россия, Саудовская Аравия, США и другие – увеличивают добычу нефти и газа.

По оценкам исследователей из Дартмутского колледжа, экстремальная жара, усиленная изменением климата, обойдется мировой экономике в $16 трлн. за 20 лет.

  1. Согласно новым прогнозам Форума уязвимых к климату стран, наиболее подверженных риску, если температура повысится на 2 °C, смертность от жары увеличится на 370%, а количество потерянных рабочих часов вырастет на 50% к 2050 году. К 2041-2060 годам около 525 млн. человек могут испытывать умеренную или острую нехватку продовольствия, рискуя недоедать.
  2. Глобальные инвестиции в чистую энергетику в 2022 году выросли на 15%, до $1,6 трлн, превысив инвестиции в ископаемое топливо на 61%. В 2022 году 90% прироста электрической мощности пришлось на возобновляемые источники энергии.
  3. Богатые страны, подписавшие в 2009 году на Копенгагенском климатическом саммите обязательство направить на борьбу с изменением климата в пользу бедных стран $100 млрд., сделали это только сейчас, на два года позже установленного срока.

Демонстрация того, что обещание было выполнено, должно стать значительным стимулом для переговоров ООН по климату COP28 в Дубае.

“Неспособность развитых стран полностью достичь цели в $100 млрд. к 2020 году стала темной тучей над переговорами ООН по климату, подрывая доверие и тормозя прогресс. Новость о том, что давно назревшая цель достигнута, поможет восстановить столь необходимое доверие между развивающимися и развитыми странами, что будет иметь большое значение для достижения положительного результата на COP28”, – цитируют СМИ Ани Дасгупта, президента аналитического центра Института мировых ресурсов.

  1. Исследование, проведенное экономистом Николасом Стерном, показало, что к 2030 г. развивающимся странам потребуется около $2 трлн. в год, чтобы перевести свою экономику на низкоуглеродную основу, адаптировать инфраструктуру к экстремальным погодным условиям. Большая часть суммы будет поступать из частного сектора. (Виталий Кравченко, Mind.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий