Вопреки пессимистическим прогнозам, мировые цены на нефть начали падать, снова заработал потолок в $60 за баррель русской Urals, которую перевозят по морю.
Для Путина низкие цены на нефть являются предвестником катастрофы. Нефть и газ дают около 45% наполнения федерального бюджета РФ, нефть в отдельности – 25-30%. То есть, именно на ней держатся российская экономика и возможность финансировать войну. Так что смерть Кощея – в нефтяной игле. И мы к ней постепенно, но подбираемся. Вопреки пессимистическим прогнозам, мировые цены на нефть начали падать, снова заработал потолок в 60 дол. за баррель русской Urals, которую перевозят по морю.
Хорошие новости с нефтяных бирж
Летом и в начале осени были зафиксированы многочисленные случаи нарушения санкции “потолок цены” , поскольку, к сожалению, когда разрыв в цене между мировой маркой нефти Brent и российской Urals превышает 20 долл., потолок начинает “протекать”. А когда Brent, как сейчас, колеблется в пределах 70-80 долл./барр., она работает очень хорошо и российская нефть продается менее чем за 60 долл./барр. И как только Brent опустится ниже 70 долл./барр., появятся основания пересмотреть потолок и опустить его до 50 долл., а дальше – до 40 долл./барр. А это уже приближение ограничений к себестоимости российской нефти – это и есть конечная цель ценовых санкций.
В последнее время есть несколько факторов, повлекших за собой падение мировой цены на нефть: 1) уменьшение мирового потребления; 2) увеличение производства сырья в США, Канаде, даже в Иране. Это разнервировало арабских шейхов из ОАЭ, Саудовской Аравии и, конечно, русского кровавого агрессора. Теперь они пытаются договориться о снижении объемов добычи: меньше нефти на рынке дороже продается товар. Так это в основном работало в предыдущие годы и так, по мнению картеля ОПЕК, должно работать и дальше. Очевидно, что тема картельного соглашения была среди приоритетов недавнего визита Путина в Эмираты и Саудовскую Аравию.
Впрочем, пока картелю не удается добиться устойчивого роста цены. А достигается лишь временный эффект роста, который все равно заканчивается падением цен. Ведь другие страны-производители, не входящие в картель ОПЕК, не упускают возможности увеличить объемы добычи и экспорта нефти, чем сбалансируют спрос и предложение.
К этому прилагаются эффекты замедления экономик самых больших стран мира. Поэтому цены на нефть в течение последних лет двигаются вверх-вниз непредсказуемо. Повысить цену до 100-110 долл./барр., как это было два года назад, у картеля пока не выходит. Более того, картельные страны будут терять рынки, если и дальше будут уменьшать объемы добычи, потому что другие производители вне картеля будут их увеличивать, сбивая мировую цену и “отъедая” доли рынка в РФ, Саудовской Аравии и ОАЭ.
И, как видно на диаграмме поступлений валюты в Россию за экспорт нефти (мониторинг Centre for Research on Energy and Clean Air), с ноября тренд резко изменился и Россия стала получать ежедневно все меньше валютной выручки за нефть.
Падение цен “утопит” “теневой флот”
К сожалению, полностью остановить превышение потолка цены на нефть РФ невозможно, потому что у России есть под боком двух огромных потребителей с трехмиллиардным населением – Индия и Китай. Они не присоединились к санкции по цене и покупают российскую нефть на договорной основе. Эту нефть, которая при высокой мировой цене на Brent иногда торгуется выше потолка, перевозят танкерами, не имеющими страховок стран Запада. А у них – страхование от компаний Китая, РФ, стран Африки.
Это игра в долгую, и сейчас она складывается в пользу стран Запада, которые цементируют ценовой потолок из-за дополнительных механизмов контроля страхования, вторичные санкции в отношении компаний судовладельцев, которые нарушают этот потолок.
В ноябре США проверили 30 компаний-перевозчиков, чьи суда могли перевозить нефть в обход санкций. Три из них в начале декабря попали под финансовые санкции. Это мощный сигнал остальных судовладельцев, и они постепенно начинают отказываться от контрабандной российской нефти. Коридор с теневым флотом сужается, стране-агрессору не удается вернуть прошлогодние прибыли. Если в 2022 г. Россия получала от нефти и газа валовой доход около 1 млрд. дол. в день, в 2023-м – вдвое меньше, около 0,5 млрд. дол. И это падение будет продолжаться, если страны Запада будут улучшать контроль над потолком цены и постепенно снижать его.
С другой стороны, на “сером” рынке тоже есть свои игроки – обваливать цену на “белом” и “сером” рынках помогают Иран с его “теневым флотом” и Венесуэла, которые находятся под санкциями уже много лет, но увеличивают предложение дешевой “серой” ” нефти.
В конце концов, смысла в теневом флоте не будет, когда Brent будет стоить менее 70 долл./барр. Тогда будет совершенно нецелесообразно покупать у россиян нефть по цене выше 60 долл./барр. Потолок будет хорошо работать, как это происходит уже сейчас, когда российская нефть торгуется в пределах 55-58 долл./барр.
Чтобы зацементировать санкцию “потолок цены” и перейти к снижению фиксированной цены, необходимо распространить санкции и на “теневой флот”. Страны ЕС и G7 должны требовать, чтобы российские танкеры для прохождения через их территориальные воды имели страхование от экологических рисков только западных компаний. А также настаивать, чтобы другие страны, прежде всего Турция, Египет, Малайзия (контролирующие критические проливы и каналы), не принимали ненадежные страховки для прохождения через свои территориальные воды и каналы.
Также необходима помощь влиятельных страховых объединений, таких как Insurance Europe, American Insurance Association, Society of Lloyd’s и т. д. – их члены должны понимать токсичность сотрудничества с РФ. Ведущие мировые компании должны прекратить страховать или перестраховывать какие-либо риски российских страховых компаний, риски в интересах любых субъектов-резидентов РФ или субъектов, имеющих российское территориальное происхождение.
В новых пакетах санкций должны быть предусмотрены санкции для страховых компаний РФ, помогающих избегать нефтяного потолка цены, – Ингосстрах и СНПК, а также для любых других, которые будут замечены в страховании перевозок по цене выше потолка.
Эффективным был бы и арест танкеров, используемых компаниями-нарушителями санкций. Проще всего это реализовать в рамках уголовного производства, инициированного страной ЕС или США, где есть соответствующее законодательство, которое криминализирует уклонение от санкций. Имело бы смысл и уголовное преследование капитанов судов, принявших участие в нарушении санкций, например, перегружая нефть в открытом море.
Потолок должен быть установлен для цены FOB (с учетом стоимости фрахта), чтобы избежать механизма обхода, заключающегося в переносе части цены на стоимость фрахта.
Идеально было бы лишить РФ членства в FATF и занести страну в черный список этой организации как террористическое государство. Это существенно усложнило бы отношения РФ с разными странами мира, сделало бы эти отношения токсичными даже для тех стран, которые не присоединились к санкциям. (Олег Гэтман, координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы; Zn.ua/Энергетика Украины и мира)