Почему стоит уравнять тарифы на распределение газа и отменить отдельный счет для населения.
Сергей Макогон, экс-руководитель ООО “Оператор ГТС Украины” (2019-2022 гг.):
Почти год назад я опубликовал колонку “Какие реформы нужны рынку газа”. За это время ничего сделано не было, поэтому почти все рекомендации до сих пор актуальны. Однако бизнес-среда несколько изменилась, что позволяет предложить дополнительные изменения.
- Внесение изменения в тарифную методологию для облгазов, чтобы потери газа при распределении (ВТВ) не включались в тариф на распределение, а чтобы поставщик был обязан покрывать такие потери газом.
Ежегодно при распределении газа облгазами тратятся 1-1,2 млрд. куб. м топлива. Его стоимость включается в тариф на распределение и составляет 40-60%. При этом газ в тариф включен по цене 7 грн. при рыночной цене 15-18 грн. за куб. м.
Раньше облгазы не имели возможности купить на рынке газ по 7 грн., поэтому отбор значительной части для ОТВ газа облгазами не оплачивался, что стало основной причиной создания долгов между облгазами и ОГТСУ и “Нафтогазом”.
Только в конце 2022 г. на “Нафтогаз” были возложены обязательства (ПСО) поставлять газ для ВТВ для облгазов по цене, установленной в тарифе (7 грн.).
Соответственно, сейчас “Нафтогаз” также субсидирует низкие тарифы на распределение не только для компаний, снабжающих газ по регулируемым ценам (население и ТКЭ), но и для других компаний, снабжающих газ по рыночным ценам другим потребителям, доля которых составляет до 25% в общем потреблении газа.
Если убрать стоимость потерянного газа из тарифа на распределение и обязать всех поставщиков газа при его распределении давать определенный процент газом (4-5%, определяет НКРЭКУ в зависимости от установленных потерь), то каждый поставщик будет покрывать стоимость газа для ВТВ в соответствии с его долей в распределении газа.
“Нафтогаз” по-прежнему будет покрывать большую часть ВТВ (75%), поскольку является крупнейшим поставщиком, но оставшуюся часть будут покрывать частные поставщики. То есть “Нафтогаз” сохранит до 300-400 млн. куб. м газа, который сможет снабжать население и энергетики, или продавать на рынке.
Волатильность цены на газ создает проблемы операторам ГРС и НКРЭКУ при определении тарифов. При указанном подходе не облгаз будет покупать газ для ВТВ, а сам поставщик будет предоставлять необходимый объем газа для покрытия ВТВ.
- Отмена отдельного счета (абонплаты) за распределение газа для потребителей. Переход на стандартную модель, когда потребитель оплачивает один счет поставщику газа, а сам платит за все услуги инфраструктурных операторов (ПХГ, ГТС и ГРС).
В свое время введение отдельного счета за услугу распределения газа, не зависящего от объемов потребления (абонплата), пролоббировали облгазы РГК.
Это было противоречивое решение, потому что услуги других операторов (ГТС и ПХГ) оплачивают не потребители, а поставщики. Модель абонплаты, не зависящая от объемов потребления потребителя, была отрицательно воспринята населением.
Отказ от абонплаты будет означать, что потребитель не будет платить за распределение при отсутствии потребления газа. Те, кто потребляет больше газа, будут оплачивать больше его распределения. Это более правильный и справедливый подход, чем абонплата, не зависящая от объемов потребления газа потребителем.
- Введение единой цены на газ, включая плату за распределение.
После поглощения “Нафтогазом” всех облгазов РГК в единое ООО “Газсети” появилась уникальная возможность ввести единый тариф на распределение по всей стране и как результат – единую цену на поставляемый населению газ.
Пока тарифы на распределение газа значительно отличаются по регионам: от 0,38 грн. за куб. м в Киеве до 2,39 грн. за куб. м в Харьковской, Николаевской и Закарпатской областях. Это создает социальное напряжение и снижает инвестиционную привлекательность ряда регионов: бизнес избегает регионов с большими тарифами на распределение газа.
Введение единого тарифа на распределение позволит социализировать расходы между всеми регионами: богатый Киев будет платить немного больше, чтобы снизить стоимость распределения в более депрессивных регионах. Единый тариф на распределение позволит ввести и единую конечную цену на газ для населения, включая стоимость распределения газа.
- Создание единого оператора ГТС, ПХГ (хранилища) и ГРС (облгазы, распределительные сети) на базе ООО “Оператор ГТС Украины”.
Такая структура отвечает законодательству Евросоюза и имеет ряд преимуществ.
Объединение операторов ГТС и ПХГ. Объединенный оператор облегчит работу с западными трейдерами, заинтересованными в хранении газа в Украине. Сейчас трейдеры жалуются на трудности в работе с операторами: отдельная покупка мощностей, разные календари, отдельное бронирование мощностей и номинации.
Согласована работа операторов. Пока существует много конфликтов даже на уровне диспетчеров операторов ГТС и ПХГ, что создает риски для безопасности работы ГТС.
Единая позиция на переговорах с Евросоюзом по интеграции с рынком газа ЕС.
Объединение операторов ГТС, ПХГ и распределительных сетей (ГРС, облгазов). Единая согласованная стратегия оптимизации и развития газотранспортной сети Украины, включая уровень хранилищ и распределительных сетей.
Сейчас у операторов ГТС и ПХГ независимые инвестпрограммы и десятилетние планы развития, несогласованные и неоптимальные с точки зрения единой системы.
Объемы транзита и распределения газа существенно снизились, что требует полной перестройки ГТС и ГРС. Без оптимизации избыточной мощности ГТС потребуется увеличить тарифы Оператора ГТС для украинских потребителей в три-четыре раза, потому что такая большая инфраструктура требует значительных затрат на ее содержание. Переводить эти расходы на потребителей Украины было бы неправильно.
Отдельное положительное изменение от объединения – изъятие операторов ПХГ и ГРС из зоны контроля “Нафтогаза”. Это не только выполнение рекомендаций законодательства ЕС по отделению распределения от поставок, но и повышение прозрачности работы “Нафтогаза”, которое должно сконцентрироваться на добыче газа и его продаже.
Отдельно следует отметить необходимость отмены ПСО для населения и введения рыночных цен на газ, о чем не раз отмечали наши западные партнеры. Правительство вряд ли готово к таким шагам во время активной фазы войны, а вот вышеперечисленные реформы можно и нужно делать именно сейчас. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)