Предложение снова стало определяющим фактором для мировых рынков нефти. При этом индикаторы сигнализируют об опасениях, что производство опережает спрос. Об этом сообщает Bloomberg.
Речь идет о росте производства сырой нефти в странах, не входящих в ОПЕК+, включая США, которое может превысить растущий мировой спрос, но меньшими темпами. Ответ нефтяного картеля заключался в том, чтобы пообещать более существенное сокращение производства, но трейдеры скептически относятся к тому, что этого будет достаточно, чтобы полностью устранить избыток.
Эта комбинация уже привела к первому годовому падению нефти с 2020 г., превзойдя ожидания повышения цен в результате восстановления после пандемии. Еще более усложняя картину, спекулянты усилили свой контроль на рынке, усугубляя колебания цен, которые иногда не связаны с фундаментальными показателями.
“Этот наступивший год будет очень сложным”, – сказал Тревор Вудс, главный инвестиционный директор сырьевого фонда Northern Trace Capital LLC. По его словам, нефть в значительной степени возлагается на поддержку Организации стран-экспортеров нефти и ее союзников и срыв предварительного соглашения группы по ограничению поставок может привести к обвалу цен.
Слабость проявляется во многих показателях. Кривая фьючерсов на Brent оставалась в медвежьей структуре контанго в течение большей части декабря, при этом контракты на баррели в ближайшей перспективе торговались с дисконтом до более поздних. А трейдеры 2023 года были наиболее медвежьими по товару за более чем 10 лет. Согласно данным, собранным Bloomberg, чистые длинные позиции, удерживаемые некоммерческими игроками по основным нефтяным контрактам, в среднем находятся на самом низком уровне за всю историю, начиная с 2011 г.
“Рынок, возможно, наконец-то перешел в режим “покажи мне”, что потребует определенной комбинации значительных розыгрышей акций, более крепких рейтингов, структуры и маржи, прежде чем покупать доходы от процентов”, – сказал Викас Двиведи, глобальный энергетический стратег Macquarie Group Ltd. .
По крайней мере, дважды в 2023 г. финансовые менеджеры собирали короткие позиции накануне встреч ОПЕК+ и реагировали на объявление группы о сокращении добычи волнами распродаж. Их меньшая вера в способность картеля сбалансировать рынок еще больше усилилась развитием алгоритмической торговли, на которую теперь может приходиться почти 80% ежедневных торгов нефтью, и все больше усиливает колебания цен, не зависящих от фундаментальных факторов. Волна консолидации среди производителей также ослабляет связь фьючерсного рынка с физическими потоками.
Согласно индексам Bloomberg, доходность хедж-фондов сырьевых товаров упала в прошлом году до самого низкого уровня с 2019 г., а цены на сырье упали впервые за пять лет. Примечательно, что одноименный хедж-фонд нефтетрейдера Пьера Андюрана понес наихудший ущерб в истории.
ОПЕК против сланцев
Дополнительные 900 тыс. баррелей в день (б/д) добровольного ограничения поставок ОПЕК+, согласованные всего несколько недель назад, являются камнем преткновения для аналитиков и трейдеров, пытающихся оценить баланс глобального спроса и предложения. Трейдеры интересуются, обеспечит ли группа достаточно сокращений, чтобы сдержать надвигающийся излишек.
Картель столкнулся с “балансировкой”, сказал Петрусли Онг, руководитель азиатского отдела исследований энергетики и химикатов в JPMorgan Chase & Co. Это “крутится вокруг того факта, что американские производители принципиально чувствительны к ценам. Чем выше ОПЕК+ удерживает цены на нефть путем сокращения добычи, тем более традиционные производители нефти и сланцевая добыча в США будут реагировать на это и увеличивать предложение”, – отметил он.
В США недельная добыча сырой нефти достигла рекордных 13,3 млн. б/д в прошлом месяце, поскольку бурильщики от Пермского бассейна в Западном Техасе до Bakken Shale в Северной Дакоте увеличили добычу нефти гораздо выше, чем предполагали аналитики. В 2024 г. ожидается, что производство установит новый исторический максимум, согласно расчетам Управления энергетической информации США. Бразилия и Гайана также намерены значительно увеличить поставки, способствуя волнам новой сырой нефти из Америки.
Рост спроса
Со стороны спроса, согласно последнему прогнозу рынка Международного энергетического агентства (МЭА), рост глобального потребления должен замедлиться по мере ослабления экономической активности. Группа прогнозирует, что в текущем году спрос вырастет на 1,1 млн. б/д.
Хотя это меньше половины последнего прогнозируемого темпа роста 2023 г., эта цифра все еще высока по историческим меркам. Потребление нормализуется после перебоев, вызванных пандемией, а в США растущие ожидания так называемой мягкой посадки повышают спрос на энергию.
Тем не менее, глобальная картина неоднородна с быстрым переходом от нефти в некоторых секторах. В Китае, главном импортере сырой нефти в Азии, электрификация автомобилей создает структурные преграды для потребления нефти, что тормозит рост спроса, сказал Энтони Юэн, руководитель энергетической стратегии Citigroup Inc.
“Это ограничивает чувствительность нефти к более широким макроэкономическим факторам, – отметил он. – В прошлом экономические показатели могли повлиять напрямую на повышение спроса на наземный транспорт и топливо”, но теперь, похоже, эта связь ослабевает, поскольку растет распространенность электромобилей.
Однако аналитики помнят о геополитических рисках. Атаки в Красном море йеменских боевиков-хуситов остаются в центре внимания, а Россия все еще ведет войну в Украине.
И, наконец, глобальные производители все еще имеют право прекращать производство, чтобы удовлетворить тенденции спроса, хотя это будет сводиться к дисциплине и намерению.
“ОПЕК+ заинтересована в максимизации своих доходов, поэтому в их интересах рассмотреть возможность увеличения добычи, – считает Юэн из Citi. – Но я думаю, что это будет зависеть от того, как будет развиваться производство из не входящих в ОПЕК источников в течение следующего года”. (Enkorr/Энергетика Украины и мира)