Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина теряет миллиарды – крупное Сахалинское месторождение газа до сих пор не работает

Почему во время войны государство остановило добычу на одном из крупнейших газовых месторождений страны и почему уже второй месяц этот вопрос не решается?

В первый день зимы 2023 произошло экстраординарное для энергетического рынка событие: контролируемая государством компания “Укрнефтебурение” остановила добычу газа на одном из крупнейших месторождений страны – Сахалинском.

Причина – судебная волокита между Государственной службой геологии и недр и “Укрнефтебурением” по делу, которая длится почти 15 лет. Помимо сокрушительного удара по газовому балансу страны накануне отопительного сезона это событие может существенно повлиять на поступления в бюджет охваченной войной страны.

Из-за остановки добычи казна может потерять как минимум 11 млрд. грн. Это без учета газа, который для прохождения зимы предположительно придется импортировать.

Что это за месторождение

В 2022 г. “Укрнефтебурение” стало второй по объему добытого газа частной компанией в стране, уступая лишь “ДТЭК нефтегазу” Рината Ахметова. Это стало возможным благодаря участию в одном из самых рентабельных в области проектов – разработке Сахалинского нефтегазоконденсатного месторождения.

“Сахалинка” – одна из крупнейших площадок углеводородов в Украине, расположенная в Харьковской области. Его доказанные запасы – около 15 млрд. куб. м газа, 1,7 млн. тонн газового конденсата и примерно столько же нефти.

Пик добычи голубого топлива на этом месторождении пришелся на 2019-2020 гг.: ежегодно – по 850 млн. куб.

Дальше его показатели только падали. Это связано с естественным процессом, характерным для всех месторождений. Однако, даже несмотря на это, запасов углеводородов на участке хватит не менее чем на шесть-семь лет эффективного бурения.

Огромные запасы Сахалинского месторождения стали его проклятием: со времени провозглашения независимости Украины за участок шли войны. В последнее десятилетие к ней имели отношение известные личности: Эдуард Ставицкий, Николай Злочевский, Виталий Хомутынник, Павел Фукс и Игорь Коломойский.

С фамилией последнего “Укрнефтебурения” ассоциировалось до апреля 2023, когда было “национализировано” и передано в управление государственной “Укрнефти”.

Почему остановилась добыча

Среди ключевых аргументов власти в пользу передачи арестованной компании в управление государства – увеличение добычи и налоговых поступлений в госбюджет, стабильное прохождение отопительного сезона во время войны. На практике вышло иначе: по инициативе Государственной службы геологии и недр под руководством Романа Опимаха добыча “Укрнефтебурения” остановилась.

28 ноября 2023 г. коллегия судей Шестого апелляционного административного суда приняла постановление, которым с 1 декабря аннулировала лицензию “Укрнефтебурения” “на добычу углеводородов на Сахалинском месторождении”. Таким образом, суд фактически обязал компанию остановить работы на участке.

Компания сразу подала кассационную жалобу в Верховный суд, но получила отказ. В “Укрнефтебурении” заявили, что расценивают решение Верховного Суда как “лишение в доступе к правосудию” и добавили, что планируют обратиться в другие компетентные органы, судебные инстанции для установления справедливости.

Что дальше? Первый вариант – “Укрнефтебурение” добьется возврата лицензии и возобновит добычу. Второй – лицензию будет выставлен на аукцион. Третий – Кодекс о недрах позволяет компаниям, имеющим лицензии, без конкурса “поглощать” соседние участки. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в Госгеонедр.

Без аукциона получить право на разработку месторождения могут компании семьи эксминистра экологии времен Януковича Николая Злочевского. Лицензии на соседние четыре участка имеют его компании “Эско-север” и “Системойлинженеринг”.

Какой сценарий наиболее вероятен? “Я не берусь что-то прогнозировать после 28 ноября. Тот день показал, что права в нашем государстве гораздо меньше, чем мы надеялись. Когда можно восстановить добычу? Может, через неделю, может, через год, а может, и через две. Мы же не знаем, кто заказчик этой истории”, – ответил ЭП директор “Укрнефтебурения” Олег Мальчик.

Миллиарды мимо бюджета

Пока продолжаются юридические споры в судах, государство ежедневно теряет миллионы гривен. По подсчетам “Укрнефтебурения”, из-за аннулирования лицензии ежедневно теряется почти 50 млн. куб. м газа и 5 299 тонн конденсата. За месяц прибыль от реализации этих углеводородов составила бы почти 500 млн. грн.

“За год выходит около 500 миллионов кубометров газа, который должен идти государству. Если посчитать стоимость этого газа и налоги, то это около 11 млрд. грн. Эти деньги государство может потерять”, – объясняет Мальчик.

“В момент, когда Украина пытается выйти на самообеспечение газом, остановка добычи выглядит странно. Каждый недобываемый кубометр в Украине означает импорт из ЕС по другим ценам”, – отмечает экс-руководитель “Оператора ГТС” Сергей Макогон.

По его словам, из-за потери 500 млн. куб. м газа добычи “Укрнефтебурения” придется импортировать голубое топливо на 150-200 млн. дол.

Кому может достаться лицензия

По словам Мальчика, для решения этой проблемы его компания обращалась с письмами в “Укрнафту”, Кабмин, Минэнергетику и Офис президента.

“Ответили, что они не имеют права вмешиваться в судебную систему. Это, в принципе, и логично, если только судебная система делала свое дело и руководствовалась в своих решениях законами Украины. Поэтому будем это обжаловать, хотим все-таки добиться победы права”, – ответил гендиректор “Укрнефтебурения”.

Глава “Экспертного совета по вопросам развития газовой промышленности и рынка природного газа” Леонид Униговский считает остановку добычи на Сахалинской площади угрозой энергетической безопасности страны.

“У нас законодательство частично мирного времени. Следовало бы усилить регуляторные возможности Кабмина, чтобы он мог решать такие вопросы, которые существуют не только в “Укрнефтебурении”. На период военного времени компетенции и возможности Кабмина должны быть более широкими и действенными”, – считает он. Униговский.

“Рассказывать, что мы ничего не можем сделать, потому что закон превыше всего можно где-то в Норвегии, где нет войны. Здесь ситуация иначе. Есть решение для разблокирования работы компании и о нем хорошо знают в высоких кабинетах. Никто ничего не делает, потому что все знают, что там сконцентрированы интересы влиятельных людей”, – соглашается эксперт по энергетике Геннадий Рябцев.

Существует и альтернативное мнение о возможных причинах остановки добычи газа “Укрнефтебурением”. По словам собеседника ЭП в правительстве, эпопея с лицензиями может быть связана с определенными нормативными или техническими проблемами, возникшими из-за поспешной передачи компании от бывших акционеров государству.

“Возможно, таким путем их пытаются решить. С большой вероятностью это закончится тем, что лицензия останется в руках какой-то госкомпании. Кто это будет – вопрос второстепенный. Более важно, когда возобновится добыча и сколько за это время будут потеряны средства и газ”, – подытожил представитель Кабмина. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version