Сжиженный газ стал горючим, по потреблению которого война ударила больше всего. Это дополнительно обострило конкуренцию за потребителя между операторами рынка. В плане импорта LPG 2023 г. был полон событий и поворотов. Борьба с российским ресурсом, паралич автомобильного импорта с запада, вторая за два года перестройка рынка… Все эти толчки обусловили новый ландшафт рынка и операционные результаты участников, рейтинг которых мы представляем.
В общей сложности за 2023 г. в импорте газа участвовали 285 предприятий, тогда как в 2022-м их было 243, а в 2021-м – только 123. В 2023 г. рынок продолжил мельчать – на ТОП-10 импортеров пришлось 55% импорта, тогда как в 2022-м десятка импортировала 65% всего объема, а в 2021 году – 68%.
Крупнейшим импортером сжиженного газа в Украину в 2023 г. стала компания “Западэкотоп”, которая в 2022 г. занимала лишь третье место в ТОП-10. Заметим, что лидер рейтинга – чистый трейдер, у которого нет тонн розничного сбыта. Чисто оптовые компании на украинском рынке газа в последние годы проявляют все меньше активности. Оптовый рынок очень чувствителен и буквально одна партия газа, приобретенная на этапе падения цен, может запросто загнать экономику бизнеса ниже нуля. Цены на заправках падают проще, чем растут, так что возможность сбыта через собственную розничную сеть придает бизнесу незаурядную устойчивость.
В компании говорят, что залог успеха – опыт. Как считает менеджмент, за более чем 20 лет, которые команда находится на рынке, сформирована качественная клиентская база, а значит – ритмичный сбыт и возможность продаж по предоплате.
Основное направление импорта “Западэкотопа” – юг, в частности через Румынию. В хранилища газ поступал из Алжира, Греции, Египта и США. Кстати, поставки американского газа – дисциплина, где компания также обогнала коллег. Мощные поставки из прозрачных источников почти полностью разбавили некоторые объемы из “Казахстана”, замеченные в начале года.
Второе место в рейтинге – за “Катма-Групп”, которая входит в группу “БРСМ”. Наибольший объем оператор импортировал из Польши (около 41,5 тыс. т), а именно из терминалов Globe Terminal, Polski Gas и других ценителей казахского и европейского газа. Впрочем, портфолио БРСМ включает не только подозрительный ресурс. Во второй половине года компания начала активно наращивать поставки с юга, и в результате увеличила их втрое по сравнению с 2022 годом. Причина смены курса – выход “БРСМ” в статус судовладельца. Как стало известно enkorr, во втором полугодии владелец компании Андрей Биба приобрел LPG-танкеры Star Prime (дедвейт 3,5 тыс. т) и Boreas LPG (дедвейт 1,4 тыс. т) у Алексея Костяка. Как говорят на рынке, ранее “БРСМ” фрахтовала эти суда, однако из-за неритмичности сбыта попадала на демередж, что и подтолкнуло дело к покупке.
Статус судовладельца, впрочем, не улучшил ритмичность: далеко не весь объем, особенно со Star Prime, сеть способна оперативно “переварить”. В эти периоды “Катма” устраивает на юге аукционы щедрот, чем очень огорчает многочисленных коллег из оптового сегмента. “Мы не можем объяснить их экономику. Иногда это даже не ноль”, – жалуется другой импортер из южного региона.
Далее в рейтинге импортеров следует другой генератор непонятной экономики, правда на розничном рынке – “Авантаж-7”. По сравнению с 2022 г. компания поднялась на одну ступеньку вверх. 92% общего объема зарубежного газа компанией было ввезено газовозами, тогда как годом ранее – только половину. Вероятно, на транспортный паттерн повлияло значительное расширение парка газовозов в 2022 г.
Чаще газовозы “Авантажа” ездили в Польшу, компания стала крупнейшим получателем газа из этой страны. Происхождением не перебирали, поэтому более половины рейсов – на польские и балтийские терминалы, известные работой с российским и псевдоказахским газом. Примечательно, что импорт из Балтии закончился в мае, из Вульки, Сокулки и Белостока – в октябре; все по расписанию приемов по прекращению попаданий подозрительного газа в Украину. Таков он, секрет украинского топливного дискаунтера.
На 14% за год сбавил импортные обороты прошлогодний лидер – группа компаний Надежда. Наибольшим фактором потери импортных объемов стало нашествие российского газа в начале года. “2023 мы обратили внимание на внутренних производителей. К тому же их доля увеличилась по отношению к импорту после снижения спроса. Большую часть своих нужд на левом берегу Днепра закрываем аукционным ресурсом”, – отметил руководитель газового направления группы Станислав Батраченко.
В 2023 году полтавчане сохранили высокую долю железной дороги в структуре поставок – каждая седьмая тонна прибывала именно в вагонах. Как и многие другие трейдеры, больше всего газа “Надежда” привезла из Польши. Из примечательного – сохранение существенных объемов с чешского завода Orlen (17,2 тыс. т) и наибольшие объемы из Сербии (8,3 тыс. т).
Также отметим, что с ноября компания возобновила поставку ресурса казахского производства. В начале года импортер работал напрямую с казахским поставщиком, а сейчас сотрудничает через Unimot, перегружающий ресурс “Тенгизшевройла”.
Неизменное пятое место – за OKKO. За год компания увеличила импорт на 15%. Больше газа львовяне привезли, конечно же, с Запада, с юга – только ситуативные партии. “У нас свои условия, и как бы мы ни считали, нам выгоднее импортировать через Польшу”, – говорят в компании.
Если принимать во внимание происхождение газа в корзине “Галнефтегаза”, то лидеры – США, Польша и Казахстан. Компания – один из немногих импортеров казахского газа. Ресурс “Жаикмуная” возит для ОККО Venor, польская “дочка” Vitol. Международный трейдер также помог добавить очередную яркую строчку в трейдерском резюме украинского рынка – отгрузку британского газа. LPG с шотландского завода Shell было отгружено на танкер из терминала в заливе Брейфут, на континент ресурс переместился в Антверпене, откуда доехал в вагонах до Славкува, а уже оттуда широким путем попал в Украину.
Еще более безумной логистикой отметился WOG, идущий в рейтинге импортеров вслед за “зеленым братом”. Трейдер импортировал газ из Бразилии: 30-тысячный танкер разлился на более мелкие лодки в Швеции и через Польшу попал в Украину.
Фишка WOG – почти полный отказ от автомобильного импорта. За весь год компания завезла из-за границы буквально несколько десятков машин. “Железная дорога – это большие объемы партии, которые нам нужны. Парк машин загружен для эффективной работы внутри страны, – говорят закупщики трейдера. – Они также отмечают, что западные трейдеры, оперирующие существенными объемами нероссийского ресурса, предпочитают железные дороги.
Компания GT, следующий участник рейтинга, тоже сделала ставку на железнодорожный транспорт (72% от общего импорта компании). Самый большой объем пришел из Молдовы. Напомним, трейдер с 2022 года арендует ГНС в молдавском городе Унгены на корне с Румынией. Решение о работе по этому базису, очевидно, окупилось в октябре-ноябре, когда грузовое автомобильное сообщение с Польшей было почти парализовано.
GT – один из немногих трейдеров, импортировавший казахский газ, и именно он стал основным в его годовом портфолио. Среди других заметных источников – морские партии из Алжира, США и Египта.
В целом за год “Газтрон” уменьшил объемы почти на 18%, наибольший спад – в феврале-мае, когда поток российского газа из Балтии и Польши достиг апогея.
Новички ТОП-10 в прошлом году – UPG и “Энергоимпекс”, которые в 2022 г. занимали 14 и 13 место соответственно.
UPG, известная одним из крупнейших автопарков, до осени 2023 года снабжала горючее только автомобильным транспортом из Польши. Протесты на польской границе болезненно ударили по логистике компании. Впрочем, тотального проседания удалось избежать даже в ноябре. Коллапс на границе заставил искать другие пути импорта газа: железнодорожные отгрузки из Польши и автомобильный импорт из Румынии.
В первом полугодии UPG импортировала газ только польского и казахского происхождения, однако в июне трейдер, очевидно, разнюхал запах подозрительного ресурса и больше к нему уже не возвращался. Среди самых больших источников по результатам года – США, Германия, ресурс польской Venor.
Одесский “Энергоимпекс” в 2023 году 100% газа импортировал из Румынии. Из 24 тыс. тонн только 3,2 тыс. поступили по железной дороге. Как известно, компания оперирует небольшой сетью АГЗС в южной части Украины, но основной объем “Энергоимпекс” реализует вместе. Треть объема компания Дмитрия Бузаджи импортировала из Мидии. Крупнейшие партии трейдера имели происхождение Алжира, Египта и США – стандартный для 2023 набор южного трейдера.
Похожая история и у другого одессита – группы SP, замыкающей ТОП-10 импортеров LPG 2023 года. Когда осенью движение через западную границу почти остановилось, юг стал основным направлением снабжения ресурса. С сентября по ноябрь одесситам удалось ввезти более 8,5 тыс. т ресурса. “Всем были очень нужны железнодорожный ресурс и вагоны. У нас было и то, и другое. Можно сказать, что оказались в нужном месте в нужное время”, – говорит глава группы Станислав Пламадяло. Он также упоминает, что именно газовозы SP Gas в кризисном ноябре первыми совершили рейсы в Албанию.
Десятку лидеров прошлого года, как и вообще списки импортеров, оставили Евромин Энерджи и БНК-Украина, функционировавшие до февраля 2022 г. Если с предателями-белорусами все понятно, то дочь Vitol, очевидно, перенаправила усилия украинской команды польский фронт.
Также выпал из рейтинга “Люкс Трейд Ресурс”, который в 2022-м занимал восьмую строчку рейтинга. В прошлом году компания активно импортировала газ по южным направлениям (12,9 тыс. т в целом), но продажа флагманов флота “БРСМ” не могла не сказаться на масштабах работы. Вместе с тем в компании говорят, что продолжат активно работать на украинском рынке, для чего есть и инфраструктура, и немалый опыт.
Отдельного внимания заслуживают события конца прошлого года, когда блокирование польской границы спровоцировало кризис на украинском рынке сжиженного газа. Тогда в полусухом октябре и сухом ноябре трейдеры должны были выстраивать новые цепочки снабжения. Кому-то пришлось возвращаться к железнодорожным поставкам, кому-то овладевать закупкой вагонных партий. Среди неизвестных были сроки прибытия железнодорожных партий и застрявших на границе газовозов на рынок, но главное количество ресурса, необходимое для заполнения новой логистической структуры и начала ритмической работы.
Уравнения успешно решили не все, и много избыточного ресурса сместилось на декабрь, который стал еще более “мертвым”, чем во все предыдущие годы. “СП Импекс”, “Западэкотоп”, опытные газовые трейдеры. Большинству из остальных пришлось либо продавать излишки в убыток, либо консервировать их до лучших времен. Впрочем, по усредненным подсчетам, даже обвал цен в декабре не выбил большинства импортеров газа из положительного результата года. По крайней мере, разговоры о страшных минусах, которые всегда были неотъемлемой частью этого рынка, почти прекратились. (Артем Куюн, Наталья Курган; Enkorr/Энергетика Украины и мира)