В предыдущем годовом обзоре enkorr разбирал, как сработали украинские импортеры сжиженного газа, теперь мы взглянем на те же процессы, но с другой стороны границы. В 2022 г. Украине пришлось перестраивать логистику поставок нефтепродуктов на 180 градусов. А в 2023 г. карту снова пришлось перечеркнуть: борьба с поставками российского ресурса и сложности на польской границе заметно изменили расклады.
Согласно данным Консалтинговой группы “А-95”, главными направлениями поставок сжиженного газа в 2023 г. остались Польша и Румыния. В прошлом году объемы отправлений продукта из Польши выросли на 51%, до 417 тыс. тонн, из Румынии – на 26%, до 231 тыс. тонн. Суммарная доля Польши и Румынии в структуре импорта в прошлом году возросла с 55 до 67% после прекращения поставок продукта из России и Беларуси. Из перечня стран-поставщиков также исчез Казахстан, прекративший прямые железнодорожные отгрузки в Украину из-за сокращения объемов предложения и высоких затрат на логистику по территории России и Польши. Часть объемов казахстанские компании перенаправили украинским контрагентам через польских посредников.
Объемы поставок сжиженного газа из стран Балтии в 2023 году выросли на 78%, до 159 тыс. тонн. Следует отметить, что балтийские страны, как и Польша, являются крупными импортерами российского сжиженного газа. За счет неадекватно низких цен и отсутствия качественного контроля за происхождением продукта в I полугодии прошлого года доля поставок из Польши и стран Балтии на украинском рынке достигала почти 90%. Но ситуация начала меняться после вступления в силу Постановления №1147, которое предполагало наличие сертификата происхождения импортируемых партий. Это привело к сокращению объемов предложения продукта от латвийских и литовских компаний, отныне не имевших возможности поставлять российский газ в чистом виде. Сокращение отгрузок продукта из Польши и стран Балтии ускорилось осенью прошлого года, когда на украинско-польской границе начали расти очереди после увеличения объемов отправок агропродукции и стачек польских перевозчиков.
На фоне недостаточных объемов предложения нероссийского ресурса и логистических проблем на западном направлении росло значение Румынии как поставщика LPG. Во втором полугодии прошлого года объемы отгрузок газа из Румынии удвоились и составили 155 тысяч тонн. Привлекательность южного ресурса добавляла также благоприятная ценовая конъюнктура. В летние месяцы цены пропана и бутана Sonatrach колебались в пределах $335-470/т, а умеренные премии на морские партии газа позволяли румынским компаниям успешно конкурировать не только на юге Украины, но и в центральных регионах.
Среди других стран-поставщиков следует выделить Словакию, Венгрию и Сербию. В прошлом году объемы импорта сжиженного газа по этому направлению выросли в 2,6 раза до 48 тыс. тонн. При этом заметный рост отправлений произошел к концу года за счет увеличения закупок железнодорожных партий ресурса. В условиях блокирования польско-украинской границы крупные импортеры вынуждены были искать альтернативные каналы поставок сжиженного газа.
Статистика свидетельствует о том, что импорт сжиженного газа стал более упорядоченным. Если в 2022 году на первую десятку компаний-поставщиков приходилось только 36% импорта, то в 2023 ТОП-10 компаний обеспечили 45% поставок.
Крупнейшей по объемам поставок газа в Украину была Commercio Petroleo, трейдер, обслуживающий сеть АЗС БРСМ. Основные объемы газа компания с эстонской регистрацией отгружала в Украину железнодорожным транспортом, совершая перевалку на польских терминалах Polski Gaz в Сосновке и Glob Terminal в Браннево. Из 70,7 тыс. тонн продукта 40,3 тыс. тонн было отгружено по железной дороге. Впрочем, компания была активна и на Черном море, в прошлом году Commercio Petroleo доставила кораблями через Румынию 23,5 тыс. тонн LPG. Как известно, осенью 2023 г. компания обзавелась собственным флотом, приобретя два LPG-танкера. Автомобильными партиями она перестала поставлять газ в августе прошлого года, до этого продукт уезжал из польских и балтийских базисов. Учитывая, что осенью ситуация на украинско-польской границе начала ухудшаться, отказ компании от автомобильных поставок выглядел стратегически правильным решением.
Второе место заняла словацкая компания VPC Trade, зарубежный трейдер “Захидекотопа”. Почти весь объем, 65,1 тыс. тонн, трейдер снабжал морскими каналами, преимущественно из терминала Unicom Oil Terminal, расположенного в Галаке. Также небольшие партии газа отправлены из Мидии и румынских НПЗ. По сравнению с 2022 годом, когда компания была на третьей строчке рейтинга, объемы поставок продукта VPC Trade выросли в 2,3 раза до 66,1 тыс. тонн, что было связано с ростом значения южного канала поставок для украинского рынка после прекращения импорта из России и белорусы.
Тройку крупнейших поставщиков замыкает болгарский Bulmarket. В прошлом году объемы реализации компании выросли с 31,4 тыс. тонн до 53,3 тыс. тонн, при этом в 2022 году болгарский поставщик был №2 в рейтинге экспортеров. Главным рабочим базисом Bulmarket остается терминал Citi Gas в Галаке. Терминал расположен в 25 км от украинской границы, что делает его сверхудобным и безопасным для украинских компаний. В прошлом году Bulmarket отгрузил в Украину 38,7 тыс. тонн газа автомобильным транспортом – это самый большой показатель среди всех зарубежных поставщиков. Объемы железнодорожных отправлений в прошлом году составили 14,6 тыс. тонн, но в течение года украинские компании отмечали, что отгрузка вагонов из Галаца производилась довольно медленно.
Стоит отметить, что Bulmarket – мультипрофильная компания. Помимо газа, трейдер также предлагал бензин и дизельное топливо, что позволяло комплексно обслуживать украинских клиентов. Но после запрета на отгрузки из болгарских базисов в портфеле предложений Bulmarket для Украины остался только газ.
Четвертое место по объемам поставок заняла польская Bialchem Group, новичок в ТОП-10, ведь в 2022 г. она была только на 20 месте. Компания-оператор терминала в Вульце-Добринской увеличила продажи в Украине с 16,5 до 52,8 тыс. тонн. Секретом успеха компании является не только близкое расположение основного базиса украинской границы, но и привлекательные цены. Компания – один из основных поставщиков подозрительного ресурса из Польши. В июне прошлого года польская таможня выдвигала претензии Bialchem Group относительно пропорции смешивания газовых фракций российского и нероссийского производства и отказала в выдаче сертификатов происхождения, в результате чего несколько десятков партий ехавшего в Украину продукта были заблокированы.
На пятой строчке рейтинга оказался нефтяной концерн Orlen, который отгружал сжиженный газ со своих заводов и терминалов в Литве и Чехии. В прошлом году компании Группы увеличили объем поставок с 28,2 тыс. тонн до 42 тыс. тонн. При этом рост произошел за счет активизации отгрузок из Мажейкяйского НПЗ, тогда как поставки с чешского завода Unipetrol в Литве уменьшились с 21,3 тыс. тонн до 17,2 тыс. тонн.
В прошлом году газ с литовского и чешского заводов отгружался 14 компаниям, но крупнейшим получателем орленовского ресурса стала “Надежда”, на которую пришлось 56% объемов.
Объемы прямых поставок газа производства Мажейкяйского НПЗ в 2023 г. на украинский рынок составляли 25 тыс. тонн, однако фактические поступления литовского продукта в Украину в прошлом году были втрое больше – почти 74 тыс. тонн. Кроме непосредственно Orlen, газ мажейкяйского производства продают многочисленные балтийские и польские трейдеры, скупающие его по очень выгодным ценам. Украинские компании неоднократно штурмовали вильнюсский офис Orlen с просьбами увеличить прямые отгрузки по TERM-контрактам, однако по неизвестным причинам концерн не спешит удовлетворять резвый спрос. “Мы готовы брать на заводе дороже, переплачивать за газ с прозрачным происхождением, но Orlen`у. В конце 2023 г. шли разговоры, что вроде бы на украинское направление дадут больше, однако ничего не изменилось”, – рассказывает контрагент литовской компании.
Вслед за литовским заводом идет польский трейдер Barter, который в 2022 г. занимал лишь 14 место по объемам поставок. Компания управляет большим терминалом в Сокулке, но некоторые продажи производит также и из Малашевичей. В прошлом году продажи газа этой компанией выросли с 21,3 тыс. тонн до 36,8 тыс. тонн. Barter – крупнейший поставщик “псевдоказахского” LPG, производящийся на оренбургском ГПЗ “Газпрома”. Это позволило компании собрать вокруг себя мелких украинских клиентов, стремившихся покупать недорогой ресурс с нероссийскими сертификатами. Во втором полугодии оренбургский поток газа на Сокулку начал пересыхать, поэтому Barter увеличил предложение европейского и американского ресурса, что сказалось на ценах реализации.
Еще один польский поставщик, хорошо известный украинскому рынку – компания Unimot. В прошлом году гданский трейдер отгрузил в Украину 33,3 тыс. тонн сжиженного газа, это седьмой результат в годовом зачете. При этом почти 80% объемов продаж пришлось на второе полугодие, когда нашествие дешевого подозрительного газа удалось хоть как-то остановить. Как и многие другие польские компании, Unimot также импортирует российский газ, но официальная позиция Группы – не продавать российский продукт в Украину. Изменения в украинском законодательстве и усиление контроля над происхождением импортируемого газа способствовали росту спроса на европейский и американский продукт, поэтому уже летом продажи компании пошли вверх.
Unimot отгружает газ автомобильным и железнодорожным транспортом из разных локаций, но основным рабочим базисом является терминал в Петркув-Трибунальском, который компания получила в управление в результате соглашения о слиянии активов Orlen и Grup LOTOS. Терминал был введен в эксплуатацию в декабре 2022 года и является самой современной топливной базой в Польше. Как сообщал enkorr , в октябре 2023 г. Unimot успешно завершила работы по проведению сертификации терминала в Ясло и Петркув-Трибунальском в соответствии с требованиями украинских ДСТУ 7687, 7688 и ДСТУ EN 589 для бензинов, ДП и LPG соответственно. Сейчас это единственный газовый терминал в Польше, имеющий сертификат под украинские стандарты.
Venor Polska, дочерняя компания Vitol в Польше, в прошлом году удвоила продажи газа в Украине, что позволило ей подняться с 21 на восьмое место в рейтинге поставщиков. Компания продает американский и европейский продукт, получаемый из балтийских портов Польши, а также является одним из немногих поставщиков газа казахского производства. Благородное происхождение предлагаемого ресурса сказывается на ценах реализации, поэтому Venor предпочитают сотрудничать преимущественно крупные украинские сети и некоторые системные трейдеры. Почти половину объемов 2023 года польская компания отгрузила по железной дороге. Автомобильные партии трейдер обычно предлагает из терминалов в Славкуве и Малашевичах.
Только железнодорожные поставки в прошлом году осуществляла зарегистрированная в Швейцарии Petroleum Trading Group, девятый игрок в сборной ТОП-10. Компания является самым крупным поставщиком газа для сети АЗС WOG. В прошлом году швейцарский трейдер грузил продукт из терминалов Польши, Германии, Болгарии и Румынии. Компании присущи нестандартные логистические решения, в 2023 г. она поставляла газ из 12 стран. Также PTG отметился тем, что первым привез в Украину газ бразильского происхождения.
Замыкает десятку крупнейших поставщиков газа трейдер PPS Group. Компания зарегистрирована в Чехии, однако имеет белорусские корни и известна на рынке с 2009 г. В прошлом году продажи трейдера в Украине выросли с 17,1 тыс. тонн (18-ю строчку рейтинга 2022 г.) до 24,6 тыс. тонн. Основные объемы газа PPS Group грузила из терминала Latvijas Propana Gaze в Риге. По словам партнеров компании, это был орленевский ресурс, который якобы из Мажейкяя по железной дороге поступал в Латвию. Кроме того, к августу прошлого года трейдер отличился отгрузками в Украину “казахского” газа с оренбургской пропиской.
2023 г. выявил слабину большой ставки на автомобильный транспорт – больший успех имели трейдеры, которые могут предложить разные логистические решения и сервисы. И хотя по состоянию на февраль 2024 г. блокада польской границы отсутствует, гарантировать стабильность автомобильных поставок из крупнейшего для Украины источника уже невозможно… Как, впрочем, и из любой страны ЕС. В то же время, анализ работы зарубежных поставщиков свидетельствует, что трейдерская чуйка и особые приемы меньше влияют на успех. Больший вес имеют моральные настройки и готовность к авантюризму, позволяющие буквально превращать российский ресурс в европейский. Очевидно, что на фоне сужения рынка и снижения маржи в Украине фактор закупочной цены будет еще более весомым, и это создает новый вызов для украинских государственных органов, декларирующих борьбу с проникновением агрессорского продукта в страну. (Иван Марченков, эксперт Консалтинговой группы “А-95”; Enkorr/Энергетика Украины и мира)