У США и ЕС есть все средства, чтобы сорвать стратегию энергетической экспансии России: какие санкционные шаги нужны?
Андрей Жупанин, народный депутат, член комитета по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг, глава межфракционного депутатского объединения “Объединенные для восстановления – United for Recovery”:
С 24 февраля 2022 г. Россия получила более 600 млрд. долл. прибыли от экспорта ископаемого топлива и спешит разрабатывать новые сибирские и арктические месторождения.
Однако если международные санкции против российской нефтегазовой промышленности сохранятся и будут строго соблюдаться, то доходы Кремля от экспорта нефти и газа могут упасть на 40-50% к 2030 г.
Из-за того, что экспорт российского сжиженного природного газа (СПГ) не подвергался международным санкциям и ограничительным мерам, в 2022-2023 г. государство-агрессор получило резкий рост доходов от него, поставив рекордные объемы на мировые рынки и стремясь к дальнейшей стремительной экспансии.
Россия планирует почти утроить свои экспортные мощности сжиженного природного газа к 2030 г. с нынешних 35 млн. тонн в год до 100 млн. тонн в год и захватить не менее 20% мирового рынка СПГ. Для достижения этой цели Россия намерена построить четыре СПГ-терминала в Арктике в дополнение к “Ямалу СПГ”.
Проект “Арктик СПГ 2” на грани провала, но не остановлен
Строительство терминала “Арктик СПГ 2” является ключевым элементом в планах России по увеличению ее доли на мировом рынке сжиженного природного газа. До начала Великой войны планировалось, что терминал выйдет на полную мощность, почти 20 млн. тонн в год, к 2026 году. Пока России удается продвигаться к этой цели, поскольку 21 декабря 2023 начала работу первая из трех очередей проекта.
Однако именно тогда, когда там началось производство СПГ, “Арктик СПГ 2” как международное совместное предприятие потерпел сильный удар от санкций США. Его иностранные участники объявили о форсмажорных обстоятельствах и отказались покупать СПГ по предварительно предусмотренным долгосрочным контрактам.
Госдепартамент США в ноябре 2023 г. ввел санкции против ООО “Арктик СПГ 2”, оператора проекта “Арктик СПГ 2”, мажоритарный пакет акций которого принадлежит компании “Новатек” (60%). Французская TotalEnergies, японская Mitsui и китайские корпорации CNPC и CNOOC, владеющие по 10% акций СП “Арктик СПГ 2”, подчинились американским санкциям. В этих обстоятельствах “Новатек”, вероятно, попытается продавать СПГ из попавшего под санкции проекта на спотовых рынках.
Наибольшей проблемой “Новатека” является логистика, поскольку компания владеет лишь тремя новыми СПГ-танкерами ледового класса, которые ходят под российским флагом. Поскольку санкции ЕС ограничивают доступ таких судов в порты стран-членов, они не смогут свободно осуществлять прямые поставки в Европу.
В то же время “Новатек” имеет доступ к 15 танкерам ледового класса Arc-7, предоставляющим услуги “Ямалу СПГ”. Из 15 СПГ-танкеров ледового класса, обеспечивающих экспорт российского СПГ, 11 застрахованы в Великобритании, три – в Норвегии.
Компании, зарегистрированные в ЕС, являются менеджерами девяти из этих судов, а менеджеры, зарегистрированные в Великобритании, управляют пятью судами. Таким образом, союзники Украины оказывают сильные рычаги влияния на экспорт российского СПГ.
Попытки России устранить узкие места в экспорте СПГ
Россия стремится добиться большей самодостаточности в строительстве газовозов ледового класса. Для “Арктика СПГ 2” “Новатек” запланировала построить 15 СПГ-танкеров типа Arc7. Первые три танкера для “Арктик СПГ 2” были построены на российском судостроительном заводе “Звезда” при содействии Samsung Heavy Industries.
Samsung остановила строительство газовозов для “Арктик СПГ 2” из-за санкций США. Сначала Samsung имела контракты на 15 газовозов, но после введения санкций прекратила производство компонентов и оборудования для судов.
Контракты предусматривали строительство СПГ-танкеров на судостроительном заводе “Звезда” в Приморском крае России. Пять корпусов танкеров были переданы по согласованию с правительством Южной Кореи, а строительство остальных десяти остановилось.
Роль Южной Кореи в развитии танкерного флота России как поставщика судов имела решающее значение для расширения планов Новатэка, поскольку корейские мощности незаменимы. Утрата корейского участия создает серьезные проблемы для проекта “Арктик СПГ 2”, а без танкерного флота он не сможет функционировать.
До сих пор экспорт российского СПГ на мировые рынки только расширялся, в то время как должно происходить обратное. Союзники Украины должны перекрыть этот важный источник поступлений в бюджет Кремля, из которого финансируется агрессивная война, а также избежать серьезных климатических последствий неконтролируемых и неучтенных выбросов метана в цепочке поставок российского СПГ.
В 2024 году Россия стремится наладить круглогодичный экспорт сжиженного природного газа из Арктики в Азию через Северный морской путь, что чревато дополнительным давлением на наиболее экологически чувствительный регион планеты.
Если Россия добьется успеха в расширении экспорта СПГ и развитии инфраструктуры вдоль Северного морского пути, это обеспечит ей дополнительные ресурсы для поддержки войны против Украины и приведет к ужасным последствиям для климата.
Нужны решительные шаги со стороны США и ЕС
Дальнейшие санкции против российского экспорта СПГ необходимы не только для того, чтобы избавить РФ от будущих доходов от экспорта газа и взорвать ее военные усилия в Украине, но и для того, чтобы внести вклад в смягчение последствий изменения климата.
В последние два года США и ЕС оказывали устойчивую поддержку Украине и приняли значительные меры для уменьшения финансовых доходов Кремля от экспорта ископаемого топлива. Теперь пора для партнеров Украины сделать следующие решительные шаги, чтобы лишить Россию существенного источника дохода и ослабить ее способность использовать поставки газа как геополитическое оружие.
Что должны сделать партнеры Украины?
- Принять дополнительные меры для полной остановки проекта “Арктик СПГ-2” включая вторичные санкции против владельцев судов, задействованных в перевозке компонентов для строительства объектов для второго и третьего этапов сжижения.
- Ограничить импорт газа из “Ямала СПГ” в Евросоюз и полностью отказаться от российского СПГ в Европе до 2025 г.
- Ввести санкции против предоставления транспортных, страховых и других денежных услуг для экспорта русского СПГ.
- Ввести целевые санкции против всех СПГ-танкеров ледового класса, используемых для экспорта российского СПГ.
В этом контексте комитет по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг с моим участием обратился к правительствам США, Евросоюза, Норвегии и Великобритании с призывом ввести комплексные санкции против российского СПГ-сектора и заблокировать планы России по расширению производства и экспорта СПГ. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)