Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: как стать восточноевропейским газовым хабом

Война привела к масштабным переменам в энергетическом балансе европейского континента. Есть ли будущее у Украины как газового хаба?

Николай Колесник, заместитель министра энергетики:

Полномасштабное вторжение России в Украину привело к масштабным изменениям в энергетическом балансе европейского континента. Появляются новые маршруты, формируются новые рынки и газовые хабы. Европа переживает инфраструктурный газовый бум, который окончательно изменит конфигурацию систем и рынков. Одну из ключевых ролей будут играть новые газовые хабы.

Министр энергетики Герман Галущенко неоднократно отмечал, что у Украины, имея собственную добычу и находясь на перекрестке новых маршрутов поставок, есть реальная перспектива стать активным газовым хабом Европы. Уже сегодня происходит создание регионального торгового индекса цены как Argus Ukraine VTP и UEEX ПХГ путем увеличения ликвидности на основе привлеченных новых объемов сопредельных рынков, на которых отсутствует транзитный ресурс из РФ.

Энергетическая система Европы сегодня – это не только газотранспортная система (ГТС), подземные хранилища газа (ПХГ), терминалы LNG, регазификационные мощности и интерконнекторы. Это также ликвидные региональные рынки, объективно отражающие равновесие между спросом и предложением.

В отчете за 2022 г. The Oxford Institute for Energy Studies разделил европейский континентальный газовый рынок на 8 региональных и до 10 активных газовых хабов. Интересно, что в предварительном отчете к “зрелому” они относили National Balancing Point (NBP, Соединенное Королевство), который сейчас имеет статус “активного”.

Сегодня только TTF (Нидерланды) является “зрелым” европейским хабом. Исторически он был “привязан” к высокодебитной добыче из месторождения Гронингена. Сейчас TTF – это виртуальная точка торговли (VTP), центр фьючерсной и спотовой торговли газом и LNG, хаб высшей ликвидности, где формируются цены. Также TTF влияет на колебания спроса смежных хабов, поэтому является ключевым индикативом стоимости газа в ЕС.

ZTP (Zeebrugge Trading Point), Бельгия – хаб, расположенный в порту Зебрюгге, где находится мощный LNG-терминал.

TRF (Trading Region France), Point Exchange Gaz (PEG) Франция – высоколиквидные VTP, не имеющие физической привязки к маршрутам поставок и ориентирующиеся на внутренний рынок.

PVB (Punto Virtuale di Scambio), Италия – виртуальная точка торговли, связывающая смежные торговые зоны. Ее относят к операционным хабам, которые создаются с целью повышения ликвидности. Аналогичная точка в Испании – PVB (Punto Virtual de Balance), ориентирующаяся на операции с LNG.

Отдельно о немецком хабе THE (Trading Hub Europe). Он начал работать в 2021 г. и консолидировал две рыночные зоны, управляемые Gaspool Balancing Services и NetConnect Germany. Сейчас это хаб высокой ликвидности, характеризующийся большим объемом торговли и высоким количеством трубопроводных связей. Здесь также формируется цена газа для центральноевропейских стран. Хаб связан с немецкими ПХГ, благодаря чему может производить корректировку и балансировку.

Потенциальный газовый хаб в Украине имеет статус запланированного на национальном уровне, но эксперты энергетического центра в Оксфорде нас относят к рынку СНГ через транзит газа из РФ. Впрочем, увеличение внутренней добычи и новые маршруты поставок альтернативного по происхождению ресурса создают основания для создания новой бизнес-модели рынка и формирования привязки именно к восточно-европейской основе баланса газовых рынков.

Украина: перекресток газотранспортных маршрутов

У Украины уже есть признаки газового хаба, и стратегия Минэнерго – привлечение нерезидентов к хранению газа и увеличение ликвидности. ПХГ – неотъемлемая часть европейской ГТС. Из общего объема мощностей по хранению в 31 млрд. кубометров нерезиденты используют 2,5-10 млрд. кубометров.

Показательный признак хаба – увеличение импорта по маршрутам, по которым отсутствует транзитный поток. В нашем случае – трейдеры везут хранить газ к нам из Польши и Венгрии.

Украинская ГТС спроектирована на поставку значительных объемов на европейские рынки и позволяет трейдерам сопредельных стран хранить и отбирать при необходимости значительные объемы.

Объем российского газа, транспортируемого через Украину в 2023 году (14,8 млрд. кубометров), можно заменить альтернативным ресурсом летом 2024 г. в сезон благоприятных цен и в дальнейшем покрывать потребности стран ЕС – Австрии, Словакии и т. д.

Европейские трейдеры заинтересованы в нашей инфраструктуре, ведь у нас много преимуществ.

Первая – сертифицированные газохранилища. Процесс сертификации ПХГ Украины начат и реализован по инициативе Минэнерго, НКРЭКУ, НАК “Нафтогаз” и АО “Укртрансгаз”.

В апреле 2023 г. НКРЭКУ приняла окончательное решение о сертификации АО “Укртрансгаз” как оператора газохранилищ, после чего мы стали одними из первых в ЕС, кто имплементировал сертификацию. Сертификация подтвердила отсутствие помех для заполнения ПХГ заказчиками как в части управления ПХГ, так и в части других коммерческих отношений.

Второе преимущество – географический центр газовых рынков Восточной Европы. Большая часть наших мощностей по хранению (25,3 млрд. кубометров) сосредоточена в пяти хранилищах, расположенных в западной части страны, и Украина принимает все возможные меры для их защиты. Они в 1,5 раза превышают совокупные объемы хранения всех хранилищ стран-соседей – Венгрии, Румынии, Польши и Словакии.

Третья – конкурентная цена. Тарифы на хранение меньше, чем в странах ЕС. К тому же, “Укртрансгаз” рассматривает возможность не пересматривать их в течение 2024 года, что является дополнительным стимулом для наших контрагентов. Тарифы на транспортировку ГТС также стимулируют закачку в украинские ПХГ.

Четвертая – таможенный склад и short-haul. Эти услуги очень интересны европейским трейдерам. Режим “таможенного склада” позволяет хранить газ без уплаты налогов и таможенных пошлин в течение 1095 дней, а услуга ОГОТС short-haul дает возможность компаниям получать скидку на транспортировку между определенными межгосударственными точками входа/выхода.

После того, как европейские компании начали хранить свой газ в наших ПХГ, международное ценовое агентство Argus 15 декабря 2023 запустило новую оценку цен на природный газ, содержащийся в украинских хранилищах. Это придало прозрачности рынка и уверенности партнерам. С октября 2018 г. Argus также публикует Ukraine VTP month ahead, а с декабря 2023 г. – Ukraine VTP current month котировки.

Украинский газовый хаб: перспективы появления

Развитие дополнительных реверсных потоков и гарантированная мощность с соседними странами-членами ЕС определяет Украину как естественную виртуальную точку торговли, связывающую смежные торговые зоны в восточноевропейский газовый хаб.

Практика показала, что газовые хабы, как правило, возникают при наличии нескольких условий.

Прозрачный, ликвидный, конкурентный газовый рынок. Важной предпосылкой является увеличение ликвидности газового хаба путем увеличения объемов торгов и количества биржевых продуктов, развитие суточной биржевой торговли и торгов на рынке месяц до, квартальных объемов, среднесрочных продуктов с гарантией выполнения обязательств, введение фьючерсных контрактов на ресурс добычи будущих периодов

Из общего объема добытого природного газа в Украине за последний год 3,7 млрд. кубометров добыто частными компаниями. Однако по результатам биржевых торгов в 2023 году на всех сегментах рынков Украинской энергетической биржи реализовано 1,33 млрд. кубометров.

Упрощение условий контрактирования свободных мощностей на всем маршруте между хабами увеличивает количество контрагентов, что возможно при гибкости предоставления услуг операторов системы хранения, транспортировки и наличия комбинированных продуктов.

Развитая сеть ГТС работает на условиях конкурентноспособного заказа свободной мощности. Наличие ПХГ обеспечивают безопасность поставок и возможность “хеджировать” риски трейдерам в условиях высоковолатильных цен.

Важный разрабатываемый шаг – это создание новых продуктов для заказчиков услуг хранения и транзита. Это как создание совместных продуктов и номинаций между национальными операторами, так и совместных продуктов с операторами сопредельных стран для связывания (упрощения) транспортировки ресурса между хабами – местами хранения и реализации.

Также этот вопрос рассматривается в рамках инициативы RePowerEU по увеличению пропускной способности между странами и их рынками для взаимобалансировки.

Экономическая эффективность ГТС – ключевое условие

Для поддержания конкурентоспособности нашей инфраструктуры следует понимать, что ее эксплуатация и ремонт направления влияет на стоимость услуг для заказчиков. Наша газовая инфраструктура достаточно разветвленная, но для эффективного управления ею нужно найти правильную бизнес-модель, которая будет релевантна десятилетиям вперед.

Важно, чтобы Оператор ГТС и “Укртрансгаз” (ПХГ) могли легко интегрироваться в новые маршруты поставок и обладать гибкостью для оперативной оптимизации расходов на незадействованных линейных частях.

В условиях стабилизации цен на природный газ трейдеры будут выбирать наиболее оптимальный маршрут поставки именно по совокупным расходам, сохранение конкурентного тарифа возможно из-за привлечения новых потоков и оптимизации расходов на незадействованную инфраструктуру.

Сформированное решение – законопроект №6133. Принятие документа позволит перейти из советской системы эксплуатации или безвозвратного вывода из эксплуатации ГТС и ПХГ на промежуточный экономически эффективный режим и избежать дополнительной тарифной нагрузки на потребителей.

Перспективные партнеры

Для увеличения количества трейдеров необходимо обеспечить гарантированную долгосрочную мощность на всех межгосударственных точках соединениях, а также целесообразно обеспечить гарантированную мощность на межгосударственных соединениях “Украина-Польша” и “Украина-Румыния”.

Запад и Север

Польское и Балтийское направления наиболее релевантны для Украины с точки зрения совокупных мощностей и спроса на природный газ и LNG. Кроме того, эти страны имеют развитую газовую и LNG-инфраструктуру.

Совокупные мощности импорта в регионе составляют около 27 млрд. кубометров газа при потреблении в 2022 году 23,5 млрд. кубометров и внутренней добыче 3,43 млрд. кубометров.

Большинство ресурсов LNG и Baltic Pipe контрактуются на долгосрочных контрактах, поэтому наличие свободных мощностей ПХГ является важным условием бесперебойности танкерных поставок с минимальными демереджами и возможностью трейдерам “хеджировать” риски. Наши ГТС и ПХГ дадут возможность обеспечить динамические поставки на основе долгосрочных контрактов.

Развитие дополнительных реверсных потоков и гарантированная мощность на точках соединения со странами ЕС определяет Украину как перспективную VTP, объединяющую смежные торговые зоны в европейский юго-восточный региональный газовый хаб.

Юг

Румыния важна, поскольку планирует разрабатывать месторождение Neptun Deep и ежегодно добывать до 9,4 млрд. кубометров газа. И здесь возникнет вопрос его транзита и хранения.

Прекращение поставок российского трубопроводного газа в Европу придало мощный импульс развитию альтернативных маршрутов поставки ресурса. Это и Трансбалканский газопровод, и развитие LNG-инфраструктуры в странах ЕС, и инициатива “Вертикальный коридор”, к которой 19 января присоединилась и Украина, позволяющая прокачку каспийского ресурса SOCAR и американского LNG.

На примере крупных компаний, таких как TotalEnergies, через Gaslog Hong Kong собирается доставить первый груз на новый импортный терминал Греции в Александруполисе, Украина может значительно нарастить поставки природного газа и к своим границам, используя в том числе и эти мощности.

Терминал Александруполис, управляемый Gastrade, является вторым объектом импорта LNG для Греции, после терминала Revithoussa, расположенного вблизи Афин. Терминал может импортировать газ для Греции, но также может поставлять газ дальше через трубопроводные соединения в Юго-Восточную Европу. Новый LNG-терминал Saros в одноименном заливе, недавно запущенный в этом районе, также служит аналогичной цели.

Минэнерго осуществляет системную аналитику рынка газа в региональном аспекте, отслеживая баланс потребления и спроса как ресурса, так и его транспортировки. Совместно с ОГТСУ и “Укртрансгаз” европейскими партнерами моделируем сценарии развития для украинской ГТС и ПХГ в зависимости от будущего спроса на мощности в региональном фокусе.

Основа безопасности поставок Восточной Европы

Страны ЕС намерены полностью отказаться от использования природного газа РФ и увеличить темпы зеленого перехода с сокращением доли ископаемых топлив в энергобалансе.

Заключенные долгосрочные контракты на увеличение объемов из каспийского региона, процента LNG уже в 2025 г. как в Балканском регионе, так и увеличение объемов поставок из Северного и Баренцевого моря в Балтийском, свидетельствует о формировании новой бизнес-модели и замещении газпромовского ресурса регионе.

Стратегическое направление – реализация плана RePowerEU и пропускной способности для интеграции рынков в региональные ликвидные рынки.

Украинская ГТС должна быть гибкой для возможности предоставления сервиса на экономически конкурентных условиях. Для этого необходимо предоставить системным операторам ПХГ и ГТС возможность эксплуатировать систему наиболее эффективным способом, с возможностью временной оптимизации избыточной мощности.

Украина имеет высокий уровень имплементации европейского законодательства на рынке природного газа, что уже много лет дает возможность нерезидентам быть активными заказчиками мощностей ГТС и ПХГ и быть активными участниками украинского рынка газа. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version