Почему украинские заводы прекращают производство биометана, и как государство может решить проблему?
Александр Домбровский, председатель правления общественного союза Global 100 RE Ukraine, народный депутат седьмого и восьмого созывов:
Новость о том, что один из крупнейших производителей биогаза “Галс Агро” остановил производство биометана из-за экономической нецелесообразности вызвал широкую дискуссию и эмоциональное обсуждение.
Решение о начале работы над проектом производства биометана было принято владельцами и руководством агрохолдинга “Галс Агро” еще в 2021 г. Это был логичный очередной шаг по развитию возобновляемой энергетики, которым агрохолдинг занимается с 2017 г.
За это время было построено и успешно эксплуатируется четыре биогазовых завода общей мощностью 14,7 МВт (эл) в Черниговской и Киевской областях. Общий объем инвестиций на сегодня составляет 38 млн. евро.
Из них, уже после начала широкомасштабного вторжения, 7 млн. евро было вложено в генерацию электроэнергии мощностью 4,5 МВт, введенной в эксплуатацию летом 2022 г., и 6 млн. евро – в два модуля обогащения биогаза к качеству биометана общей мощностью 6 млн. куб. м в год.
Заголовок новости по поводу остановки производства, которая стала поводом для дискуссии, не совсем корректен. На самом деле, после громкой презентации в апреле 2023 г. коммерческое производство биометана так и не было начато.
Месяцы, потраченные на согласование с менеджментом Региональной газовой компании (РГК), были потеряны из-за передачи распределительных газовых сетей под управление ООО “Газораспределительные сети Украины”.
Переговоры начались с начала и по состоянию на сегодняшний день компания все еще ждет согласования последних технических деталей, чтобы иметь возможность, наконец, подать биометан в трубу.
Второй биометановый проект компании в Киевской области уже четвертый месяц ждет согласования Технических условий по присоединению к газовым сетям.
Поскольку биометановые заводы строились не “с нуля”, а дооснащались уже построенные биогазовые заводы, производство биогаза и электроэнергии из него не останавливалось. Даже в первые месяцы войны, несмотря на боевые действия на Черниговщине и Киевщине.
В марте 2022 г. были приостановлены только работы по реконструкции, а с середины апреля уже продолжилось строительство новых мощностей. К сожалению, сегодня перед всеми заводами компании возникла реальная угроза полной остановки, так как с конца января ГП “Гарантированный покупатель”, со ссылкой на нормы закона 3220-IX, отказался заключить соглашение, принимать и оплачивать электроэнергию из биогаза. Эти и другие неблагоприятные факторы существенно тормозят развитие биогазовой и биометановой отраслей.
За год, прошедший с момента презентации первого в Украине производства биометана в 3 млн. куб. м в год, в странах ЕС было построено более 200 биометановых заводов общей мощностью 700 млн. куб. м в год. Годовое производство уже превысило 4,2 миллиарда кубометров и продолжает стремительно расти. А наши производители продолжают преодолевать нескончаемые препятствия.
Сырьем для производства биометана являются отходы растениеводства (пожнивные остатки, солома) и животноводства (мочевка, гной КРС, куриный помет). Сырье, после предварительной подготовки и перемешивания, подается в реакторы анаэробного сбраживания (метантенки), в которых под влиянием анаэробных бактерий органика разлагается на биогаз и осадок (дигестат).
Процесс длится до 4 недель при температуре в реакторе 36-40 С. Приблизительный состав биогаза составляет 55% метана (СН4) и 45% углекислого газа (СО2).
Мощность биометанового завода составляет 3 млн. куб. м/год. Биометан подается в газораспределительную сеть. Для присоединения завода к газовым сетям компания получила технические условия и перед началом реализации проекта специально заказывала гидравлические расчеты, чтобы понимать, сколько биометана можно подавать в газораспределительную сеть в течение года.
Для обогащения биогаза до качества природного газа (биометана) нужно отделить из биогаза СО2 и довести концентрацию метана до 96-98%. Для этого используется разработка обогащения биогаза компании Bright Renewables энергетического холдинга HOST, Нидерланды.
В процессе анаэробного сбраживания, кроме биометана, на выходе образуется сброженный осадок в виде дигестата, используемого в качестве органических удобрений. Годовой объем удобрений составляет более 80 тыс. тонн, что позволит уменьшить внесение минеральных удобрений на площади до 1500 га.
Объем инвестиций компании для реализации проекта составил почти 6 млн. евро. Несмотря на войну, компания приняла решение инвестировать в завод, потому что верит, что это направление имеет потенциал развития в Украине.
Биометановые проекты – это не только переработка отходов животноводства и растениеводства, но и проекты создания добавленной стоимости. Они разрешают диверсифицировать аграрный бизнес, сделать вертикальную интеграцию бизнеса и расширить экспортные каналы сбыта для украинских производителей.
Доход от продажи биометана зависит от страны импортера, сырья, из которого произведен биометан, и отрасли его использования. Стоимость биометана на разных рынках отличается и составляет 50-100 евро/МВт-ч (500-1000 евро/1000 куб. м биометана).
Компания создала около 50 временных и 15 постоянных рабочих мест. Новые рабочие места в воюющей стране – это налоги в местные и государственные бюджеты, это поддержка семей работников. Один средний биометановый завод – это 2-3 млн. грн. налогов в разные бюджеты в течение года.
Это плата за аренду, налог на доходы физлиц, ЕСВ, налог на прибыль. Такие инвестиционные проекты обладают большим мультипликационным эффектом для экономики страны, поскольку дают работу другим компаниям, малому и среднему бизнесу, начиная от производства строительных материалов, заканчивая сервисными услугами. Биометан из навоза и других аграрных отходов будет продаваться на экспорт в ЕС и заработанная валюта будет возвращаться на внутренний рынок Украины.
К сожалению, полностью готовый к эксплуатации завод не может начать производство биометана по тем же причинам, что и у компании “Галс Агро”. В ближайшее время компания будет вынуждена уволить работников, получивших квалификацию при строительстве и подготовке завода к эксплуатации. После такого увольнения нанять новый квалифицированный персонал практически невозможно.
Кроме описанных выше компаний активно строят и близкие к завершению строительство биометановых заводов “Юзефо-Николаевская биогазовая компания”, “Теофипольская энергетическая компания” и еще один проект “Галс Агро”.
Прогнозируем, что после открытия экспорта, темпы строительства биометановых заводов в Украине значительно возрастут. Например, во Франции примерно раз в неделю запускается новый биометановый завод.
Проблемы развития
Украинские производители сталкиваются со многими проблемами, присущими новым рынкам. Это неурегулированность законодательства, боязнь чиновников брать на себя ответственность за решение, отсутствие урегулированных процедур и ответов на возникающие вопросы.
Построив заводы, установив оборудование и проинвестировав большие средства, они столкнулись с тем, что не имеют возможности экспортировать свой продукт на экспорт.
В условиях запрета экспорта природного газа и низких цен на природный газ, отсутствия стимулов по потреблению биометана продать биометан с прибылью на рынке Украины не реально.
Поэтому единственным вариантом для производителей работать – поставлять свой товар на европейский рынок.
Второй вопрос, с которым сталкиваются первые украинские производители биометана, это скептическое отношение операторов газовых сетей к биометану как продукту. Результатом является долгий процесс подписания технического соглашения, регламентирующего отношения между производителем и оператором.
Несмотря на то, что типовое соглашение прописано в кодексе газораспределительных и газотранспортных сетей, производители уже более 4-х месяцев согласовывают конечную редакцию с операторами газовых сетей. В таких сложных условиях сегодня рождается новая ветвь Украины.
Если в Украине не появится стратегия развития биометановой отрасли, с координацией развития сектора на высшем уровне исполнительной власти, перспективный и пока открытый для нас рынок ЕС будет заполнен производителями из соседних стран, где уже созданы условия для льготного финансирования и приоритетного и беспроблемного присоединения биометановых заводов в газовые сети.
Прогнозы развития сектора биометана в ЕС
Общее производство биометана в ЕС в 2022 г. составило 4,2 млрд. куб. м/год. В среднесрочной перспективе сектор биометана является ключевым в стратегии ЕС REPowerEU и должен обеспечить производство 35 млрд. куб. м биометана/год до 2030 г.
Прогнозируется, что к 2050 г. сектор сможет производить 100-180 млрд. куб. м биометана/год. Украина может потенциально обеспечить до 20% потребности этого рынка и стать одним из ключевых поставщиков биометана в ЕС.
Ждут ли украинский биометан в ЕС
20 ноября 2023 г. вступила в силу Директива ЕС 2023/2413 (RED III), согласно которой создается база данных ЕС – Union data base (UDB). Это платформа, разработанная Европейской Комиссией для отслеживания жидких и газообразных возобновляемых видов топлива.
Для биометана UDB должен заработать до 21 ноября 2024 г. Директива предусматривает новые требования для украинского биометана, экспортируемого на рынок ЕС:
– внесение данных в UDB по транзакциям биометана и доказательствам его постоянства;
– Украинская газовая сеть должна быть частью объединенной газовой системы ЕС.
Для подтверждения подлинности данных используются добровольные схемы сертификации постоянства, признанные Комиссией. Гарантии происхождения могут использоваться в качестве дополнения.
Таким образом, если в Украине будет запущен реестр биометана, то он должен быть подключен к UDB. Если реестр биометана Украины будет запущен без подключения к UDB, экспорт биометана в ЕС будет невозможен.
Пока реестр биометана не будет запущен и соединен с UDB, для торговли биометаном с ЕС производители биометана смогут пользоваться добровольными схемами сертификации постоянства.
Таким образом, на период до подключения украинского реестра биометана к UDB единственным действенным механизмом экспорта биометана из Украины остается экспорт биометана по доказательствам постоянства, полученным по одной из добровольных схем сертификации постоянства.
Законопроект 9456
Проблему открытия экспорта биометана должно решить принятие проекта закона “О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины относительно таможенного оформления биометана”, N9456 от 03.07.2023 .
Он проголосован в первом чтении только 7 февраля 2024 – через 7 месяцев после регистрации. Считаем столь долгое время рассмотрения недопустимым и тормозящим развитие сектора.
На базе комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики происходит его подготовка ко второму чтению. Таможенный контроль и таможенное оформление биометана будет производиться в порядке, предусмотренном для природного газа. Одна из проблем, которую решают при подготовке законопроекта ко второму чтению, – как предотвратить экспорт природного газа под видом биометана.
На этапе до запуска украинского реестра биометана и его соединения с UDB это решается предоставлением таможенным органам соответствующего сертификата соответствия критериям постоянства и доказательство постоянства биометана.
После запуска украинского реестра биометана и его соединения с UDB экспорт будет происходить после предоставления таможенным органам информации об учетной записи пользователя реестра биометана и гарантии происхождения биометана.
Нужны шаги
Украина имеет один из самых больших в Европе потенциалов производства биометана (21,8 млрд. куб. м/год), на базе которого может быть создана новая экспортно-ориентированная отрасль, а со временем налажено и его потребление на внутреннем рынке.
Украинские производители биометана просят Верховную Раду Украины и Министерство финансов приложить все усилия, чтобы открыть экспорт биометана и как можно быстрее принять ЗП 9456 и другую необходимую нормативную базу.
Открытие экспорта украинского биометана – это первый необходимый шаг и домашнее задание украинской стороны для выхода на экспортные рынки ЕС и других стран.
Учитывая, что мы видим сегодня с блокированием экспорта украинской аграрной продукции, можно прогнозировать, что путь украинского биометана на экспорт также не будет легким.
Нуждаются во внедрении более прозрачные и быстрые процедуры присоединения биометановых заводов к газовым сетям.
Нужна синхронизированная и скоординированная работа всех государственных институтов, украинских ассоциаций и бизнеса как единой мощной команды по защите и лоббированию экспортных интересов Украины на рынках ЕС и других стран. (Соавторы: Георгий Гелетуха, д.т.н., председатель правления Биоэнергетической ассоциации Украины; Сергей Савчук, директор по развитию и инвестициям группы компаний Vitagro; Сергей Кравчук, генеральный директор агрохолдинга “Галс Агро”; Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)