“Нафтогаз Украины” отчитался, что в 2023 г. выкупил почти миллиард кубометров газа у частных украинских добытчиков газа. По мнению НАК, это победа. На самом же деле то, что государственная компания выкупает такие значительные объемы газа у частных добытчиков, говорит лишь об отсутствии рынка газа, значительном его искривлении и неэффективности.
Причина этого в том, что из-за значительного падения потребления газа украинскими промышленными предприятиями (до 60%) и запрета на его экспорт с марта 2022 г. возник искусственный профицит газа у частных добытчиков, который они не могли ни продать внутри Украины, ни экспортировать. Доля такого избыточного газа составляла до 30%. Ситуацию усугубляло и то, что к тому времени ренту нужно было платить сразу после добычи, что дополнительно вытягивало оборотные средства из частных добывающих компаний и фактически ставило их на грань выживания, а о реинвестировании в добычу газа речь даже не шла.
Чтобы частично решить эту проблему, в мае 2022 г. были внесены изменения в Налоговый кодекс, позволяющие добытчикам платить рентные платежи не на объем добытого газа, а на объем реализованного. Это позволило им закачивать такой избыточный ресурс в подземные хранилища газа (ПХГ) и хранить его там без уплаты ренты. Соответственно, такие компании не платить и другие налоги с объемов нереализованного газа (НДС, налог на прибыль и т.п.), что также имело негативные последствия для бюджета. На лето 2023 г. в ПХГ находилось до 1,6 млрд. кубометров такого газа частных добытчиков. Такие изменения в законодательство помогли частично решить проблему с уплатой ренты, но фактически привели к тому, что значительные средства частных компаний были заморожены, и поэтому они не имели возможности реинвестировать доход в развитие собственной добычи. Это явилось одной из причин значительного падения добычи частников (14%).
Чтобы придать дополнительную ликвидность рынку газа частным добытчикам, “Нафтогаз” начал выкупать у них объем газа. Формально он не был обязан это делать, потому что не было решения КМУ или иного органа, обязывающего государственную компанию выкупать такой газ у частных компаний и определяло бы объемы и цену таких покупок. Поэтому такие закупки должны рассматриваться исключительно под углом обычной коммерческой деятельности “Нафтогаза”. За 2023 г. было выкуплено почти миллиард кубометров газа на сумму более 12 млрд. грн. (без НДС).
Да это ли победа и в чем тогда она заключается
“Нафтогаз” является коммерческой организацией, поэтому имеет целью получать прибыль от своей коммерческой деятельности. К сожалению, он не раскрыл в новости информацию о своей прибыли от этих операций закупок, а финансовая отчетность за 2023 г. еще недоступна. Но можно сделать некоторые предположения.
НАК реализует газ следующим сегментам рынка:
- Популяция. “Нафтогаз” фактически является монопольным поставщиком газа для всего населения Украины (97%) по цене 6,63 грн. за кубометр (без НДС). Согласно специальным обязанностям (постановление КМУ №222) он формирует ресурс газа для населения из газа “Укргаздобыча”. А в 2023 г. УГД добыло 13,5 млрд. кубометров, чего достаточно для обеспечения населения. Я оцениваю объемы потребления газа населением в 2023 г. в 7-7,5 млрд. кубометров. То есть, вышеупомянутый миллиард кубометров газа частных добытчиков не был продан населению.
- Теплокоммунэнерго (ТКЭ). “Нафтогаз” также является монопольным поставщиком газа для предприятий ТКЭ (включая ОСМД) по регулируемой цене 6,183 грн. за кубометр (постановление КМУ №896). Несмотря на регулируемую цену, уровень расчетов предприятий ТКЭ составляет всего около 65%, а объем долгов перед госкомпанией уже превысил 95 млрд. грн. Для этого сегмента НАК также формирует ресурс газа по добыче “Укргаздобычи”. Я оцениваю объемы потребления ТКЭ в размере 5-5,5 млрд. кубометров. То есть и в этом сегменте реализация того миллиарда кубометров газа не принесла бы прибыли “Нафтогазу”.
- Облгазы. “Нафтогаз” также снабжает облгазы газом для покрытия производственно-технологических потерь (ВТВ) в объеме 1-1,2 млрд. кубометров в год по регулируемой цене 6,183 грн. за кубометр (без НДС). То есть в этом сегменте реализация газа из указанного миллиарда кубометров принесла бы “Нафтогазу” убытки, потому что его закупочная цена значительно выше.
- Энергетики. Согласно возложенной на него государством специальной обязанностью (постановление №222) “Нафтогаз” также снабжает газ энергетикам по регулируемым ценам: 13,7 грн. за кубометр (без НДС) для ТЭЦ с теплофикационным циклом, газотурбинными и паротурбинными установками и 9,125 грн. за кубометр (без НДС) для ТЭС/ТЭЦ с конденсационным циклом. В определенные периоды количество блоков, работавших на газе, доходило до шести. Точной информации об объеме потребления газа энергетиками нет, но, по моим оценкам, он составляет около 1-1,5 млрд. кубометров. Теоретически поставки газа ТЭЦ могли бы принести прибыль “Нафтогазу”, но с расчетами энергетиков за поставленный энергоноситель ситуация тоже не слишком оптимистичная. Задолженность только “Центрэнерго” уже превысила 2,7 млрд. грн. Поэтому и здесь “Нафтогаз”, реализовав тот миллиард, скорее всего, терпит убытки. Если бы у энергетиков были реальные средства, то они покупали бы газ на свободном рынке по 11,8-12,5 грн. за кубометр у тех же частных добытчиков, а не у госкомпании по 13,7 грн. (без НДС).
- Промышленность. Информация об объемах продаж газа “Нафтогазом” промышленным потребителям по нерегулируемым ценам недоступна, но можно предположить, что из-за значительной конкуренции с частниками доля госкомпании не очень значительна. Хотя она и пыталась выйти на этот сегмент. Например, в мае 2023 г. НАК продала “АрселорМиттал Кривой Рог” 200 млн. кубометров газа. По информации от участников рынка, цена составляла около 11 грн. кубометр (с НДС), что ниже цен, по которым компания покупала газ на бирже у частников. Поэтому есть большие сомнения в экономической целесообразности такой операции. Надеюсь, что независимый наблюдательный совет “Нафтогаза Украины” соответствующим образом оценит это решение менеджмента компании.
С учетом всего вышеизложенного не могу понять, в чем позитив для “Нафтогаза” от закупки миллиарда кубометров газа у частных добытчиков? Какая дополнительная прибыль для компании была сгенерирована?
У компании браво рапортуют о закупках новых скважин и постоянном росте добычи, но фактом является то, что в 2023 году (добыча УГВ – 13,5 млрд. кубометров) она даже не вышла на показатели 2020-го, когда валовая добыча “Укргаздобычи” составила 14, 23 млрд. кубометров, а в 2018-м даже 15,5 млрд.
Может, “Нафтогазу” лучше было бы инвестировать указанные 12 млрд. грн. (без НДС) в развитие собственной добычи? Или просто уплатить их государству в виде дивидендов, что помогло бы наполнить бюджет страны?
Кроме того, есть большие вопросы к подходам “Нафтогаза” к определению цены подобных закупок газа, которые, по моему мнению, имеют значительные коррупционные риски. НАК и ее дочерние компании являются основными покупателями газа через отдельные сессии на бирже. При этом “Нафтогаз” самостоятельно определяет и объемы, и цену закупки. А колебания даже в одну гривну в объеме в миллиард кубометров – это миллиард гривен, что является большим соблазном для манипуляций, особенно для компании с столь значительной рыночной силой.
Что делать с “избыточным” газом частных добытчиков
Во-первых, нужно уменьшать долю регулируемого сегмента рынка газа. Сейчас когда уровень рыночных цен приблизился к приемлемому, бюджетные организации должны возвращаться на рыночный сегмент. Кроме того, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, может внести изменения в тарифную методологию на распределение газа, чтобы “Нафтогаз” не субсидировал 100% технологического газа для облгазов. Это позволит госкомпании сэкономить до 30% (300-360 млн. кубометров) газа, поставляемого сейчас облгазам по регулируемой цене. Соответственно, эти объемы будут замещены газом по рыночным ценам. Как это реализовать, я писал раньше. Кроме того, если правительство не готово ввести рыночные цены на газ для населения, то нужно ввести хотя бы дифференцированную регулируемую цену на газ для населения. Если бы состоятельные потребители, потребляющие значительные объемы газа, платили бы его рыночную стоимость, а это дополнительные 200-300 млн. кубометров газа по рыночным ценам.
Во-вторых, наконец Минэнерго должно решить, нужно ли еще сохранять запрет на экспорт газа или ситуация уже стабилизировалась и можно его разрешить. Если запрет обоснован, то нужно сделать более прозрачными процедуры закупки газа “Нафтогазом”. И здесь тоже не стоит изобретать велосипед. Необходимо использовать стандартный механизм – внедрение анонимных торгов на бирже в едином “стакане” стандартизированными продуктами. Чтобы все потенциальные покупатели и продавцы газа могли участвовать в них.
“Нафтогаз” должен был бы выполнять функцию маркетмейкера – должен был бы обязательства выкупать непроданные объемы газа по предварительно определенной цене (например, цена на хабе TTF минус стоимость транспортировки, но не более 300 долл. за тысячу кубометров). А для создания ликвидности нужно обязать всех добытчиков продавать на таких торгах 5-10% их добычи. Кстати, эти идеи обсуждались еще два года назад, но прозрачность закупок этого газа до сих пор не в приоритете.
Украина имеет все возможности стать самодостаточной с точки зрения газообеспечения, но для этого нужна стабильная регуляторная среда, рыночное ценообразование и развитие конкуренции. (Сергей Макогон, эксруководитель ООО “Оператор ГТС Украины” (2019-2022); Zn.ua/Энергетика Украины и мира)