Какие изменения происходят в государственных облэнерго после передачи пакетов акций в АО “Украинские распределительные сети”, и существуют ли препятствия в осуществлении контроля и управлении этими активами государством.
Артем Мартынюк, СЕО АО “Украинские распределительные сети”. Источник: колонка Артема Мартынюка на «Энергобизнесе”.
В ноябре 2022 г. Кабинет министров Украины постановлением №1336 создал АО “Украинские распределительные сети”. Основной целью создания УРС является обеспечение надежного и эффективного функционирования и развития операторов систем распределения электроэнергии (ОСР), находящихся в государственной собственности, усиление экономической и энергетической безопасности государства, обеспечение прозрачности деятельности на энергетическом рынке, привлечение инвестиций и получение прибыли от производства хозяйственной деятельности.
В момент создания в состав общества были переданы государственные контрольные пакеты акций АО “Николаевоблэнерго” и АО “Хмельницкоблэнерго”. В течение 2023 г. был увеличен уставный капитал АО “УРС” путем внесения в уставный капитал контрольных пакетов акций АО “Харьковоблэнерго”, ОАО “Запорожьеоблэнерго”, ОАО “Тернопольоблэнерго” и 46% акций ПАО “Черкассыоблэнерго”, 25% акций государственный пакет акций ЧАО “Украинская энергосберегающая сервисная компания”, владельцем 25% акций в уставном капитале ПАО “Черкассыоблэнерго”.
Для эффективной реализации государством функций собственника и совершенствования системы корпоративного управления предприятий энергетической отрасли, в течение 2023 Министерство энергетики Украины (Минэнерго) совместно с АО “УРС” осуществляли процедуры: юридического оформления прав акционера – увеличение уставного капитала и дополнительной эмиссии акций; проведение собрания акционеров и утверждение новых наблюдательных советов АО “УРС” и ОСР; приведение уставов обществ в соответствие с новым законодательством. Рассмотрим эти вопросы последовательно.
Эмиссия и допэмиссия акций АО “УРС”
АО “УРС” в течение 2023 г. проводило эмиссию и допэмиссию акций путем внесения в уставный капитал государственных пакетов акций семи операторов систем распределения (ОСР). В январе 2024 года Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку было принято решение N58 в соответствии с которым зарегистрирован отчет о результатах эмиссии акций АО “УРС” и выдано свидетельство о регистрации выпуска акций АО “УРС. Также в январе этого года в АО “Национальный депозитарий Украины” представлен Глобальный сертификат и размещен отчет о результатах эмиссии ценных бумаг. Таким образом, в полном объеме завершена процедура допэмиссии акций АО “Украинские распределительные сети”.
Избрание наблюдательного совета АО “УРС”
Минэнерго, осуществляя полномочия по управлению корпоративными правами государства в уставном капитале АО “УРС”, создало 25 октября 2023 наблюдательный совет общества. Независимые члены наблюдательного совета АО “УРС” избраны по результатам открытого отбора, проведенного Киевской школой экономики во исполнение Меморандума заключенного между Минэнерго и Киевской школой экономики 25 июля 2023 г.
В состав наблюдательного совета АО “УРС” вошли:
– Олег Канцуров – директор Инспекции по обеспечению качества “Органа общественного надзора за аудиторской деятельностью”;
– Андрей Кострица – президент Energy Club;
– Евгений Литвинов – начальник отдела управления госимуществом “Энергоатома”;
Указанные кандидаты были рекомендованы как наиболее отвечающие всем квалификационным требованиям, имеют необходимый уровень образования, профессиональные навыки, опыт работы и личные качества для эффективного выполнения обязанностей членов наблюдательного совета АО “Украинские распределительные сети”. С момента избрания набсовет АО “УРС” полноценно осуществляет свои функции, проводя постоянные консультации со специалистами Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку и Профессиональной ассоциации корпоративного управления.
Собрание акционеров, новые наблюдательные советы и регистрация уставов ОСР
По инициативе АО “Украинские распределительные сети”, как нового акционера, в декабре 2023 г. было проведено внеочередное дистанционное общее собрание акционеров ОАО “Тернопольоблэнерго”, ПАО “Запорожьеоблэнерго”, ПАО “Черкассыоблэнерго”, АО “Харьковоблэнерго” на котором новом составе.
Закон Украины “Об акционерных обществах” требует обязательного создания наблюдательного совета в акционерных обществах с количеством акционеров – владельцев простых акций 10 человек и более. Согласно положениям действующих уставов ОСР, количество членов наблюдательного совета составляет 7 человек, из которых 4 должны быть независимыми.
Важно подчеркнуть, что независимый член наблюдательного совета (статья 73 Закона) – это лицо, на которое отсутствует какое-либо влияние со стороны других лиц в процессе избрания и при исполнении обязанностей члена наблюдательного совета. Прошли те бурные 90-е годы, когда члены наблюдательных советов выбирались по звонку или по фамилии в паспорте!
АО “УРС”, как акционер, владеющий контрольными пакетами акций, руководствуясь действующим законодательством и правилами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Франция) по корпоративному управлению на предприятиях государственной формы собственности, осуществляло избрание путем кумулятивного голосования (статья 72 Закона). АО “УРС” при формировании наблюдательных советов в ОСР было акцентировано внимание на профессиональных качествах кандидатов, уровне образования и опыта.
Примером эффективности соблюдения законодательных норм стали результаты избрания нового наблюдательного совета и проведения общего собрания акционеров ОАО “Тернопольоблэнерго”, которое не собиралось более 20 лет деятельности облэнерго. Кроме того, наблюдательным советом назначен новый руководитель, который также не менялся 24 года.
Кроме того, на сегодняшний день приведены в соответствие с требованиями Закона Украины “Об акционерных обществах” уставы АО “Николаевоблэнерго”, АО “Хмельницкоблэнерго”, ПАО “Черкассыоблэнерго”, АО “Харьковоблэнерго”. АО “Сумыоблэнерго”, где АО “УРС” является собственником 25% акций, проведено общее собрание акционеров, на котором принята новая редакция устава и избран новый состав наблюдательного совета, в который вошел представитель АО “УРС”. В настоящее время работа в этом направлении продолжается по компаниям ОАО “Тернопольоблэнерго” и ПАО “Запорожьеоблэнерго”.
О штате сотрудников АО “УРС” и окладах
На сегодняшний день количество сотрудников АО “УРС” составляет 15 специалистов с общим месячным фондом оплаты труда в размере 674 тыс. грн. (без ЕСВ). В эту сумму также входит оплата труда управляющего компании. Площадь офиса АО “УРС” составляет менее 400 кв. м, которая арендована у другого государственного предприятия, где находятся поставщик последней надежды (ПОН) и ГП “Региональные Электрические Сети”.
Итак, все, что сделано на сегодняшний день в вопросе корпоративного управления, о чем я указал выше, – это работа команды АО “УРС” в 15 человек.
Отдельно отмечу, что вознаграждение за исполнение обязанностей члена наблюдательного совета АО “УРС” получают только три из пяти членов, являющихся независимыми представителями, остальные являются представителями Минэнерго и вознаграждение не получают. Месячный размер вознаграждения одного независимого представителя составляет 58 тыс. грн.
Тень 90-х или какие вопросы не решены
АО “УРС” при попытке переизбрать руководителей исполнительных органов компаний столкнулось с мощным противодействием со стороны заинтересованных лиц, подстраховавшихся судебными запретами и оказывающих давление в АО “УРС”, в том числе публикуя коммерческие материалы заказного характера в средствах массовой информации.
Одним из примеров является сегодня ситуация по ПАО “Черкассыоблэнерго”, где решением нового наблюдательного совета в соответствии с новой редакцией устава компании и действующего законодательства, был назначен новый руководитель исполнительного органа. Однако он не может приступить к выполнению своих полномочий из-за наличия судебных запретов и блокирования реестров. Поэтому именно такие действия напоминают далекие 90-е в энергетике.
Несмотря на целый ряд проблем и саботажа, компания будет уверенно защищать государственную позицию, внедрить европейские стандарты корпоративного управления. Подчеркну, что на сегодняшний день у АО “УРС” нет никаких законодательных препятствий в осуществлении государственного контроля и управлении активами, реализации заявленных государством приоритетов: усиление эффективности работы компаний, надежности и качества предоставления услуг потребителям, осуществлении единой технической политики, унификации потребностей в закупках электроэнергетического оборудования. (Expro.com.ua/Энергетика Украины и мира)