Есть ли еще куда закручивать гайки в санкциях против российского нефтегазового бизнеса?
Владислав Власюк, партнер еПраво, секретарь рабочей группы по вопросу санкций против России:
Недавно мое внимание привлекла новость о том, что российский строительный завод LNG 2 приветствует прибытие последнего модуля и сотен китайских рабочих. То есть российский проект “Арктический СПГ” продвигается вперед, даже несмотря на уже вызвавшие серьезные задержки санкции США и Великобритании.
Несложно оказалось и продолжать останавливавшиеся из-за санкций поставки российской нефти Sokol, наложенные на танкерный флот и финансовые учреждения.
В то же время мир больше озабочен ударами украинских дронов по российской нефтепереработке. Эти атаки – не просто упреждающие выстрелы, они нацелены на нарушение потока черного золота, финансирующего российскую военную машину.
Уже сообщается о сокращении нефтепереработки, импорте бензина из Беларуси и Казахстана. В результате атак беспилотников в первом квартале было выведено из строя около 14% нефтеперерабатывающих мощностей. Такие проблемы означают меньшую способность финансировать ВПК и армию именно то, что нужно.
Отчет института Киевской школы экономики свидетельствует, что Россия до сих пор сильно полагается на “теневой флот” для экспорта своей нефти. Доходы от него составляют впечатляющие 15,7 млрд. дол. Незначительное снижение экспорта легко компенсировалось ростом цен на уральскую нефть до 66 долл. за барр.
Подробный анализ в феврале выявил тревожную зависимость от стареющего “теневого флота”, из которого 84% танкеров, отправившихся из российских портов, старше 15 лет. Это подвергает угрозе экологическую безопасность, особенно рядом с водами ЕС.
Однако санкции затронули лишь небольшую часть этих судов, что подчеркивает пробелы в санкционной политике. Из суммарных 235 судов санкционные ограничения коснулись нескольких десятков. Это позволяет переправлять нефть вне ценового потолка, давая не менее 10 долл. сверхдохода на каждом барреле товара.
По прогнозам, финансовое будущее России в контексте текущих санкций и ограничений на цены свидетельствует о значительном снижении доходов от продажи нефти: со 163 млрд. долл. в 2024 году до 143 млрд. долл. в 2025 году.
Однако снижение ограничений на цены до 50 долл. за бар могло бы сократить доходы до 103 млрд. долл. в 2024 году и до 63 млрд. долл. в 2025 году. Напротив – ослабление санкций могло бы непредсказуемо увеличить нефтяные доходы России до 194 млрд. долл. в 2024 году и до 186 млрд. долл. в 2025 году.
Доходы России от экспорта нефти за последнюю неделю марта были самыми высокими с начала года – 1,9 млрд. дол. Вырос и экспорт – до 3,74 млн. барр в сутки. Из них в среднем 50 тыс. бар в день покидают российские порты в неизвестном направлении.
Впрочем, не только нефть является источником финансирования российской военной машины. На РФ до сих пор приходится 15% газа, импортируемого странами ЕС. Поставки газа по трубопроводам были замещены на поставки танкерами.
В 2023 г. в порты стран Евросоюза поступило 15,6 млн. метрических тонн российского сжиженного газа. С апреля европейские государства могут на законодательном уровне запретить российским компаниям использовать свои инфраструктурные мощности в портах для подобных поставок.
Санкции работают, и это хорошая новость. По данным Международной санкционной группы, эмбарго ЕС и ограничение максимальной цены стоили стране-агрессору 113 млрд. долл. экспортных поступлений с начала большой войны. Однако к санкциям приспосабливаются, поэтому уже сейчас необходимо ужесточить экономические ограничения.
Санкции ЕС против проекта “Арктик 2”, как и окончательный отказ от покупки российского сжиженного газа – среди приоритетов. Также необходимо санкционировать судоходные компании и отдельные суда (следует предусмотреть законодательную возможность).
Мир получит достаточно энергии и без российской нефти, особенно по чрезмерной цене. Затягивание с лишением РФ нефтяных доходов для финансирования войны делает лицемерным осуждение ударов дронами по российской нефтепереработке. (Epravda.com.ua)