Сможет ли Россия переориентировать экспорт сжиженного газа в Китай после окончательного запрета ввоза в ЕС.
Илья Заславский, старший компейнер Razom We Stand:
Из-за полномасштабной войны России против Украины ЕС сейчас активно пытается уменьшить свою зависимость от российских поставщиков сжиженного природного газа (далее – СПГ), включая “Новатэк”.
Однако некоторые заинтересованные корпорации, продолжающие вести СПГ-бизнес с Россией, распространяют информацию о том, что якобы Китай может спасти “Новатэк” от санкций США/ЕС, если западный экспортный маршрут для российского СПГ будет закрыт.
Это категорически не соответствует действительности и вводит в заблуждение по нескольким экономическим и политическим причинам.
Китай как надежда на альтернативу Западу
На первый взгляд, Китай, безусловно, крупный потребитель СПГ может показаться естественным спасителем для “Новатэка” в условиях западных санкций. Однако, в отличие от исторически высоких европейских цен на газ в 2022 г., пошедших в пользу Новатэка, китайский рынок известен своей жесткой конкуренцией и значительно более низкими средними ценами на газ/СПГ.
В отличие от Европы, где россияне в прошлом могли действовать на рынке продавца, Китай всегда обеспечивал себя большим количеством поставщиков трубопроводов и СПГ (государства Центральной Азии, Бирма, разные поставщики СПГ от США, Австралии до Катара и многие другие).
Китай импортирует СПГ из более чем 20 стран, а доля России незначительна. Австралия является крупнейшим поставщиком с долей рынка 40%, за ней следует Катар с 11%. Глядя на долгосрочные контракты на поставку СПГ, объявленные китайскими компаниями, проанализированными Nikkei, Россия также не будет одним из основных поставщиков.
Похоже, Пекин более склонен подписывать долгосрочные контракты на поставки СПГ с другими странами, а не с Россией, чтобы завоевать расположение Вашингтона, Дохи, Канберры и Куала-Лумпура, исходя из сбалансированных соображений геополитики и энергетической безопасности.
Национальная энергетическая администрация Китая (NEA) в своих ежегодных программных документах ставит целью обеспечить самодостаточность поставок природного газа на уровне не менее 50%.
NEA и его должностные лица неоднократно подчеркивали, что достаточно высокий уровень самообеспеченности природным газом имеет решающее значение для энергетической безопасности Китая, и что это давний принцип, который будет придерживаться и дальше.
Это означает, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе потребность Китая в импортном газе (как трубопроводном, так и в виде СПГ) не будет велика. Согласно Отчету о развитии природного газа в Китае до 2023 г., в 2022 г. потребление природного газа в стране составило 364,6 млрд. кубометров, из которых 217,8 млрд. кубометров было обеспечено на средства внутренней добычи. Это означает, что уровень самообеспеченности Китая природным газом был близок к 60%.
Неудобная логистика
Если просто взглянуть на карту, можно увидеть проблему с логистикой. Транспортировка СПГ в Европу из российских арктических проектов является относительно коротким путешествием по сравнению с огромными расстояниями, которые необходимо преодолеть, чтобы добраться до Китая.
Эти более длинные расстояния приводят к более высоким транспортным расходам для “Новатэка”, что еще больше снижает маржу прибыли.
Независимо от того, будет ли выбрано Красное море, или арктический маршрут, логистические и временные расходы на доставку российского СПГ в Китай намного выше, чем для трубопроводного газа.
Это делает Китай по своей сути менее заинтересованным в российском СПГ. Прошлым летом “Газпром” осуществил первую поставку СПГ в Китай из порта под Санкт-Петербургом по арктическому Северному морскому пути, поскольку отступление ледникового покрова сделало этот маршрут более жизнеспособным, но это все равно заняло почти месяц.
Инфраструктура СПГ в Китае сосредоточена вдоль восточного побережья, вдали от основных центров потребления газа в северных и центральных регионах, что делает путь для танкеров СПГ длиннее, даже когда они достигают территориальных вод Китая.
Это обуславливает необходимость прокладки дополнительных трубопроводов или дорогостоящей прибрежной транспортировки, что опять же увеличивает цену на СПГ от “Новатэка”.
Это еще одна причина, почему Китай традиционно предпочитает получать преимущественно российский трубопроводный газ, а не СПГ, поскольку газовые месторождения, питающие российские экспортные трубопроводы в Китай, находятся гораздо ближе, чем места производства СПГ “Новатэка”.
Фактически, весь прошлый опыт поставки газа по трубопроводам и СПГ свидетельствует о том, что Китай использует Россию как своего рода переменного поставщика, по остаточному принципу, и строит отношения с российскими партнерами с позиции силы, эксплуатируя российские логистические, политические и экономические ограничения и уязвимости.
К тому же, и по нефти, и по газу Пекин всегда действовал с позиции силы по отношению к российским поставщикам, даже во времена роста китайского спроса, сочетая коммерческую логику с безопасностью и политическими интересами.
Выбивание скидок и диверсификация
Это подводит нас к тому, что Китай не только умело использует рыночную конъюнктуру (рынок покупателя) в свою пользу, но и тщательно взвешивает свои политические и потребности безопасности, что ставит “Новатэк” и россиян в целом в невыгодное положение на переговорах.
В отличие от Европы, исторически являвшейся рынком продавца, содержание преимущества и коммерческой целесообразности в переговорах всегда связано, прежде всего, с линией Коммунистической партии.
При всей риторике о дружбе Китай всегда предпочитал держать всех российских поставщиков энергоносителей – “Газпром”, “Роснефть”, “Новатэк” – на коротком поводке, где им приходилось соглашаться на гораздо хуже цены и другие условия, чем они могли бы получить в Европе.
Между тем, Китай развил гораздо более крепкие газовые отношения с такими известными поставщиками СПГ, как Катар, США и Австралия, не только потому, что это имеет коммерческий смысл, но и потому, что китайское правительство стремится диверсифицировать источники поставок и маршруты доставки, а также видит выгоду во взаимовыгодных проектах этой стратегической отрасли.
Эти нероссийские игроки обладают хорошо развитой инфраструктурой, передовыми технологиями и долгосрочными контрактами с китайскими покупателями, что делает крайне сложным для “Новатэка” завоевать значительные и долгосрочные позиции.
И что важно для Пекина, чего нет у этих игроков, так это массированных западных санкций, технологического отставания и суровых арктических условий с производственными центрами на другой стороне Евразии.
В конце концов, большие долгосрочные контракты, обладающие обязательной силой, а не устные заверения китайских чиновников в дружбе или меморандумы о взаимопонимании китайских энергетических компаний, красноречиво свидетельствуют о реальной заинтересованности Китая в поставках СПГ от “Новатэка”.
Заинтересованность существует, но только как остаточный поставщик, один из многих “запасных” вариантов. Согласно последним российским данным, полученным от китайской таможни, поставки российского СПГ в Китай возросли в прошлом году до 8 млн. тонн с 6,5 млн. тонн в годовом исчислении.
Даже если это правда, и российская пропаганда преувеличивает это все равно небольшие объемы для Китая (учитывая его потребности в импорте около 90 млн. тонн), и это не способ диверсифицировать поставки из Европы.
Таким образом, для западных стейкхолдеров контрпродуктивно и обманчиво помогать России представлять это как успешную способность “Новатэка” “заменить Запад на Восток”.
Что касается частых преувеличенных прогнозов относительно будущего спроса Китая на российский СПГ с 2030 года, то они в основном не воспринимаются серьезно независимыми и коммерчески настроенными инвесторами в энергетические компании или другими участниками газового рынка, которые, как правило, не ставят свои финансовые обязательства больше, чем на 3-5 лет.
Подавляющее число долгосрочных прогнозов относительно большого спроса на российский газ традиционно преувеличиваются отдельными западными корпоративными или институциональными аналитиками.
На это много причин, но главной из них является постоянное стремление преувеличить энергетическую важность России либо со стороны заинтересованных корпоративных и партийных интересов на Западе, либо со стороны доверчивых, но неосведомленных аутсайдеров или лоббистов в прессе.
Учитывая реальные ограничения китайского рынка для СПГ “Новатэка” и потенциал дальнейших санкций, полное западное эмбарго на российский СПГ кажется гораздо более эффективной стратегией как для европейской энергетической безопасности, так и для подрыва военного потенциала Кремля.
Полное эмбарго не требует слишком сложных мер. Отраслевой анализ, проведенный Razom We Stand и Uregwald, показывает, что целевые санкции против российских СПГ-танкеров ледового класса, а также санкции против предоставления транспортных услуг, страхования и других финансовых услуг, связанных с экспортом российского СПГ, сами по себе могут задушить весь экспорт СПГ Новатэка. Последние два года сокращение импорта российского газа в Европу уже показали, что ЕС может легко выжить без СПГ “Новатека” и не ощутит значительных перебоев в энергоснабжении.
Между тем, миллиарды евро и долларов продолжают поступать в Кремль через “Новатэк”, поскольку он все еще отправляет СПГ в Европу и Китай. Эта жесткая валюта является спасительным кругом для российской военной машины и гибридной войны, которая сейчас ведется не только против Украины, но и косвенно против Европы. ЕС буквально субсидирует Кремль через Новатэк СПГ для подрыва собственной безопасности и демократических институтов.
Полное эмбарго не даст “Новатэк” в Китае, но в Европе оно положительно ускорит усилия ЕС по диверсификации, направленные на полный отказ от российского газа. Оно будет стимулировать инвестиции в проекты по возобновляемой энергетике и энергоэффективности, а также значительно снизит поступления в Кремль, что усложнит для России поддержку ее военных преступлений против Украины и ЕС.
Полное западное эмбарго на СПГ посылает четкий сигнал путину: Европа не будет стороной российской агрессии и готова заплатить цену за свою свободу и безопасность. (Epravda.com.ua)