После того, как в начале мая “Газпром” обнародовал данные о первых за последние четверть века и рекордных убытках, мировые издания выходят с заголовками о мрачных прогнозах для российского газового гиганта.
Чистые убытки “Газпрома” в 2023 г. составили 629 млрд. рублей (около 6,8 млрд. долларов), говорилось в годовом отчете компании, обнародованном на ее сайте 2 мая. За предыдущий год российский газовый монополист отчитывался о прибылях в 1,23 трлн. рублей (около 13 млрд. долларов). Таким образом, только за год “Газпром” получил на 20 млрд. долларов меньше.
За 2023 г. выручка компании за год сократилась на 27%, а выручка чисто от газового бизнеса – на 43% (при этом в нефтяном и электроэнергетическом сегменте доходы выросли на 4% и 9% соответственно).
Эти убытки являются рекордными для “Газпрома” и первыми от последефолтного 1999 г.
Акции энергетической компании упали на 4,4%, что стало самым резким падением более чем через год.
В сентябре 2023 г. “Газпром” уже сообщал в своей отчетности о сокращении добычи на 25%, обвинив в “политически мотивированных решениях ряд стран”. Но впоследствии президент России Владимир Путин заявил, что корпорация “чувствует себя уверенно, спокойно, справляется”, несмотря на снижение поставок и доходов.
Из-за войны может и не восстановиться
Главная причина ущерба – дальнейшие потери клиентов в Европе. Поставки российского газа в Евросоюз упали на 56% – с 66,6 млрд. кубов в 2022 г. до 29,3 млрд. кубов в 2023 г. Эти потери не может перекрыть Китай, поставки в который выросли с 16 млрд. кубов до 22,5 млрд. кубов.
По оценкам Международного энергетического агентства, хотя “Газпром” продолжает поставлять трубопроводный газ в ряд европейских стран, в прошлом году его поставки в Европу упали до самого низкого уровня с начала 1970-х годов.
“В результате захватнической войны против Украины российская энергетическая компания “Газпром” в прошлом году впервые почти за четверть века оказалась в минусе”, – так подавал новость 1 канал немецкого телевидения в главной новостной программе Tagesschau.
А британский Economist сделал свой анализ в статье под названием “Российский газовый бизнес может никогда не восстановиться от войны в Украине”. Журналисты издания добавляют: “надежды на спасение из Китая все более тусклые”.
Когда российские лидеры остановили большинство поставок газа в ЕС в 2022 г., они сочли себя разумными, пишет Economist. Цены стремительно взмыли вверх, что позволило России заработать больше, несмотря на меньшие объемы экспорта. Тем временем Европа, которая в 2021 г. покупала 40% газа в России, готовилась к инфляции и отключениям электроэнергии.
Однако два года спустя, благодаря теплой зиме и огромному импорту сжиженного природного газа из Америки, европейские газовые хранилища заполнены как никогда раньше. А Газпром, российский государственный газовый гигант, не может получить никакой прибыли.
Для России было нелегко найти потребителя на 180 млрд. кубов газа – 80% всех экспортных поставок, которые она когда-то продавала Европе. Аналога “Северному потоку”, который позволял бы транспортировать так же много газа, как когда-то Германии, какому-то другому клиенту, нет. Мощностей, чтобы сжижать газ, а также специальных LMG-танкеров тоже не хватает.
Но до последнего времени эти проблемы можно было пережить, ведь в пять лет между 2018 и 2023 годами от экспорта газа в российский бюджет поступало лишь 20%, и, несмотря на санкции, экспорт нефти и цены на нее позволяли получать немалые деньги. Однако с ней начались проблемы.
Что касается газа, то у России есть два пути: строить новые трубопроводы, чтобы увеличить поставки неевропейским потребителям, или же наращивать экспорт сжиженного газа. Второй вариант выглядит более надежным, но LNG нуждается в западных технологиях и оборудовании, доступ к которым осложнился из-за санкций за агрессию против Украины.
С поставками для Китая все тоже непросто. Китай не уверен, что он действительно нуждается в трубопроводе “Сила Сибири-2”, который мог бы увеличить поток российского газа в эту страну. А даже если его и реализуют, то, в том числе и благодаря поставкам газа из Центральной Азии, Китай может диктовать России свои ценовые условия. Министерство экономики России уже прогнозирует, что цена экспорта газа в Китай в среднем составит 257 долларов за кубометр в 2027 г. по сравнению с 320 долларами для оставшихся в Европе клиентов.
“Этот ряд трудностей означает, что Россия не сможет вернуть себе большую часть доходов, которые она когда-то получала от Европы. Западные санкции и ошибки России не предотвращают войну в Украине. Но они наносят удар по будущему России как ведущему поставщику энергоносителей”, – пишет The Economist.
Как Европе удалось нейтрализовать российское газовое оружие
После начала полномасштабного вторжения РФ в Украину западные страны ввели несколько пакетов санкций против России, а также стали искать альтернативы российским нефти и газу.
В конце лета 2022 г. Еврокомиссия объявила о планах сэкономить до 15% газа по сравнению с объемами, которые потребляли страны ЕС до войны в Украине. И эти планы были исполнены. По данным Еврокомиссии, в 2021 г. ЕС импортировал более 80% газа и около 50% поступало из России. В 2022 г. доля российского газа в ЕС уже составила всего 25%. Остальные удалось перекрыть поставками газа из Норвегии, Алжира и США. По итогам 2023 г., как писала британская Financial Times, от России в Европе получали лишь 8% газа. А цены вернулись к уровням, которыми они были до войны. До 2027 г. ЕС вообще откажется от российского газа.
“Европа превзошла ожидания, разорвав свою зависимость от российского газа, и государственная газовая монополия стала одной из крупнейших корпоративных жертв войны”, – писала FT.
ЕС “почти” готов к газовым санкциям против России
В ходе войны России против Украины западные страны ввели санкции на поставки российского угля, а также достаточно ограниченные и очень критикованные на поставки российской танкерной нефти, но газа не трогали.
Теперь впервые за два года войны в ЕС готовы взяться и за газ – Европейская комиссия готова обнародовать предложение о запрете перевалки российского сжиженного газа в портах ЕС в 14-м пакете санкций против России, пишет Politico в статье “ЕС наконец готов разрушить российскую газовую империю… ну, почти”.
Но, как отмечает американское издание, эти санкции, если они будут внедрены, будут касаться лишь четверти российских доходов в этой отрасли. Впрочем, они немалые – 8 млрд. долларов.
Politico также отмечает, что против даже таких ограниченных санкций могут выступить страны, ставшие настоящими хабами в перевалке сжиженного газа – Франция, Испания, Бельгия, а также страны, куда следует этот газ затем – Германия и Италия.
Но если страны ЕС таки проявят свободу, то “без европейских портов как удобных пунктов перевалки, России придется использовать ледоколы, которых не так уж много, чтобы довезти горючее через Арктические моря до покупателей в Азии”, пишет Politico.
А что с Украиной?
Украина была главным путем поставки российского газа в Европу. В советское время украинская газотранспортная система была рассчитана на транспортировку более 140 млрд. кубов с востока на запад. К 2005 г. объемы транзита были очень близки к этому максимуму, а затем начали понемногу уменьшаться.
В конце этого года заканчивается контракт на транспортировку российского газа в Европу по территории Украины, заключенный 5 лет назад, в 2019 г. Теперь по этому маршруту Европа получает только 5% газа.
Сама Украина не покупает газ из России с ноября 2015 г. А прошлая зима стала первой, которую Украина пережила исключительно на газе собственной добычи.
В украинском “Нафтогазе” неоднократно заявляли, что не собираются продлевать транзитный контракт с “Газпромом” или заключать новый.
В Украине призывают европейцев использовать украинские подземные хранилища для того, чтобы хранить у них запасы газа. Компания намерена увеличить объем сохраненного в Украине европейского природного газа с 2,5 млрд. кубометров в прошлом году до 4 млрд. этой зимой, заявил FT глава “Нафтогаза” Алексей Чернышев.
В то же время, именно эти хранилища стали объектами российских массированных атак на украинскую энергетику этой весной, признали в “Нафтогазе”. Но, отмечают в компании, повреждения получила только наземная инфраструктура, а не подземные хранилища. А ее можно и нужно лучше защищать с помощью партнеров.
“ЕС заинтересован в защите хранилищ, транспортных и производственных объектов, учитывая, что газовая инфраструктура Украины хорошо интегрирована в энергетическую систему Европы”, – цитирует FT руководителя “Нафтогаза”. (BBC News Украина)