Жителям многоквартирных домов обещают гранты на установку солнечных батарей и теплонасосов.
Совладельцы многоквартирных домов могут принять участие в программе Фонда энергоэффективности Украины, в рамках которой получат гранты на приобретение и установку на зданиях солнечных электростанций и тепловых насосов, генерирующих тепло.
“Апостроф” разбирался, станет ли этот проект общенациональным, и поможет ли он решить проблему дефицита энергомощностей, возникшего из-за постоянных вражеских обстрелов.
Фонд энергоэффективности Украины с 7 мая ввел программу “ГринДИМ”, в рамках которой объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) и жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) могут получать частичное возмещение затрат на установку тепловых насосов и солнечных электростанций.
“По условиям программы фонд будет предоставлять финансирование ее участникам в форме гранта на безвозмездной и безвозвратной основе. Сумма гранта – 70% стоимости оборудования, аудита и сертификации энергетической эффективности дома”, – говорится в сообщении на сайте Фонда энергоэффективности.
На установку солнечных электростанций ОСМД и ЖСК, которые станут участниками программы, смогут получить 1 млн. грн., тепловых насосов – 2 млн. грн.
Также на расходы на услуги сертификации энергетической эффективности дома будет выделяться до 15 тысяч гривен.
В Фонде энергоэффективности подчеркнули, что эта программа направлена на стимулирование использования альтернативных источников энергии.
Воз впереди коня
О чем собственно идет речь?
Солнечная электростанция – это, по сути, набор солнечных панелей, которые, как правило, размещаются на крышах домов. В Украине уже много лет популярно установление таких панелей на крышах частных домов, однако в многоквартирных домах (а, точнее, на них) они в последнее время тоже появляются. Солнечные батареи подключают к щиткам, питающим либо подъезд, либо весь дом.
Тепловой насос – это устройство, которое отбирает рассеянное тепло из окружающей среды (почва, вода, воздух) и переносит его в отопительный контур дома, снабжая его теплом и горячей водой.
Но реально ли реализовать подобную программу на уровне всей страны?
“Технически это возможно и есть единичные примеры, но насколько это может быть массовым явлением? Дело в том, что это очень недешево, поскольку здесь очень велик срок самоокупаемости, – рассказывает “Апострофу” эксперт в сфере жилищно-коммунального хозяйства Андрей Никончук. – Во-вторых, это отсутствие упрощенной процедуры коммуникации с субъектом распределения в части их подключения к общей сети – нет ни концепции, ни шаблон-договоров, ни обсуждения на уровне государства. Есть только “гениальная” идея, и один или два примера – в лучшем случае десять на всю страну, которые могут этим похвастаться”.
Глава Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко также считает подобные проекты нелепыми и неуместными, особенно во время войны.
“У нас 80% домов испытывают огромные проблемы с техническим состоянием , – говорит эксперт в разговоре с изданием. – Как мы представим себе дом, которому 50-60 лет, а мы на него будем лепить солнечные батареи или тепловой насос? Надо сначала разобраться с техническим состоянием дома, провести технический аудит, а только потом думать, что дальше – провести капитальный ремонт дома, заменить окна в подъездах. То есть, установка солнечных батарей и тепловых насосов – это последний этап модернизации многоквартирных домов, а мы почему-то делаем последний этап первым”.
Ну и, конечно, важен вопрос денег. Даже если речь идет о 30% необходимой суммы, которые жители многоквартирных домов должны собрать, если они получат грант в рамках программы “ГринДИМ”. Не говоря о том, что реальная смета установки солнечной электростанции или теплового насоса может оказаться намного больше, чем предполагает программа поддержки, поэтому ОСМД и ЖСК будут вынуждены тратить значительно большие суммы. Или вообще отказываться от проекта.
Электричество в каждый дом
Так что обеспечить для многоквартирных домов автономность энергоснабжения будет крайне сложно, если возможно.
“Для этого нужны очень мощные аккумуляторы – с помощью конверторов загонять туда солнечную энергию. А потом ее отбирать куда, кто за это платит? – задает вопрос Андрей Никончук. – Пока это из разряда фантастики”.
Это может неплохо сработать с частными домохозяйствами.
“Дайте людям кредиты, и пусть они устанавливают у себя солнечные батареи массово в частном секторе – там реально есть потребность”, – говорит Олег Попенко.
Однако вопрос энергообеспечения крупных городов, в которых превалирует высотная застройка, остается очень актуальным. Наглядным примером является Харьков, где из-за постоянных обстрелов вообще не осталось собственных объектов генерации.
Впрочем, решение этой проблемы есть.
“Необходимо будет создать значительное количество малых электростанций мощностью до 30 мегаватт, – говорит директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко. – Это газопоршневые, газотурбинные электростанции, когенерационные установки, производящие как электрическую, так и тепловую энергию. Это также блочно-модульные котельные, которые могут обеспечить тепло, потому что для нас это тоже критический момент”.
Кроме того, по его словам, возле каждого объекта критической инфраструктуры, в частности возле больниц, нужно установить альтернативные средства генерации, например дизель-генераторы, чтобы в случае отключения энергоснабжения они могли продолжать работать.
“И обычно нужно заниматься регулированием спроса – вести разъяснительную работу с населением, чтобы люди не использовали энергоемкие приборы в пиковые периоды потребления – с 18.00 до 22.00. Следует также заниматься энергосбережением, утеплением. И промышленность должна также планировать, чтобы на ее объектах основное потребление не приходилось на пиковое время”, – говорит Владимир Омельченко.
Так что проекты автономизации энергоснабжения или, по крайней мере, распределения энергогенерации в Украине вполне возможны. Главное, чтобы это действительно были проекты, а не прожекты, на которые тратится куча денег, лучше было бы направить на покупку средств ПВО, ремонты энергетических объектов или создание мини-электростанций по всей стране. (Виктор Авдеенко, Apostrophe.ua)