Почему украинская энергосистема остается убыточной и как устранить эту проблему?
Владимир Шведкий, СЕО компании ETG.UA:
Западные страны очень активно вовлекаются в восстановление и развитие нашей энергосистемы. К примеру, только Германия недавно внесла в Фонд энергетической поддержки Украины 88,5 миллиона евро.
Это не первый из таких пакетов помощи – и, конечно, не последний. Но нельзя вечно уповать на помощь партнеров. Дело в том, что даже несмотря на значительные финансовые вливания, наша энергосистема остается крайне убыточной.
Не из-за нехватки природных ресурсов или малого производства. Прежде всего – из-за неэффективного управления. Так какие конкретные изъяны можно выделить, и что с ними делать?
Газовая монополия: диагностируем симптомы
За последний год НАК “Нафтогаз Украины” (являющаяся на 100% государственной) стала еще большим монополистом на отечественном энергорынке, чем была раньше. После передачи компании почти всех облгазов, к монополии на рынке добычи и продаж добавилась и монополия на распределение.
Соответственно, сейчас группа компаний НАК “Нафтогаз” сформировала себе крупнейшую монополию, в которую входит хранение (ПАО “УкрТрансГаз”), распределение (“Газсети”), добыча (ПАО “УкрГазДобыча”) и дистрибуция (85% рынка природного газа) – язык идет о поставках газа населению, коммунальным и крупным государственным компаниям, ТЭЦ, ТЭС, ОСМД, бюджетной сфере и религиозным организациям.
Единственный сегмент, который остается доступным для независимых трейдеров, – это поставка газа для бизнеса, которая составляет всего 13-15% (около 3,5 млрд. куб. метров) от общего объема рынка природного газа Украины.
Монополизация неизбежно приводит к искривлению рыночной модели и создает благоприятную среду для коррупции и манипуляций. Появляются такие ситуации, как печально известный “картельный сговор” в начале прошлого года.
В ее рамках самые крупные добычи спровоцировали искусственный дефицит и повысили цены на спотовом рынке, что в результате больно ударило по бизнесу. Еще один пример – выход НАК “Нафтогаз” на УЭБ (Украинскую энергетическую биржу) и закупка им более 700 млн. куб. метров природного газа у коммерческих добывающих компаний, что поначалу казалось благородным жестом помощи.
Однако как формирование цены (по принципу “потолок+”), так и подход к закупкам оказались непрозрачными. Это привело к тому, что добытчики игнорировали более выгодные предложения независимых трейдеров, а после остановки закупок “Нафтогаза” цены взлетели более чем на 30%.
Обе приведенные схемы повлияли на то, что перспектива установления бенчмарка, являющегося необходимым условием для здорового функционирования рынка, стала еще более туманной.
В то же время, такие схемы являются яркими симптомами слабой децентрализации и недостатка балансирующих факторов на рынке природного газа. Пока эти вопросы не будут решены – Украина снова и снова обречена наступать на те же грабли.
Замкнутый круг долгов
Следующая проблема, касающаяся всей энергетической отрасли, – непрерывный рост долгов. По приблизительным подсчетам, совокупная задолженность в газовом секторе составляет более 200 млрд. грн.
Наибольшую часть здесь составляют долги компаний теплокоммунэнерго и “Центрэнерго” перед “Нафтогазом”. Причин несколько: это и дисбаланс тарифов, когда при росте цен на природный газ цены и отопления не изменились и всесторонняя неэффективность компаний ТКЭ – как с точки зрения менеджмента, так и устаревших технологий и коммуникаций.
Ситуация в секторе электроэнергетики схожа, хотя и с несколько более низкими цифрами: долги перед “Укрэнерго” составляют около 60 млрд. грн., в то время как сам “Укрэнерго” должен другим участникам рынка 50 млрд. грн. (31,8 млрд. грн. из которых – это долги перед ГП “Гарантированный покупатель” за “зеленую” генерацию).
Итог предполагаемый: нет своевременных поступлений в бюджет – нет капитальных инвестиций в модернизацию системы. Учитывая тот факт, что сейчас часть расходов покрывают иностранные партнеры Украины, наша обязанность позаботиться о том, чтобы их средства не поглотила черная дыра взаимных задолженностей.
Парадокс ПСО
ПСО (возложение специальных обязанностей) – это еще один нерешенный вопрос, присущий и газовому, и электроэнергетическому рынку. Фактически вместо того, чтобы субсидировать беднейших, государство берет на себя обязательство компенсировать разницу между тарифом и рыночной ценой для всех.
Если сосчитать сумму этих компенсаций, то только на электроэнергии государство теряет около 2,3 млрд. грн. в год. Логично, что в выигрыше оказываются те, кто больше всего потребляет – то есть большие игроки.
На самом деле мы говорим только о верхушке айсберга, тогда как следует обратиться к первопричине. Она же состоит в том, что у нас до сих пор действует система, в которой украинское правительство влияет на тарифы.
И на этой почве возникают не только огромные долги, но недоразумения с представителями ЕС. Ведь наша цель – вхождение на равных условиях в единый региональный рынок, что автоматически означает функционирование по его законам.
И этот же рынок диктует выход из ситуации с ПСО: массовые субсидии следует превратить в адресные, для действительно незащищенных потребителей.
Бок о бок с отменой субсидий идет повышение прайс-кепов – для того, чтобы равнять их до общеевропейских. И чем дольше НКРЭКУ оттягивает это непопулярное решение – тем сложнее будет потом, когда уже не останется времени на постепенное и соответственно более мягкое внедрение реформ.
Корпоративная реформа и REMIT, или как изменить парадигму рынка
Чтобы политическая конъюнктура не влияла на тарифные колебания или их отсутствие, необходимо изменить систему управления Регулятором. И мы дали такое обещание: в заключенном с МВФ Меморандуме об экономической и финансовой политике Украина обязалась провести реформы корпоративного управления и сделать государственные компании более прозрачными и независимыми.
Действительно, некоторые положительные сдвиги уже происходят – в частности, недавно был сформирован Наблюдательный совет Оператора ГТС Украины. Однако это лишь один из структурных маяков выполнения Меморандума и едва ли не первый шаг на длинном пути к формированию адекватной рыночной среды. Дальше нас ждет ряд ключевых решений.
Одним из таких решений является имплементация регламента REMIT (Regulation on Wholesale Energy Market Integrity and Transparency). Этот набор европейских правил и практик имеет целью предотвратить злоупотребления на оптовых энергетических рынках и предусматривает ответственность в случае манипуляций.
Да, соответствующий Закон уже подписан 30 июня 2023 года. Нет, это не значит, что он начал полноценно действовать. Теперь все взгляды направлены на регулятора: именно он должен согласовать REMIT и украинскую нормативно-правовую базу.
Все эти процессы должны пройти через 18 месяцев – и критически важно справиться вовремя и качественно, ведь от этого зависит интеграция отечественной энергетической сферы в ЕС.
Почему не стоит бояться либерализации
Курс на европеизацию рынка закономерно приведет нас к либерализации, что среди прочего означает полноценное открытие бирж, рыночное формирование цен и возможность для потребителей самостоятельно выбирать конкретные источники энергии.
Для кого это звучит слишком радикально, однако не нужно бояться заоблачного роста цен и тарифов. Я не теоретизирую, а опираюсь на факты: подобный сценарий уже сработал в Европе.
Как ни странно, никакой катастрофы не случилось – больше, благодаря либерализации с 2013 года удалось достичь тренда на снижение цен. В итоге уже в 2018 году домохозяйства платили за энергию примерно столько же, как и до кризиса 2008 года.
Либерализация – хороший инструмент для выполнения задач, которые сегодня лежат перед украинской энергетикой. В первую очередь речь идет о нормализации нездорового ценообразования и борьбе с постоянным накоплением долгов.
Но у нее есть и другие важные преимущества. Например, это создание нормального инвестиционного климата как для разработки залежей природного газа, так и для развития “зеленой” энергетики. Потому что у нас есть огромный потенциал и все предпосылки для того, чтобы присоединиться к клубу крупнейших европейских поставщиков. Главное – не медлить с проведением реформ.
Сейчас мы на личном портфеле клиентов чувствуем, что во время масштабных военных действий население продолжает ответственно относиться к оплате энергоресурсов. Это признак определенного социального договора: каждый, кто платит свой счет на рыночных условиях, может обеспечить стабильность государства в целом.
Но при этом нужно, чтобы цены на энергоресурсы были действительно рыночными и, что не менее важно, прозрачными. Такой подход приведет к полному отсутствию коррупционных составляющих, экономической целесообразности и потенциала восстановления энергосистемы.
Как независимый трейдер, который должен функционировать в условиях украинского энергетического рынка, команда ETG максимально заинтересована в скорейшем введении европейских стандартов. Конечно, проведение реформ всегда связано с преодолением определенных препятствий.
Но украинское общество стоит перед выбором: сделать вид, что все и так прекрасно работает, и дальше закрывать глаза на лавину проблем, или приложить усилия и наконец-то провести нужные изменения. Полумеры здесь – не выход. (Epravda.com.ua)