Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: 27% энергии из возобновляемых источников – достижим ли показатель до 2030 года?

Способна ли Украина отстроить энергосистему в соответствии с европейскими климатическими требованиями?

Ольга Евстигнеева, менеджер по адвокации евроинтеграционных реформ, советник главы Госэнергоэффективности, аспирант по климатической экономике:

По информации министра энергетики Германа Галущенко, только после последних атак на энергосистему сумма убытков составляет более миллиарда долларов. Для проведения восстановительных и ремонтных работ, а также наращивания мощностей маневрового поколения привлекается помощь международных партнеров.

Важно, по каким технологиям Украина будет восстанавливать энергосистему. Восстановление традиционного угольного поколения обострит проблему международных обязательств с Энергетическим сообществом в двух измерениях.

Первый – выполнение национального плана сокращения выбросов от крупных сжигательных установок (НПСВ), второй – 27% ВИЭ в 2030 г. в соответствии с проектом национального плана действий по развитию возобновляемой энергетики.

Что такое НПСВ

Правительство одобрило НПСВ в 2017 году для выполнения обязательств Украины по договору об учреждении Энергетического сообщества.

Этот план определяет намерения Украины значительно снизить выбросы диоксида серы, оксидов азота и пыли предприятий – производителей электроэнергии и тепла. К 2029 г. выбросы SO2 должны уменьшиться в 20 раз, зольная пыль – в 40 раз, а выбросы NOx – в 3,5 раза к концу 2033 г. по сравнению с уровнем выбросов 2018 г.

Этот документ является переходным планом Украины для внедрения европейских стандартов по загрязнению окружающей среды.

В состав НПСВ входят большие сжигающие установки совокупной номинальной тепловой мощностью 105 ГВт (по данным 2012 г.). Из них 33 ГВт оказались на временно оккупированной после 2014 года территории. На подконтрольной территории имеется 72 ГВт мощностей установок, обслуживающих сектор электроэнергии и тепла. Значительная их часть законсервирована, то есть доступная мощность значительно меньше.

Эти мощности условно можно разделить на две категории: имеющие ограничения по выбросам загрязнителей в воздух, таких 47 ГВт на подконтрольной территории, и те, которым установлено временное ограничение для работы из-за их значительного износа, нецелесообразности экомодернизации и последующего закрытия, их 25 ГВт.

До войны экологические требования НПСВ существенно перевыполнялись из-за несовершенной модели рынка электроэнергии и уменьшения ее производства на ТЭС и ТЭЦ. В 2021 г. выбросы загрязнителей были меньше разрешенного лимита примерно на 40%, в 2022 г. – на 50%, в 2023 г. – тоже на 40%.

По предварительным оценкам, от российского вторжения пострадали не менее 30 ГВт мощностей (из них 5 ГВт – за последние два месяца), подпадающих под действие НПСИ. Из них государственная генерация составляет 30%, остальные – частные.

По разным оценкам, оккупированы, существенно повреждены или уничтожены около 80% тепловой генерации. В частности, 100% мощностей “Центрэнерго” выведены из строя, это 10,8 ГВт, Харьковская ТЭЦ-5 на 2,3 ГВт разрушена до отказа, пять из шести объектов ДТЭК, по словам исполнительного директора компании Дмитрия Сахарука, “повреждены очень сильно, некоторые блоки разрушены почти полностью, некоторые – частично.

Можно предположить, что в результате обстрелов и прекращения работы тепловой генерации ожидается сокращение выработки электроэнергии и тепла, а также вредных выбросов на 25% в годовом исчислении по отношению к 2023 году. Однако только в том случае, если Украина в послевоенный период будет развивать генерацию на базе ВИЭ.

Задача реформы промышленного загрязнения

Для достижения амбициозных целей сокращение выбросов ЕС принял директиву по уменьшению промышленного загрязнения. Условие ее имплементации было включено в соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС со сроком исполнения с 1 сентября 2019 г. (два года с момента вступления соглашения в силу).

Однако в 2021 г. Верховная Рада трижды провалила имплементацию директивы, а в первом чтении проголосовала за нее только в мае 2023 г. Согласно Ukraine Facility Plan , окончательное принятие директивы запланировано на третий квартал 2024 года. Ее важно принять как можно скорее, чтобы новые энергетические объекты в Украине возводились в соответствии с европейскими стандартами.

К сожалению, правительство постоянно откладывало сроки реализации НПСИ. Это препятствует вступлению Украины в Европейский Союз и угрожает здоровью украинцев, и без того страдающих неспровоцированной войной России против нашей страны.

До Великой войны угольные тепловые электростанции Украины были крупнейшими загрязнителями атмосферного воздуха среди стран Евросоюза, Турции и Западных Балкан вместе взятых. В 2019 году в ЕС от выбросов из украинских тепловых электростанций погибли 1315 человек, в Украине – вдвое больше.

Оценочные расходы украинцев на сопутствующую медицинскую помощь, уменьшение экономической производительности и ухудшение благосостояния составили 3,2 млрд. евро в год. Это стало известно из исследований аналитических центров Ember и CREA .

Другое влияние выбросов угольных ТЭС в 2019 году – 6,8 тыс. детей с бронхитами, 68 тыс. дней с симптомами астмы и бронхита у детей, 3 тыс. госпитализаций, 800 тыс. потерянных рабочих дней, 5,3 млн. дней болезни, 400 новорожденных с низкой массой тела и 2,1 тыс. новых случаев хронического бронхита у взрослых.

Следовательно, выполнение НПСВ прямо коррелирует с экономическими показателями государства и здоровьем и качеством жизни украинцев. Они заслуживают безопасной среды и европейской продолжительности жизни, которая сейчас в Украине на десять лет меньше.

НПСВ в период Великой войны

Операторы ТЭС, ТЭЦ и больших котельных на подконтрольной территории, имеющие обязательства по ежегодному сокращению выбросов, в 2023 году осуществили эмиссию 43 тыс. тонн пыли, 212 тыс. тонн диоксида серы и 36 тыс. тонн оксидов азота. Это соответственно на 32,6%, 30,5% и 52,1% меньше разрешенных предельных объемов.

Такие результаты обусловлены уменьшением экономической активности в результате вооруженной агрессии России, что привело к падению спроса и предложению на электрическую энергию. В то же время в 2023 году по сравнению с 2022 годом эти установки несколько увеличили выбросы: пыли – на 6,9%, диоксида серы – на 3,9%, оксидов азота – на 3,1%.

Это произошло вследствие стабилизации производства и потребления энергии после потери контроля за энергетическими объектами на временно оккупированной территории, обстрелов российскими террористами объектов осенью 2022 года – весной 2023 года и проведения масштабных ремонтов инфраструктурных объектов.

Дальнейшее исполнение обязательств Украины по НПСВ будет зависеть от реализации программ комплексной модернизации установок и строительства генерирующих мощностей, которые заменят устаревшие производственные фонды.

Основная проблема выполнения НПСВ заключается не в соблюдении графика уменьшения выбросов, а в его выполнении в сроки, определенные Энергетическим сообществом, и обеспечении синергического интереса энергетики, экономики и экологии при внедрении мер по техническому переоснащению тепловой генерации.

Всем игрокам совершенно очевидно: нет смысла восстанавливать мощности, работавшие на устаревших технологиях, по крайней мере, в том объеме и с теми параметрами, как это было до начала великой войны.

В таком случае мы сами провоцируем дополнительное образование выбросов, угрожающих здоровью населения, ограничиваем себя в выполнении международных обязательств, чем создаем непривлекательную картину для потенциальных инвесторов, да еще и устанавливаем новые цели для российских ракет и дронов.

При этом согласно имеющейся информации о выполнении НПСВ, размещенной на государственном портале открытых данных, энергоблок №4 Бурштынской ТЭС, одной из самых грязных в Европе, согласно информации Ember, к 24 февраля 2022 уже отработал свое ограничение по времени эксплуатации.

Украина нуждается в осовременивании энергетики и экономики в целом. Реализация международных обязательств с применением современных технологий балансировки, сохранения энергии, развития мощностей ВИЭ усилит энергетическую безопасность Украины и позволит постепенно преодолеть зависимость от угля.

Для этого следует понять и будущее атомной генерации, поскольку проектный срок эксплуатации большинства АЭС в стране истекает между 2025 и 2035 годами.

Технические средства использования генерирующих мощностей на ВИЭ

Одной из ключевых задач развития энергетического сектора страны является повышение маневренных возможностей энергетической системы.

В отчете по оценке достаточности энергосистемы отмечается, что в мире есть ряд технологий для решения проблемы обеспечения гибкости (в том числе балансировки) энергосистемы и одновременно улучшения технической возможности привлечения ВИЭ в состав энергосистем. К таким технологиям относятся:

– высокоманевровые объекты тепловой энергетики вроде газотурбинных установок с возможностью быстрого пуска/остановки и широкими возможностями регулирования мощности, а также пусков/остановок в течение суток, сезона, года;

– высокоманевренные ГЭС и ГАЭС;

– установки по хранению энергии;

– потребители-регуляторы на основе технологий аккумулирования тепловой энергии;

– технологии утилизации профицитов электроэнергии в энергосистеме (Power to Х), в частности производство водорода методом электролиза (Power to Gas);

– установки по хранению энергии для переноса мощности с периодов, где имеется ее профицит, в периоды, где имеется ее дефицит (Power to Power), своеобразные электрические аккумулирующие электростанции;

– объекты биоэнергетики.

“Зеленые” рабочие места в энергетике

Глава “Укрэнерго” Владимир Кудрицкий отмечает, что будущее украинской энергосистемы – за малой распределенной генерацией.

“Нужно создать такие условия, чтобы в Украине начали строиться электростанции нового типа – распределенная генерация. Это возможно в условиях войны: у нас строятся ветровые парки, солнечные электростанции. Некоторые новые технологии, которые могут заменить угольную генерацию, тоже могут строиться, но для этого нужны регуляторные и экономические условия”, – сказал Кудрицкий.

Такой подход требует от правительства быстрого решения проблемы государственных шахт, ведь у них уже сейчас нет потребителей своей продукции. Добытый уголь негде сжигать и значительное уменьшение количества активных блоков ТЭС приводит к рекордно высоким запасам угля на складах для этого периода года.

В результате десятки тысяч шахтеров, являющихся высококвалифицированной рабочей силой, рискуют остаться без работы и зарплаты. Они имеют надлежащую профессию и привыкли к тяжелой физической и умственной работе в стрессовых условиях.

Их навыки можно перенести в “зеленое” строительство, промышленность и электрификацию, что делает переход к “зеленым” рабочим местам не только возможным, но и желательным. Именно такой подход позволит им выполнять свои обязанности за достойную плату в более безопасных условиях.

К сожалению, в Украине отсутствует комплексный план перехода от рабочих мест в секторе ископаемого топлива к “зеленым” рабочим местам. В ЕС сфера “зеленой” занятости задокументирована в “Новом плане действий циркулярной экономики” и “Европейской программе навыков” – комплексном пятилетнем плане переквалификации взрослых в соответствии с целями “Европейского “зеленого” курса”.

Это подчеркивает неотложную потребность в таких стратегиях в Украине, поскольку эти отчеты прогнозируют кратное увеличение занятости в сферах низкоуглеродистой экономики еще при нашем поколении в ближайшие годы. Развитие возобновляемой, децентрализованной энергетики требует изменения парадигмы мышления, усовершенствования регуляторной базы и решения хронических экономических проблем.

У нас нет другого выхода: децентрализованное поколение – это безопасность энергосистемы, ведь сосредоточение производства электроэнергии на крупных объектах делает их уязвимыми целями для страны-террориста.

Соавтор – Валентин Кириченко, эксперт по устойчивому развитию. (Epravda.com.ua)

Exit mobile version