Частная компания строит в Одесской области завод по производству “зеленого” водорода. Как бизнес в промышленных масштабах будет производить экологическое топливо, насколько выгоден этот экологический бизнес?
В 2020 г. Европейская комиссия анонсировала амбициозные планы по производству водорода. Предполагалось, что к 2030 г. Евросоюз поддержит производство 80 ГВт мощностей генерации так называемого зеленого водорода. 40 ГВт должно было построить в странах блока и столько же – в других государствах с перспективой экспорта в ЕС.
Особое внимание уделялось Украине, где планировали поддержать 8 ГВт мощностей по производству “зеленого” водорода. В стране появился ряд инициатив по развитию водородной энергетики. Один из таких проектов в 2024 г. получил грант в рамках программы, софинансируемой Министерством иностранных дел Британии.
Грант получила компания “Водород Украины”, которая планирует построить водородный завод на юге Одесской области в городе Рени. “В 2021 г. было сделано предварительное технико-экономическое обоснование – оценили потенциал производства водорода на юге Одесщины. Определили его себестоимость и комбинацию электролизерной мощности из возобновляемых источников”, – говорит ее гендиректор Ярослав Крыль.
Великобритания профинансирует 70% стоимости комплексного технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства завода, остальное покроет компания. Речь идет о ТЭО строительстве электролизерного завода, ветровой и солнечной электростанций и водородного трубопровода, который соединит Украину с потребителями в ЕС.
Также будет проведено исследование с украинскими учеными о возможности строительства подземных хранилищ водорода в солевых пластах на юге области. “Это будет что-то вроде подземных газовых хранилищ, но в традиционных газовых хранилищах водород хранить нельзя, потому что он весь выйдет на поверхность. Солевые пласты настолько плотные, что не пропустят молекул водорода”, – объясняет Крыль.
Наличие комплексного технико-экономического обоснования позволит компании привлечь внешние инвестиции для строительства завода.
Что уже сделано
Зарегистрированное в июле 2020 года ООО “Водород Украины” в 2021 году приобрело вблизи города Рени земельный участок для строительства завода и не только для него.
Чтобы водород получил статус “зеленого”, электроэнергия для его производства должна быть получена исключительно из возобновляемых источников – солнца, ветра или воды (гидроэлектростанции). Поэтому, кроме электролизной установки, на своем участке компания будет строить еще и ветровую и солнечную электростанции.
“Зеленый” водород – это газ, производимый из возобновляемых источников энергии путем разделения воды на два атома водорода и один атом кислорода посредством процесса электролиза. Его можно использовать как горючее для производства тепла или подавать в топливный элемент для производства электроэнергии, в частности для промышленности и транспорта .
Перед установкой ветроэлектростанции обычно проводят так называемую ветроизмерительную кампанию: в течение года с помощью различных приборов фиксируют скорость и направление ветра, температуру воздуха, влажность и давление.
“Эти данные позволяют рассчитать объем потенциально производимой электроэнергии, подобрать конкретный тип ветрогенераторов и определить, как лучше их разместить, чтобы получить больше энергии”, – рассказывает Крыль.
Для сбора данных установили мачту высотой 120 метров, что требовало согласования с Минобороны и “Украэрорухом”. Соответствующие документы подготовили и отправили еще до начала Великой войны, а разрешения получили в мае 2022 г.
“Мы решили, что имеем уникальный шанс сделать все исследования и подготовиться к реализации проекта пока идет война. Мы установили мачту и завершили ветроизмерительную кампанию. Все предыдущие исследования позволили нам принять участие в грантовой программе”, – объясняет Крыль.
Первый конкурс Innovate Ukraine , в рамках которого Великобритания выделила средства на реализацию инноваций в “зеленой” энергетике, стартовал 1 августа 2023 г.
До 8 тысяч тонн водорода в год
Проект компании “Водород Украины” предполагает строительство солнечной электростанции мощностью 120 МВт, ветровой электростанции мощностью 80 МВт и электролизной установки мощностью 100 МВт. На первом этапе планируют производить 7-8 тыс. тонн водорода в год – 400-750 тонн ежемесячно. Для производства кубометра водорода требуется 1,5-2 литра воды и 4,5 кВт-ч электроэнергии.
“Раньше мы финансировали проект из нашего бизнеса в сфере возобновляемой энергетики. К сожалению, все наши объекты в Запорожской области либо разрушены, либо временно оккупированы. Бюджета на поддержку проекта было недостаточно для того, чтобы дойти до финального инвестиционного решения”, – добавляет директор компании.
На заводе также будут производить сопутствующие продукты – кислород и метанол.
“Мы подаем в электролизер ток и молекула воды разделяется на водород и кислород. Кислород можно использовать в строительстве, медицине, аграрной сфере, например, для разведения рыбы. Водород – это энергоноситель будущего, который можно использовать как альтернативу газу или как сырье для производства аммиака с последующим производством удобрений или метанола”, – объясняет Крыль.
Метанол – однокомпонентный спирт, универсальный растворитель, который может быть использован в различных сферах экономики.
“Сейчас в Украине нет производства метанола. Единственное производство в Северодонецке (объединение “Азот”) разрушено. Например, “Нафтогаз” импортирует метанол для своей газодобывающей деятельности. У нас есть меморандум о взаимопонимании с этой компанией, ей интересен наш проект”, – говорит Крыль.
Компания начнет строить завод через два года после проведения исследований. На такой же срок заложено грантовое финансирование от правительства Великобритании.
По расчетам 2021 г., инвестиции в строительство предприятия, мощностей возобновляемой энергетики и инфраструктуры для транспортировки продукции составят 300-400 млн. евро. Однако более точные цифры будут ясны после завершения исследований и технико-экономического обоснования.
Крыль убежден, что наличие комплексного ТЭО позволит привлечь инвестиции. “Недавно Еврокомиссия создала “Водородный банк”, который проводит аукционы в поддержку водородных проектов. Выиграв такой аукцион и получив контракт на десять лет по гарантийному выкупу водорода или продукции из водорода, можно спокойно получить кредитное финансирование”, – добавляет он.
Экспорт в ЕС по Дунаю, морю или суше.
Особенностью водорода является то, что он имеет самую маленькую молекулу среди всех химических элементов. Это означает, что он может проникать через другие материалы даже железо. Поэтому, в отличие от природного газа, традиционные стальные трубопроводы не подходят для его транспортировки в чистом виде.
Водород можно транспортировать по трубопроводам из полиэтилена. Его можно смешивать с природным газом в концентрации до 20% и транспортировать по газопроводам без их модернизации. Этот вопрос активно изучается в Украине и ЕС. Кроме того, водород можно перевозить по морю и сухопутным путям.
Локацию для строительства завода рядом с Рени выбрали еще и потому, что поблизости есть морской порт, из которого можно отправлять суда по морю и Дунаю в страны Центральной Европы. Кроме того, сейчас строится евроколея в Рени из Румынии.
“У нас есть четыре варианта транспортировки водорода: автотранспорт, железная дорога, морской транспорт и трубопровод. Конечно, самым дешевым видом транспортировки является трубопровод. Морские перевозки дешевле автотранспортных и железнодорожных, однако немного проиграют в скорости доставки. Например, из Рени в Германию баржа будет идти более двадцати дней”, – объясняет Крыль.
Хотя транспортировка водорода требует особых условий, есть технологии, позволяющие перевозить его в цистернах. “Можем транспортировать водород в виде смеси с органическим носителем – бензолом. Бензол как губка абсорбирует водород и таким образом его можно безопасно перевозить в цистернах. Затем из этой смеси отделяют водород, а бензол используют дальше как накопитель”, – говорит Крыль.
Водород также можно транспортировать в сжатом или сжиженном состояниях. Сжижают его так же, как природный газ (LNG) – путем охлаждения до более 200 градусов. Подобные проекты уже есть в мире. К примеру, в 2019 году первое судно со сжиженным водородом начало курсировать между Австралией и Японией.
Экономически выгодно производство водорода
Украинский водород может конкурировать на европейском рынке уже сейчас, когда речь идет о сжиженном продукте для заправки автомобилей.
“На заводе можно добиться себестоимости изготовления водорода 5 евро за килограмм, а при определенных условиях – и 4,5 евро. Если посмотреть на цены на заправках, например, в Германии, там водород стоит около 12 евро за килограмм и это в большей степени” серый “водород (производимый из природного газа)”, – говорит Крыль.
Он добавляет, что по себестоимости производства “зеленый” водород проигрывает “серому” за исключением определенных периодов, например, летом 2022 г., когда цена на газ в ЕС выросла до исторического максимума. Без поддержки такие проекты будут развиваться медленно.
Впрочем, себестоимость производства водорода будет уменьшаться с каждым годом, подобно тому, как уменьшалась стоимость оборудования для солнечных электростанций и росла его производительность. “Десять лет назад строили станции из панелей по 80 Вт, а сейчас на рынке есть 700-ваттные панели. То есть их эффективность выросла почти в десять раз, а себестоимость снизилась”, – объясняет Крыль.
Развитие водородной энергетики выглядит привлекательно на фоне внедрения в Евросоюзе механизма углеродной корректировки импорта (CBAM, Carbon Border Adjustment Mechanism), когда продукция, изготовленная с использованием ископаемых видов топлива, будет дополнительно облагаться налогом. Это поможет водороду составить рыночную конкуренцию природному газу на украинском рынке.
“Если украинские металлурги захотят реализовывать продукцию на рынке ЕС, то им придется либо реконструировать производство, чтобы замещать природный газ водородом, либо платить дополнительные налоги. Эти налоги производят продукцию, не имеющую в структуре себестоимости “зеленых” источников энергии, неконкурентной на европейском рынке “, – подчеркивает руководитель компании “Водород Украины”.
Ряд европейских предприятий уже задумывается над переводом своих производств на “зеленую” энергию. К примеру, металлургический завод в Кошице (Словакия) хочет перейти с кокса на водород и импортировать его с завода, который украинская компания планирует построить в Закарпатской области.
В Украине на разных стадиях реализации есть, по меньшей мере, три публичных проекта по производству водорода. Кроме заводов в Одесской и Закарпатской областях подобное предприятие планируют запустить на Львовщине. Все это частные инициативы.
Первым проектам понадобится поддержка в виде грантов или льгот, однако в будущем “зеленый” водород может выиграть битву с ископаемыми энергоносителями. (Владимир Рыхлицкий, Epravda.com.ua)