Страны Азии включаются в гонку за литием на фоне роста производства электрокаров и необходимости перехода на возобновляемые источники энергии. Разведку месторождений активизируют Таиланд, Индонезия, а также Китай, мировой лидер по переработке лития, пишет RCC.
При этом собственные запасы КНР достаточно скромные, и страна может столкнуться с нехваткой белого золота. Это будет особенно чувствительно для Пекина на фоне экономического противостояния с США, которые также пытаются нарастить добычу. Как литий определяет геополитический расклад в мире – в материале “Известий”.
Азия наращивает добычу лития
В мире разворачивается настоящая гонка по добыче лития – так называемого белого золота, или новой нефти. Он используется при изготовлении аккумуляторных батарей для электроники, в том числе ноутбуков, мобильных телефонов, сетевых накопителей и, конечно, электрокаров. Кроме того, его природные свойства позволяют хранить энергию, поэтому использование лития ускорит переход к возобновляемым источникам энергии. Таким образом, литий – ключевой материал для достижения углеродной нейтральности при борьбе с глобальным потеплением. На этом фоне Международное энергетическое агентство (орган в рамках ОЭСР) спрогнозировало, что мировой спрос на литий может увеличиться в четыре-шесть раз к 2030 году.
Выигрыш в “литиевой гонке” даст контроль над глобальной “зеленой” повесткой. Многие страны мира взяли обязательства по углеродной нейтральности, то есть по достижению нулевых выбросов углекислого газа в атмосферу. Подобные цели невозможно реализовать без перехода с бензиновых автомобилей на электромобили, в которые устанавливаются литий-ионные аккумуляторы, – подчеркнула старший научный сотрудник Центра мировой политики и стратегического анализа ИКСА РАН Екатерина Заклязьминская.
В последнее время в погоне за литиевыми ресурсами активизировались страны Азии. В частности, власти Индонезии договорились о сотрудничестве с французской горнодобывающей группой Eramet для разведки месторождений важнейших полезных ископаемых, включая литий. Пока в этой стране Юго-Восточной Азии активно добывают никель и кобальт, также необходимые для производства аккумуляторов. Более того, Индонезия – крупнейший в мире производитель никеля с запасами в 21 млн. т, что составляет 20,6% от мирового объема, поэтому разработка литиевых месторождений в перспективе может превратить Индонезию в глобальный центр производства электромобилей.
Пока этот статус принадлежит все еще главной мировой фабрике – КНР. По итогам последнего квартала 2023 г. китайский конгломерат BYD обошел американскую компанию Tesla по объему экспорта электрокаров и стал их крупнейшим производителем. Но для полного лидерства в этой сфере не хватает собственного сырья. По данным Геологической службы США, Китай обладает лишь 7% мировых запасов лития, однако именно там перерабатывается около половины этих запасов, поэтому КНР пока еще очень зависит от его импорта. Впрочем, очень скоро это может измениться. В начале 2024 года в Минприроды КНР сообщили, что обнаружили 1 млн. т лития в провинции Сычуань. Китай ожидаемо расширяет присутствие и в странах, обладающими залежами этого металла, но не мощностями для их добычи и переработки. В частности, компании из КНР владеют несколькими рудниками в Зимбабве, Мали, ДР Конго и Эфиопии. Такая активность объясняется возможным дефицитом лития в будущем.
Вполне возможно, что в ближайшие годы Китай столкнется с нехваткой лития в связи с исчерпанием месторождений. А связано это с тем, что растет доля производства электромобилей, в том числе и произведенных КНР. Даже прогнозируют, что к 2040 г. может возникнуть кризис в связи исчерпанием уже известных месторождений, – сказал руководитель Центра изучения стран Дальнего Востока в Санкт-Петербурге Кирилл Котков.
На звание фабрики электрокаров претендует и Таиланд. В начале года власти заявили, что обнаружили два литиевых источника, запасы одного из которых предварительно оцениваются в ошеломляющие 14,8 млн. т – это 64% от всех запасов лития в Боливии, крупнейшем в мире его обладателе. При этом запасы в Боливии не считаются выгодно извлекаемыми с экономической точки зрения из-за ограниченного доступа к ним. Разработке и успешному производству мешают недостаточные технологические мощности, отсутствие финансов и конфликты с коренными общинами на почве землевладения. Поэтому при таких возможностях Боливия пока никак не может угнаться за азиатскими конкурентами и даже не указывается в рейтингах по запасам лития.
Есть ли перспективы у России
Крупнейшим в мире производителем лития, несмотря на всю экономическую мощь Китая, остается Австралия: на нее приходится почти половина всех поставок. Но это объясняется и значительными резервами белого золота (именно эффективными с экономической точки зрения) в стране (6,2 млн. т) – пять из 10 крупнейших литиевых рудников находятся в Австралии, – но его все равно меньше, чем в Чили, где сосредоточена треть от мировых резервов этого металла (9,3 млн.). За ними следуют Аргентина (3,6 млн. т) и только потом Китай (3 млн. т) и США (1,1 млн. т).
КНР последнее время усилила разведку месторождений геологических ресурсов, стремясь повысить свою энергетическую безопасность на фоне экономических трений со своим главным торговым партнером – Штатами (не считая АСЕАН и Евросоюз), особенно в области электронных технологий. В августе 2023 г. президент США Джо Байден запретил новые американские инвестиции в китайские компании в сфере полупроводников и микроэлектроники, квантовых информационных технологий и некоторых систем ИИ. Китай со своей стороны значительно ограничил экспорт двух редких металлов – галлия и германия, которые используются в производстве полупроводников, оборудования связи, солнечных панелей и в военных технологиях. На долю республики приходится порядка 95% мирового производства галлия и 67% германия.
США, отставая от Китая в добыче лития, продолжают буксовать. Стремление Вашингтона сделать Штаты крупнейшим мировым производителем лития разбивается о собственные весьма запутанные законы, регулирующие эту сферу. Например, в Техасе, Луизиане и других богатых минералами штатах сложно определить, кому принадлежат запертые в солончаках миллионы тонн лития и кто в конечном итоге должен платить за его переработку для дальнейшего использования. Ситуация осложняется тем, что федеральные чиновники США практически не могут заставить штаты изменить правила, так как местное законодательство традиционно имеет большую юридическую силу.
В контексте противостояния США и Китая особый интерес представляет так называемый литиевый треугольник, то есть Боливия, Чили и Аргентина. Предполагаемые ресурсы трех стран оцениваются в 50 млн. т, что становится привлекательной “добычей” для технологически развитых государств.
Боливия хотела бы, чтобы литий добывался компаниями разных государств и не произошло монополизации ключевого для страны месторождения. Из этих трех стран она, так сказать, самая “антиамериканская”, чего нельзя сказать про Чили и особенно Аргентину, где к власти сейчас пришел откровенно проамериканский лидер Хавьер Милей, – подчеркнул Кирилл Котков.
При этом Китай действует на опережение. В частности, в Австралии он владеет 51% акций крупнейшего в мире литиевого рудника, оставшиеся 49% принадлежат США. Чили также углубляет сотрудничество с Китаем. В Боливии китайские предприниматели планируют вложить значительные средства (заявлено $1,4 млрд.) в строительство заводов по экстракции лития.
На мой взгляд, страны Латинской Америки в настоящий момент больше заинтересованы в сотрудничестве с Китаем, чем с США. Реальные объемы производства аккумуляторов в КНР подсказывают лидерам стран “литиевого треугольника”, что спрос на эту продукцию будет обеспечен скорее ею, нежели Штатами, – отметила Екатерина Заклязьминская.
России только предстоит включиться в литиевую гонку. В стране этот металл пока не добывается, а сырье ранее поступало из Чили, Аргентины, Китая и Боливии. Первые два партнера прекратили импорт в РФ, Китай сейчас больше сосредоточен на увеличении собственных запасов, поэтому остается только Боливия. В июне 2023 г. “Росатом” уже подписал соглашение с госкомпанией Yacimientos de Litio Bolivianos о строительстве в республике комплекса по добыче и производству карбоната лития. Разрабатываются и отечественные месторождения, например Полмостундровское и Колмозерское. В последнем, по оценкам, залегает 75 млн. т литиевых руд, что составляет 18,9% отечественных запасов. Месяц назад Роснедра заявили, что они обеспечат литиевое сырье уже в 2025 г. Ранее в Минпромторге утверждали, что полное импортозамещение в этой сфере в России планируется к 2030-му. (Eenergy.media)