В последнее время Россия начала более активно атаковать ракетами и беспилотниками не только объекты электроэнергетики, но и топливные хранилища в Украине. С начала полномасштабного вторжения от таких нападений пострадало уже около 50 нефтебаз.
То есть мест для хранения значительных запасов горючего становится все меньше, а даже уцелевшие использовать нецелесообразно из-за высокой уязвимости. Способно ли это обстоятельство парализовать украинский рынок горючего? Ответ: нет. Усложнит ли она жизнь трейдерам? Ответ: да.
Все на колеса
В июне сеть АЗК ОККО сообщила, что потеряла за месяц в результате вражеских атак две свои нефтебазы, убытки от чего, по предварительным оценкам, составляют 8,5 млн. USD. По словам вице-президента ОККО Юрия Кучабского, это заставило компанию окончательно переориентироваться на торговлю с колес, то есть без накопления запасов на складах. Группа ОККО сегодня является крупнейшим импортером нефтепродуктов в Украину. За 2023 г. она ввезла более 800 тыс. т дизельного горючего и свыше 400 тыс. т бензинов. Это почти 15% и 20% соответственно общему потреблению на рынке.
Однако под удар попала не только инфраструктура ОККО. По подсчетам директора Консалтинговой группы “А-95” Сергея Куюна, только в 2024 г. нападения подверглись 10 объектам нефтебазового хозяйства. Однако, по его словам, никакого критического влияния на рынок это не повлекло. “Нефтебазы с 2022 г. почти не используются, разве что, как эстакады для перегрузки с железной дороги в бензовозы. Какие-то мертвые остатки есть, как и пары хорошо горящих нефтепродуктов. Даже если где-то и было и сгорело, влияние на рынок – ноль, – комментирует он на своей странице в Facebook. – Несмотря на масштабные атаки, рынок функционирует как часы, более того, у нас перманентный профицит всех марок горючего”.
Да, еще с начала полномасштабного вторжения, когда первые российские ракеты поразили украинские нефтебазы, операторы рынка пытались максимально рассредоточивать места хранения горючего и не накапливать значительные объемы в одной локации. И ныне не только ОККО, но и другие крупные импортеры (WOG, UPG, “Альянс Энерго Трейд” и т. д.), добросовестно овладевают практикой работы “с колес”. Потому что хоть она и нуждается в дополнительных логистических расходах, это все же более приемлемо, чем одномоментная потеря товара на миллионы гривен.
Следовательно, за два прошлых года стремительно вырос парк автомобильных цистерн в пользовании трейдеров. По некоторым оценкам, в 6 раз от довоенного уровня. В 2022-2023 гг. этот транспорт активно использовался для ввоза нефтепродуктов из-за границы. Были периоды, когда автомобильный импорт даже превышал по масштабам железнодорожный. Но сейчас логистика возвращается к традиционной схеме, когда 80% горючего (или больше) поступает по железной дороге. Высвободившийся автопарк можно активнее задействовать для внутренних перевозок.
Импорт не остановить
Наличие звена нефтебаз в традиционной цепочке топливного ритейла – это не только хранение нефтепродуктов. Этому звену принадлежала и немаловажная роль стабилизатора на рынке. К примеру, когда происходило резкое колебание цен на глобальных нефтяных биржах. Или когда одновременно остановились на ремонте несколько основных НПЗ, откуда горючее поставлялось в Украину. Складские запасы позволяли сглаживать хотя бы тематично все такие турбулентные явления, дефициты и ценовые качели. Теперь буфер становится тоньше. А реакция на внешнюю конъюнктуру будет более оперативной.
Но есть и хорошая новость. По сравнению с диспозицией первой половины 2022 г., и даже с довоенными расписаниями, рынок горючего Украины стал гораздо более диверсифицированным, если говорить об источниках происхождения горючего. В прошлом году на рынке встречались партии из нескольких десятков разных стран, в том числе такие ранее невероятные продавцы, как США, Китай, Тайвань, Кувейт, Алжир, Швеция и т.д. В основном это были единичные закупки. Пусть. Основная масса ресурса поступала из более традиционных Польши, Румынии, Литвы. Однако сам факт небывалого разнообразия выбора дает оптимистичные основания полагать, что без горючего украинский потребитель не останется.
В то же время широкое предложение породило и широкий круг фирм-импортеров, буйный расцвет которых пришелся на 2023 год. К примеру, в 2021 году на рынке работало только 160 компаний, завозивших нефтепродукты в Украину, а в прошлом году таких набралось уже более тысячи. И примерно 80% из них – это фирмы, которые импортируют мелкие партии (от 1 тыс. т и меньше) и делают это всего несколько раз в год (некоторые вообще один раз и все). На общее наполнение рынка они никак не влияют, однако могут ввозить продукт низкого качества, сомнительного происхождения (в том числе и российского), да еще и по демпинговым ценам. Правда, их звездное время понемногу истекает. По состоянию на середину 2024 года в деле оставалось чуть меньше полутысячи импортеров. При этом 20 крупнейших из них завезли более 50% всего ресурса, потребленного в Украине за первое полугодие.
В целом, уровень потребления в этот период был соразмерен с уровнем за аналогичный отрезок 2023-го. В этом году незначительно вырос спрос на ГП, так же незначительно снизился на бензины. Некоторое проседание АЗС-сети констатировали в апреле-мае, когда трафик на дорогах был ниже, чем обычно в эти месяцы (вероятно, как реакция на меры по усилению мобилизации). Но уже с июня на рынке активно включился генераторный фактор. А в предыдущие годы во время пиков использования генераторов электроэнергии в Украине они прибавляли 8-10% к общей реализации нефтепродуктов.
В целом в прошлом году Украина потребила 6,6 млн. т дизельного горючего, 2,2 млн. т бензинов и 1,3 млн. т сжиженного газа. Суммарно это почти на 20% ниже довоенного уровня. Если пренебречь сезонными колебаниями, то раньше внутреннему потребителю нужно было не менее 1 млн. т нефтепродуктов в месяц, а сейчас хватит и 850 тыс. т. Импортировать такое количество горючего даже без складирования в терминалах или с минимальной складировкой технически возможно без каких-либо сверхусилий. По крайней мере, если не случится форс-мажоров и пропускная способность железнодорожных терминалов и портов будет сохраняться хотя бы на том уровне, что сейчас.
Где скрыть минзапас?
Однако возникает еще один вопрос, требующий решения наверняка на законодательном уровне. В декабре 2023 г. президент Зеленский подписал закон о минимальных запасах нефти и нефтепродуктов. На их создание отведено 12 месяцев. Поэтому на декабрь 2024-го такие запасы должны быть сформированы, в том числе и продавцами горючего. В первый год они сравнительно небольшие: 3% от общего импорта или производства, но не менее 250 т в год. Во второй – 6% и 500 т соответственно. В течение 8 лет минимальные запасы должны достигнуть 24% от годового оборота трейдера. Определенные военные риски с вступлением в силу этого закона возникают. Ведь для больших игроков 3% – это все равно десятки тысяч тонн горючего. И желательно, чтобы они находились в безопасном месте.
Гипотетически таким безопасным местом могли бы стать нефтяные хранилища в сопредельных с Украиной государствах. Но, как оказалось, существует дефицит таких мощностей. По словам Адама Сикорского, CEO компании Unimot (одного из крупнейших польских нефтетрейдеров), в Польше пока нет свободных для аренды нефтебаз. Об этом он сообщил в июне, выступая на конференции Petroleum Ukraine. Warsaw`24. Unimot, например, имеет 9 действующих терминалов, 75% емкости которых использует для хранения собственных запасов. Остальные заполнены продуктом других участников рынка, который компания хранит на договорной основе. Коммерческий директор польской нефтетранспортной компании PERN Рафал Енджеевский добавил, что сейчас в стране запланировано строительство еще трех резервуаров на 50 тысяч кубометров каждый, но там уже стоит очередь желающих из числа внутренних пользователей.
Не столь категоричен был президент румынского Госрезерва (NASRSI) Джорджиан Поп. Он отметил, что этот вопрос может быть предметом переговоров между Киевом и Бухарестом. В то же время, судя по его словам, со свободными объемами и в Румынии негусто. В 2024 году объемы хранения топлива выросли в стране с 1 812 тыс. т до 1 826 тыс. т нефтяного эквивалента, а реальные мощности хранения составляют 1 948 тыс. т. То есть какую-то часть топливного ЧП Украина теоретически могла бы разместить в Румынии, но полностью развернуть там резервную базу не получится. (Ярослав Ярош, Minprom.ua)