От финансового состояния предприятий тепловой энергетики напрямую зависит, как Украина пройдет зиму.
Роман Никович, директор по исследованиям аналитического центра DiXi Group:
В конце июня совет исполнительных директоров МВФ в четвертый раз пересмотрел Механизм расширенного финансирования для Украины (Extended Fund Facility).
С марта 2023 по этой программе в нашу страну поступают миллиарды долларов США, направленные на покрытие значительного дефицита госбюджета.
Условием получения помощи является выполнение согласованных с МВФ “структурных маяков” – институциональных реформ, поддерживающих макрофинансовую стабильность в стране и закладывающих основу послевоенного роста экономики.
Консорциум RRR4U (Resilience, Reconstruction and Relief for Ukraine), состоящий из четырех украинских общественных организаций: Центра экономической стратегии, Института экономических исследований и политических консультаций, Института аналитики и адвокации и DiXi Group, осуществляет регулярный мониторинг выполнения Украиной условий МВФ.
Одобрение очередного транша в размере 2,2 млрд. дол. США сигнализирует, что международные партнеры в целом удовлетворены достигнутым прогрессом. Впрочем, остаются обязательства, которые государство вовремя выполнить не удосужилось.
Среди них – проведение аудита финансового состояния предприятий теплокоммунэнерго (ТКЭ) до и после февраля 2022 г. Этот структурный маяк впервые был представлен во втором пересмотре программы МВФ в декабре прошлого года с дедлайном до конца июня 2024 года. Однако в четвертом пересмотре конечный срок его исполнения перенесен на конец октября 2024 года.
Долговая яма ТКЭ
Вопрос аудита предприятий теплоснабжения далеко не новый и длится не менее пяти лет. А во время полномасштабной войны оно стало по-настоящему критическим. Дело не только в обязательствах перед международными донорами, но и в интересах самой Украины.
Приближается отопительный сезон, который в условиях сверхсложной ситуации в энергетике (по оценкам, в Украине разрушены, повреждены или захвачены более 70% энергогенерации) будет чрезвычайно сложным.
Пока государство медлит, предприятия ТКЭ выживают только за счет поддержки местных бюджетов. Анализ финансового состояния тепловой отрасли позволил бы выяснить точный объем задолженности, в том числе причины ее накопления до и после начала полномасштабной войны и соответственно понять, каким образом будут осуществляться расходы на компенсацию производителям тепла.
Даже предварительные подсчеты указывают на гигантские долги. К началу отопительного сезона в прошлом году задолженность государства по разнице в тарифах составила около 36 млрд. грн., а в этом году, как прогнозируется, она превысит 54 млрд. грн.
В то же время задолженность производителей тепловой энергии за потребленный природный газ на 25 апреля текущего года составляет 100,4 млрд. грн. А население по состоянию на начало марта задолжало 35,9 млрд. грн. за услуги теплоснабжения.
Почему так сложилось? Во-первых, миллиардные исторические долги, связанные с экономически необоснованными тарифами на тепло, существовали в Украине и до полномасштабного вторжения.
Как следствие, теплокоммунэнерго застряли в бесконечной петле, когда тарифы не покрывают расходы на закупку природного газа, образуются долги, но выплатить их нечем.
Начало широкомасштабной войны с Россией значительно усугубило ситуацию. В июле 2022 года Верховная Рада ввела мораторий на повышение тарифов на услуги по распределению природного газа, тепловую энергию и поставку горячей воды для населения до конца действия военного положения. Это отсрочило пересмотр тарифов на уровень, который будет покрывать все обоснованные расходы, на неопределенное время.
Еще одной, хотя и не основной причиной накопления задолженности является недостаточная платежная дисциплина потребителей. Катализатором роста числа должников, конечно, стала полномасштабная война, когда платежеспособность населения ухудшилась.
Особенно заметно снизилась платежная дисциплина на территориях, которые были или остаются оккупированными, а также при фронтовых участках. Это, в частности, Херсонская, Донецкая и Харьковская области. При этом темпы роста задолженности за услуги теплоснабжения среди населения начали увеличиваться с 2016 года.
Эффективные меры вместо популизма
Одним аудитом проблема погашения колоссальных задолженностей и недопущение их накопления в будущем не решится.
Проблема долгов ТКЭ будет существовать, пока Украина не перейдет к рыночной модели тарифообразования, и тарифы не будут отражать все расходы предприятий. Кроме того, государство должно найти источники компенсации разницы в тарифах.
Ресурс по погашению долгов можно взять из госбюджета уже после войны или по поступлениям в спецфонд в рамках программ финансовой помощи. В то же время, все, что превышает объем задолженности по разнице в тарифах, в частности долги перед “Нафтогазом”, можно постепенно урегулировать по договорам реструктуризации.
Важно также создать постоянную систему мониторинга предприятий ТКЭ на основе данных аудита, что позволит оперативно собирать и обобщать информацию о динамике их финансового, экономического и технического состояния.
Работа в этом направлении уже идет: DiXi Group привлечена к усовершенствованию отраслевой отчетности, предоставляемой предприятиями ТКЭ в Министерство развития общин, территорий и инфраструктуры Украины, отвечающее за формирование государственной политики в сфере теплоснабжения.
Наша команда также работает над повышением прозрачности процессов тарифообразования, чтобы обеспечить большую публичность данных и усиление подотчетности предприятий ТКЭ перед органами регулирования и потребителями. По нашему мнению, это создаст условия для сокращения нерациональных расходов в структуре тарифов и снизит политизированность тарифообразования и манипуляции понятием “экономически обоснованные тарифы”.
Мораторий, замораживающий тарифы на тепло на неоправданно низком уровне, должен быть снят. Это, кстати, еще одно обязательство – вписанное в План Украины в рамках программы поддержки ЕС Ukraine Facility. Инструмент поддержки населения, которое не способно платить счета по более высоким тарифам, уже существует, и это программа жилищных субсидий.
Действовать нужно сейчас
Соблюдение обязательств перед МВФ – вопрос выживания украинской экономики. От того, будет ли выполнен структурный маяк по аудиту финансового состояния ТКЭ в обновленный срок, зависит, получит ли Украина очередной транш, который держит истощенный войной госбюджет на плаву.
К тому же, зависший в воздухе вопрос многомиллиардных задолженностей лишь усугубляет кризис в украинском энергосекторе и ставит под вопрос способность обеспечить модернизацию систем теплоснабжения – даже надлежащую подготовку к отопительному сезону.
Только приближение к рыночным правилам игры и европейским практикам регулирования обеспечат эффективную работу местных теплопоставщиков. Прозрачность и полнота информации, в частности финансовой, должна стать этой хорошей основой.
Материал подготовлен по данным мониторинга выполнения программы МВФ и макрофина ЕС по состоянию на июнь 2024 г., подготовленного консорциумом RRR4U. Консорциум RRR4U (Resilience, Reconstruction and Relief for Ukraine) – объединение четырех украинских организаций гражданского общества при финансовой поддержке Open Society Foundations и Международного фонда возрождения. Члены консорциума – Центр экономической стратегии, Институт экономических исследований и политических консультаций, Институт аналитики и адвокации, DiXi Group. (Epravda.com.ua)