Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: трубопроводный транзит нефти и газа – быть или не быть

На третий год полномасштабной войны с РФ российские энергоносители – как нефть, так и природный газ – все еще текут по украинским трубам. Транзитом в страны Европы. Технологически Киев с легкостью мог бы укоротить эти маршруты. Но украинские власти, похоже, до сих пор не определились с окончательной позицией: продолжать эту практику или закрывать вентиль. Поэтому принимает промежуточные решения, которым не хватает логики и последовательности.

А именно недавний запрет для компании “Лукойл” качать свою нефть транзитом через Украину. Адвокаты дьявола в ЕС Виктор Орбан и Роберт Фицо пытаются раздуть над этим международный скандал, потому что заинтересованы в дальнейшем поступлении российских энергоносителей в Венгрию и Словакию соответственно. И это может быть только одним и раундом более глобальной энергетической игры.

Что случилось с “Лукойлом”

Еще 24 июня президент Владимир Зеленский своим указом ввел в действие решение СНБО об ужесточении санкций против отдельных физических и юридических лиц. Одним из таких юрлиц и оказалась нефтяная компания “ЛУКойл”. Она относится к числу главных поставщиков сырья на Дунайский НПЗ в Венгрии и нефтеперерабатывающий завод Slovnaft в Словакии. Оба принадлежат венгерскому нефтехимическому концерну MOL. В среднем за год каждый из заводов покупает у “ЛУКойла” по 2-2,5 млн. т нефти. В свою очередь, это покрывает 25-35% их потребностей в сырье (в зависимости от загрузки), то есть достаточно много.

Теоретически и Дунайский НПЗ, и Slovnaft могут перейти на другие источники. В частности, в Венгрию нефть может поступать через терминал в хорватском порту Омишаль и трубопровод Adria. Словакия же может получать ее через Трансальпийский нефтепровод, о чем уже договорилась соседняя Чехия. Но цена такого импорта ожидается выше, чем закупка российской нефти. И потенциально она способна поколебать фундамент политической стабильности того же Орбана – в Венгрии одни из самых низких в Евросоюзе цены на горючее и коммуналку. В 2022 г. Будапешт пролоббировал в Евросоюзе исключения из эмбарго на покупку российской трубопроводной нефти. И Венгрия, и Словакия получили согласие на ее импорт до 2027 года.

Другое дело, что не только “ЛУКойл” качает нефть на Запад по украинской трубе. То же делают “Роснефть”, “Татнефть”, “Газпромнефть” и некоторые меньшие российские компании. Так же небольшие объемы отправляет по этому маршруту и Казахстан. Поскольку в отношении других нефтеотправителей Украина санкций не вводила, то при желании “ЛУКойл” элементарно может обойти июньский запрет.

Например, продав на входе в российскую трубу весь объем “нейтральной” швейцарской компании, а она уже оформит товарные отношения с венгерским или словацким НПЗ. Существует в рыночной практике и механизм свопирования, когда крупные добычи по логистическим соображениям обмениваются между собой равнозначными объемами сырья, находящегося в разных географических локациях. Вероятно, что-то из этого уже произошло. Потому что, как уверяют в “Нафтогазе Украины”, июльские показатели транзита по сравнению с июньскими не уменьшились. Но это не помешало официальным Братиславе и Будапешту раздуть скандал. Скандал, скорее преследующий цель: удержать Украину от попыток полностью перекрыть транзитный крана на российском направлении. Потому что тогда Словакия с Венгрией несут реальный экономический ущерб. Сейчас это только имитация.

Чем регулируется транзит

Еще в 2019 г. между компанией “Укртранснефть” (“дочка” НАК “Нафтогаз Украины”) и российской государственной компанией “Транснефть” было подписано 10-летнее соглашение о транспортировке нефти через украинскую территорию. В первый год действия документа объемы транзита составляли 13,1 млн. т. После полномасштабного вторжения РФ в феврале 2022-го соглашение стороны не денонсировали, но статистику прокачки “Укртранснафта” засекретила. Однако, по неофициальной информации, показатели транзита сейчас мало отличаются от довоенных. Агентство Reuters со ссылкой на отраслевые источники утверждает, что сейчас через украинскую трубу качается около 1.1 млн. т нефти из России. Из них 900 тыс. т выбирают Словакия и Венгрия примерно в равных пропорциях.

В “Укртранснафте” уверяют, что наполнение транзитного потока полностью определяет “Транснефть”. А значит, проверить, есть ли в трубе лукойловский ресурс и сколько его, они не могут. Могут полагаться только на слово. Так, “Укртранснафта” получила письмо от венгерской MOL с уверениями, что нефть, которая в июле транспортируется для ее нужд через южную ветку “Дружбы”, не принадлежит “Лукойлу”. Формальности соблюдены. Однако этот момент дополнительно подчеркивает всю условность запрета на транзит “Лукойла”.

Для самой России этот маршрут не является чем-либо приоритетным. “Транснефть” платит за него, вероятно, самый высокий в Европе тариф – 21 евро за тонну. При этом РФ, несмотря на санкции, все еще удается экспортировать более 230 млн. т нефти (результат 2023 г.). В этом массиве 12-13 млн. т украинского транзита – не такая уж серьезная пайка. Но по своей инициативе отказаться от этого экспорта Москва не может. Это значит подставить своих ключевых союзников в ЕС. Однако и прилагать особые усилия с целью сохранения маршрута она не будет. Это приходится делать Орбану и Фицо.

Чем рискует Украина

Математика подсказывает, что в этом году “Укртранснефть” может получить по транзиту 200-250 млн. USD в год. Наверное, это не та сумма, ради которой следует помогать зарабатывать деньги спонсорам Путина. Логика войны диктует полностью отказаться от транзитного качания. Причем, еще вчера. Тем более что на официальном уровне Украина не устает призывать мир прекратить импорт российских энергоносителей. В этом контексте санкции против “ЛУКойла” на фоне беспрепятственного доступа к трубе других нефтяных компаний из РФ представляются половинчатым, непоследовательным и малопонятным решением. Зачем здесь эта избирательность? Разве что настоящая позиция правительства сводится к желанию такого транзита сохранить, не заявляя об этом публично. Как отмечают участники рынка, этому подвержено нынешнее руководство НАК “Нафтогаз Украины”. Иначе придется думать о консервации магистральных нефтепроводов и о ликвидации подразделения “Укртранснефть” как де-факто ненужного. Есть и другие опасения. Некоторые оправданы. Некоторые нет.

К примеру, на обеспечение рынка Украины нефтепродуктами прекращение доступа российской нефти к НПЗ Венгрии и Словакии существенно никак не повлияет. Ибо доля импорта из этих стран сохраняется незначительной. В частности, из Венгрии в прошлом году Украина завозила всего 6% от общего объема нефтепродуктов. Из Словакии – еще меньше. В первые месяцы 2024 года картина существенно не изменилась. Поэтому компенсировать потерю этих объемов нефтепродуктов несложно. Другое дело, можно ожидать незеркальный ответ со стороны государств-соседей. В частности, сокращение или прекращение поступлений электроэнергии в Украину. А также блокировка правительствами Орбана и Фицо финансовой и военной помощи Украине со стороны ЕС.

Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто заявил, что Будапешт считает решение Киева о запрете транзита враждебным, поскольку оно создает фундаментальную угрозу безопасности энергоснабжения Венгрии и Словакии. Поэтому пока не будет отозвана эта санкция, его страна будет блокировать финансирование Европейского фонда мира. За счет этого фонда государства ЕС получают возмещение оказанной Украине военной помощи. Юрай Бланар, словацкий коллега Сийярто, со своей стороны заявил, что прекращение транзита лукойловской нефти является откровенным нарушением соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Мотивирует он свою позицию тем, что упомянутые санкции наносят гораздо больше вреда отдельным странам Евросоюза, чем России. Если ситуацию не удастся урегулировать на уровне Еврокомиссии, то Венгрия и Словакия угрожают подать иск против Украины в арбитражный суд. Но нагнетание кризиса может быть просто необходимой прелюдией, чтобы к концу 2024 года выйти на компромиссное решение с Киевом по трубопроводному транзиту.

И о газе тоже

Параллельно с громкими заявлениями словацкий премьер Роберт Фицо в июле дважды звонил главе украинского правительства Денису Шмыгалю и по результатам последнего из разговоров сообщил, что предложил Киеву техническое решение, как разрешить этот конфликт. Детали плана не разглашаются, но согласно замыслу Фицо, в этом решении должна быть задействована целая группа государств ЕС, получающих российскую нефть. В частности, кроме Словакии и Венгрии, он предлагает приобщить сюда Чехию.

Симптоматично, что ранее словацкий премьер уже предлагал Украине и техническое решение по продлению после 2024 г. транзита российского природного газа. 5-летний контракт между “Нафтогазом Украины” и “Газпромом” истекает в конце текущего года. В украинском правительстве категорически возразили, что будут подписывать новое транзитное соглашение с российским госконцерном. Однако воздержались от таких же категоричных заявлений, что транзита в 2025 году не будет. Роберт Фицо еще зимой утверждал, что “возникла договоренность о том, что транзит российского газа через Украину, вероятно, продолжится” и после 2024-го. Основными бенефициарами такого газового транзита, как и в случае с нефтью, Словакия и Венгрия. Но не только. В последствии этот же российский газ может поступать в Австрию и Италию.

Таким образом, потенциально возникает уже довольно широкоформатная коалиция государств ЕС, заинтересованных в том, чтобы российские энергоносители продолжали поступать в Европу по украинской трубе, несмотря на продолжающуюся войну. Оградить при этом Украину и Россию от непосредственных бизнес-контрактов – скорее проблема юридического характера, и она не кажется непреодолимой. От Киева потребуется, по крайней мере, не сопротивляться этой схеме. А если брать еще более глобально, то отдельный энергетический блок может попытаться имплементировать в какой-то из вариантов будущего мирного плана. Выгодно ли это Украине? На самом деле это не главное. Финальное решение о продолжении или сворачивании трубопроводного транзита будет диктоваться не экономической выгодой, а политической повесткой дня на конец 2024-го. (Ярослав Ярош, Minprom.ua)

Exit mobile version