За первое полугодие 2024 г. ветер и солнце в Евросоюзе произвели больше электроэнергии, чем ископаемое топливо. Доля этих двух видов “зеленой” энергии в энергобалансе возросла до 30%, при этом доля энергии, полученной с использованием ископаемого топлива, составила 27%. Таковы результаты нового анализа, проведенного аналитическим центром Ember.
В нем отмечается, что остальные 43% энергетической генерации блока приходится на гидроэнергетику, атомную энергетику и другие источники. Ветровая и солнечная энергетика уже опередили ископаемые виды топлива в 13 странах-членах ЕС (это почти половина всех государств блока): Австрии, Бельгии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Венгрии, Литве, Люксембурге, Португалии, Испании, Нидерландах и Швеции. Итого эти страны обеспечивают 70% общего спроса на электроэнергию в ЕС, а остальные 30% распределены между 14 государствами.
Только 5 лет назад только 4 страны из 27 производили больше электроэнергии из ветра и солнца, чем из ископаемых видов топлива. На них приходилось всего 20% спроса на электроэнергию в блоке.
В первой половине 2024 г. в Бельгии, Германии, Венгрии и Нидерландах впервые ветро- и гелиогенерация произвели больше энергии, чем ископаемое топливо.
На пять стран приходится 75% падения производства ископаемого топлива в ЕС за это время: Бельгия, Франция, Германия, Италия и Испания. В Германии наблюдалось наибольшее падение из-за сокращения угольного поколения более чем на 25%.
Другие страны также добились значительных успехов в возобновляемой энергетике за последние 6 месяцев. В мае более половины электроэнергии в Испании впервые в истории была произведена из энергии ветра и солнца.
В тот же месяц Польша преодолела порог в треть электроэнергии, производимой с использованием ВИЭ. Венгрия установила рекорды по производству солнечной энергии в апреле, мае и июне этого года.
“На самом деле, количество стран-членов, уже преодолевших этот рубеж, является доказательством того, что такой переход возможен в любой точке ЕС, частично благодаря распределенной природе ветровой и солнечной энергии”, – уверен аналитик Ember Крис Росслоу.
Производство электроэнергии по ископаемым видам топлива с начала года упало на 17%. Этому не мешало даже возобновление спроса после кризиса цен на газ. Продолжение активного развития ветровой и солнечной энергетики в ЕС опередило это восстановление.
“С ростом ветровой и солнечной энергетики роль ископаемых топлива сужается. Мы являемся свидетелями исторических изменений в энергетическом секторе, и они происходят очень быстро”, – говорит Росслоу. Снижение доли ископаемого топлива в первой половине 2024 года способствовало уменьшению выбросов в энергетическом секторе ЕС на 31% по сравнению с 2022 годом.
Крис Росслоу уверен, что если страны-члены ЕС смогут сохранить темпы развития ветровой и солнечной энергетики, заданные в 2023 году, то свобода от ископаемых источников энергии действительно станет реальностью.
По мнению специалистов аналитического центра Ember, для поддержания темпов такого перехода к электроэнергетике необходима целенаправленная политика, которая будет устранять барьеры на пути интеграции ветровой и солнечной энергетики, включая усовершенствование электросети по всей Европе.
“Двумя ключевыми приоритетами должны стать меры, направленные на сокращение времени подключения новых проектов к электросети, а также повышение доступности систем хранения энергии и гибкости спроса, которые помогут максимально эффективно использовать ветровую и солнечную энергию в период избытка”, – объясняет Росслоу.
Дальнейшее упрощение разрешительных процедур также будет очень важно для увеличения объемов ветровой и солнечной энергии. В Ember уверены, что ЕС также требует более простых правил для переоснащения старых ветровых электростанций, а разрешительные процедуры, где это возможно, должны быть оцифрованы.
Аналитики утверждают, что ветровая и солнечная энергетика сейчас наиболее конкурентоспособными источниками новой энергии. Ведущие европейские страны смогли создать надлежащие условия для их процветания – от обеспечения уверенности инвесторов до уменьшения технических и процедурных барьеров и предоставления финансовых стимулов. (Minprom.ua)