Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: энергетический кризис – какие последствия будут иметь климатические инициативы ЕС

Климатические инициативы Брюсселя уже много лет рушат европейскую экономику. Украине не следует вводить опасные требования ЕС, которые могут на годы задержать восстановление энергосектора.

Зеленый курс ЕС на авторитаризм

Российская агрессия против Украины, среди прочих несчастий, принесла невиданное ранее в мире испытание для энергетической системы всего государства. Разрушение большинства мощностей тепловой энергетики ставит нас перед необходимостью фактически заново строить разрушенные электростанции. Конечно, лучшим вариантом является построение энергосистемы по принципу максимальной эффективности по самой низкой стоимости.

Однако долгое время Украина двигалась в сторону энергетической неэффективности. Подписав сначала Киотский протокол (1997), а затем печально известное Парижское климатическое соглашение (2015), мы обязались сокращать выбросы парниковых газов для борьбы с так называемым глобальным потеплением, которое затем назвали изменением климата. Это означало, что украинское правительство должно было проводить централизованное планирование в традициях СССР и прямо вмешиваться в работу бизнеса, к тому же формируя нездоровую структуру энергетического комплекса в пользу дорогостоящей и неэффективной возобновляемой генерации.

Борьба с так называемым изменением климата уже несколько лет является приоритетом политики Европейского Союза. На недавних выборах в Европарламент избиратели показали свое к ней отношение: по их итогам, самыми большими неудачниками стали партии леволиберального толка, в том числе Европейская партия зеленых. Зеленые потеряли 19 мест, продемонстрировав ужасную динамику поддержки избирателей, как сравнить с выборами 2019 г. В Германии их поддержка упала с 20,5% до 12%, во Франции с 13% до 5%.

Голоса европейских избирателей ясно показали недовольство граждан климатическими инициативами. Речь о так называемом Европейском зеленом курсе (The European Green Deal), согласно которому Брюссель планирует снизить до нуля чистые выбросы парниковых газов к 2050 г. Для достижения этой цели нужны безумные инвестиции: Международное агентство по возобновляемым источникам энергии считает, что только к 2030 году мировые инвестиции в энергетическую трансформацию должны составить 35 триллионов долларов, треть из которых – средства частных компаний. Очевидно, что бизнес не готов тратить такие сумасшедшие суммы на инициативу с непредсказуемым результатом, поэтому чиновники ЕС и действующая администрация США в духе традиционных коммунистических практик проводят централизованное планирование экономики и принуждение бизнеса.

К примеру, Брюссель предлагает следующие мероприятия:

– Запрет продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания до 2035 г.

– Повышение ставок углеродного налога, распространение его действия на новые отрасли экономики.

– Требование модернизировать энергонеэффективные объекты жилого фонда. К примеру, правительство Италии оценило, что по новым правилам придется обновлять около 60% домов страны.

– Введение углеродных ограничений в сельском хозяйстве, что заставит фермеров сокращать поголовье скота и производство мяса и мясопродуктов. В Дании в июне приняли налог, который будет стоить фермерам около 100 евро в год с коровы.

Хорошо известно, что было результатом климатического безумия до 2022 г. Тогда Европа, отказываясь от собственного ископаемого топлива и даже атомной энергетики, довела себя до зависимости от российского газа: по итогам 2021 г. 40% всего газа, потребленного странами ЕС, поступало из России. Резкое сокращение импорта российских энергоносителей в течение 2022 г. повлекло за собой стремительный рост цен на энергорынке в ЕС. До сегодняшнего дня энергокризис является одной из причин медленного экономического роста стран Европы: на 2024 г. ВВП ЕС должен вырасти на 0,8%, тогда как в США – на 2,6%, по прогнозу МВФ.

Апокалиптические заявления чиновников о конце мировой экономики из-за изменения климата периодически опровергаются, например, Межправительственной группой ООН по изменению климата. В Пятом отчете об оценке (IPCC Fifth Assessment Report) указано, что к 2100 г. средняя температура на планете вырастет на 3°C. В результате мировое хозяйство потеряет примерно 3% экономического роста. Также отмечено, что к 2100 году мировая экономика будет расти в среднем на 2% ежегодно.

Учитывая потерю роста из-за климатического фактора, ежегодный прирост снизится с 2% до 1,96%. Итак, ООН сама указывает на то, что климатический фактор имеет очень низкий вес, фактически находясь в рамках статистической погрешности. В 10-м разделе отчета говорится: “Влияние изменения климата на большинство отраслей экономики будет незначительным относительно других факторов: изменений количества населения, возраста, доходов, технологий, относительных цен, образа жизни, государственного регулирования и многих других влияющих социально-экономических аспектов на равновесие спроса и предложения.

Украинская энергетика против зеленого лба

Восстановление украинской энергетической системы после нанесенного россиянами ущерба должно было бы происходить оптимальным способом, то есть с использованием видов энергетики, которые обеспечат наибольшие объемы генерации с минимальными затратами. Конечно, новая структура может содержать разные виды возобновляемой энергетики, если выгода от их использования будет оправдана высокой.

Но в условиях полномасштабной войны Украина полностью зависит от внешнего финансирования, поэтому должна учитывать желания партнеров. В рамках программы Ukraine Facility, по которой Евросоюз предоставит нам около 50 миллиардов евро в течение трех лет, Украина обязалась воплотить ряд реформ, часть которых будет направлена на борьбу с так называемым изменением климата. По меньшей мере, 20% средств инвестиционного инструмента Ukraine Facility Investment Framework пойдут на смягчение последствий изменения климата и на зеленую трансформацию Украины.

По примеру практик брюссельской бюрократии Киев обязуется проводить централизованное планирование экономики. Программа предусматривает следующие административные меры:

– Предоставление разрешений и контроля за промышленным загрязнением в соответствии с Директивой ЕС о промышленных выбросах.

– Внедрение обязательной системы мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов.

– Создание национальной системы торговли квотами на выбросы парниковых газов. Внедрение инструмента ценообразования на выбросы углерода, соответствующего практике ЕС.

Следствием реализации требований ЕС станет отказ украинского энергосектора от дешевого ископаемого топлива с параллельной попыткой заменить его на дорогостоящую и малоэффективную возобновляемую энергетику. Рыночные механизмы будут существенно ограничены государственным вмешательством. Бездумное выполнение требований Брюсселя в энергетической сфере приведет к существенной задержке возобновления украинской энергетики и замедлению экономического роста из-за долгосрочного подорожания энергии.

Вероятно, скоро требования ЕС будут касаться и атомной энергетики – ныне единственного надежного источника энергии в Украине. Например, в программе Европейской партии зеленых отмечено следующее:

– Страны ЕС не должны строить новые атомные реакторы, а текущие строительные работы должны быть остановлены.

– Владельцы атомных станций не должны получать государственное финансирование.

– К 2050 г. европейская энергетика должна быть на 100% возобновляемой.

Германия почувствовала все преимущества отказа от атомной энергетики, следствием которой стала полная зависимость от российского газа. В 2022 г. немецкое правительство было вынуждено возвращать к жизни часть выведенных из работы атомных реакторов, чтобы компенсировать огромный дефицит энергии.

Европейский Союз находится под влиянием зеленого лобби, главными последствиями работы которого являются энергетический кризис и замедление темпов экономического роста сообщества. Украина сегодня имеет противоположный интерес: развитие сильного энергетического сектора, обеспеченного наиболее эффективными видами генерации. Слепое исполнение требований ЕС в этой сфере может на годы задержать наше энергетическое восстановление. (Александр Чупак, руководитель экономических программ аналитического центра “Украинские студии стратегических исследований”, Неделя)

Exit mobile version