Как Россия пытается продвигать на европейский рынок свой газ, и почему Европа не замерзнет в случае прекращения транзита.
Виктория Войцицкая, народный депутат восьмого созыва:
К сожалению, даже после почти 11 лет войны с Россией, фактически начавшейся еще в 2014 г., через Украину до сих пор транспортируется российский газ в Европу. В конце 2024 г. завершается 5-летний договор, подписанный в 2019 г. между “Нафтогазом” и “Газпромом”.
Через украинскую ГТС транспортируется 14 млрд. кубометров газа в Европу. За два года полномасштабной войны европейские потребители пополнили бюджет войны РФ против Украины на общую сумму 88.8 млн. евро, приобретя российский газ.
После завершения этого контракта возникает новая угроза – поставки газа через Украину под видом азербайджанского, который на самом деле может быть российским. Как стало известно, 19 августа 2024 г. Государственная нефтяная компания Азербайджана (SOCAR) и “Газпром” достигли договоренности о расширении партнерства.
Такой сценарий может позволить России сохранять свое влияние на европейский газовый рынок, а также подрывать усилия по энергетической независимости и безопасности Украины и Европы.
В течение всего времени действия транзитного договора Украина оставалась надежным транзитером для европейских стран, всегда соблюдала условия контракта, обеспечивая стабильные поставки российского газа в Европейский Союз, несмотря на то, что мы как страна не получаем значительную часть доходов от транзита.
Начиная с 2014 г., Украина неоднократно обращалась к европейским партнерам с призывом на прекращение или существенное уменьшение объемов российского трубного газа на европейский рынок.
Важно отметить, что к началу полномасштабного вторжения в 2022 г., по данным ЕС, доля российского трубного газа на рынке Европы составляла более 44%. Несмотря на существенную зависимость от российского газа, в течение короткого времени Европейский Союз решился на решительные шаги, направленные на существенное уменьшение своей зависимости от российских энергетических ресурсов.
Весной 2022 г. Евросоюз принял стратегическое решение относительно полного отказа от потребления именно российского газа до 2027 г. В результате быстрых действий европейских стран по отказу от российского газа, “Газпром” начал нести существенные финансовые потери и в 2023 г. компания зафиксировала убыток в размере 7 млрд. долларов, в то же время добыча компании упала на 25%.
Возвращение “Газпрома” на европейский рынок газа стало вопросом не только финансовой стабильности компании, но и выживания одной из основных кормилиц Кремлевского режима.
Финал 5-летнего контракта. Quo Vadis?
Итак, в конце 2024 г. истекает транзитный контракт, и это создает как для Украины, так и для ЕС исторические возможности для решающих шагов в достижении стратегической цели – энергетической независимости от страны-агрессора.
Как отметила в своем недавнем выступлении еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон: “Европейский Союз нет заинтересованности в побуждении к возобновлению (транзитного) договора”. Вместо этого ЕС заинтересован в содействии дальнейшей интеграции украинской ГТС с европейской энергетической системой.
Без российского газового транзита украинская ГТС будет работать в особом режиме, но для этого уже подготовлены соответствующие меры. ГТС будет работать в режиме прокачки газа собственной добычи и хранения природного газа в ПХГ.
Кроме того, 14 мая президент Владимир Зеленский подписал закон, упрощающий таможенное оформление биометана.
Когда речь идет об “обычных подозреваемых” – странах Европейского союза, которые сейчас активно ищут так называемую “альтернативу российскому газу”, то многие из этих стран были технически и политически готовы отказаться от транзита российского газа через территорию Украины, когда близилось завершение строительства “Северного” Поток 2″.
Австрийский энергетический регулятор “E-Control” учел возможность приостановки экспорта газа от “Газпрома” на ближайшие годы. Альтернативные маршруты транспортировки через Италию и Германию уже активно используются, а австрийские коммунальные службы подготовились к возможному прекращению поставок газа из России.
Словакия может получать газ из Польши, где он происходит от сжиженного природного газа (СПГ) из поставляемого через Литву США и превращается в газ в польском порту благодаря компании “Orlen PGNiG Supply & Trading”.
Хотя Словакия официально заявляет о поставках азербайджанского газа, она совершенно отдает себе отчет, что значительная часть этого газа транспортируется из России. Поэтому снабжение газа через Польшу остается надежным вариантом для страны.
Важно, что ЕС системно инвестирует в развитие соответствующей газовой инфраструктуры, которая, как отметил представитель Европейской комиссии Тим Макфи, – “помогает государствам-членам снабжаться газом из других источников”, чем Россия.
Еще одним важным фактором, который следует учитывать, является то, что транзит всего газа через Украину составляет лишь 4,52% от общего потребления в Европе. В 2022 г. страны ЕС потребили более 350 млрд. кубических метров газа. В 2023 г. потребление уменьшилось на 13,5% , достигнув примерно 302,75 млрд. кубических метров.
Транзит российского газа через ГТС Украины в 2023 г. сократился на 28,4% по сравнению с 2022 г., уменьшившись на 5,8126 млрд. кубометров и составив 14,6466 млрд. кубометров. Даже в случае прекращения транзита через украинскую ГТС ни одна страна ЕС не останется без газа.
С 2014 г. Украина последовательно работала над своей энергетической независимостью от российских энергетических ресурсов. Мы добываем достаточно газа для обеспечения собственных потребностей. Когда же речь идет об украинской ГТС, следует следовать примеру стратегического и исторического шага объединения украинской энергетической системы с европейской ENTSO-E и отсоединения от российской накануне полномасштабного вторжения в 2022 г.
Пришло время сделать такой же шаг и по отношению к украинской ГТС – полностью прекратить транзит любого газа, поступающего в Украину с территории страны-агрессора.
Азербайджанский газ или русский волк в овечьей шкуре
Сейчас мы наблюдаем попытки спасения бывшего российского флагмана российской экономики – “Газпрома”, прикрываясь легендой об “импорте азербайджанского газа” в Европу, под видом желания помочь отдельным государствам обеспечить себя газом.
В Баку19 августа 2024 г. состоялась встреча между Путиным и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, в ходе которой, по данным Report, была достигнута договоренность между Государственной нефтяной компанией Азербайджана (SOCAR) и “Газпромом” о расширении партнерства, включая поставки российского газа в Азербайджана.
Уже на следующий день, 20 августа, стало известно, что Азербайджан подал официальную заявку на вступление в БРИКС, что является явным доказательством его приверженности российским интересам.
Иными словами, сейчас открыто обсуждается “перекраска” российского газа под азербайджанский. Российский газ может снова пойти через российскую и украинскую газотранспортную систему в Венгрию, Австрию, Словакию и другие европейские страны.
Об этом также звучали заявления премьер-министра Словакии Роберта Фицо, сделанные 7 мая в Баку во время встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Алиев рассказывал о намерении повысить объемы поставок азербайджанского газа с текущих 8 миллиардов кубометров до 12 миллиардов уже в этом году, а в дальнейшем достичь 20 миллиардов кубометров к 2027 г.
Фицо, в свою очередь, подчеркнул заинтересованность Словакии, ежегодно потребляющей около 4,5 миллиарда кубометров газа, в поставках больших объемов газа для диверсификации источников энергии.
“Россия и Украина по известным причинам уже не могут экспортировать газ в Европу. Мы, естественно, заинтересованы в поставке больших объемов газа в Словакию. Речь идет примерно о 20 миллиардах кубометров газа в год. Это внесет существенный вклад в диверсификацию поставок газа в Европу” – заявил Фицо.
Утверждение, что Европа имеет огромные потребности в газе, не соответствует действительности. Потребности европейцев конкретны и определены, тогда как заявления, Фицо о больших объемах газа, часто являются преувеличением или частью пропаганды.
По информации Institute for Energy Economics & Financial Analysis , потребление газа в Европе в 2023 г. упало за 10 лет до самого низкого на 20%, поскольку страны усиливают меры по повышению эффективности и развертывают возобновляемые источники энергии.
На самом деле у Азербайджана нет свободных объемов газа для прокачки в ЕС через Украину. Как отмечает старший научный сотрудник Аура Сабадус из Центра анализа европейской политики (CEPA): “Добыча газа в Азербайджане не так уж велика. Страна имеет большие внутренние потребности в газоснабжении и уже экспортирует газ в Грузию, Турцию и Европу”.
В этом году страна планирует продать 13 миллиардов кубометров газа в Европу через соединяющий Грузию, Азербайджан и Турцию газопровод TANAP. Азербайджанский нефтегазовый монополист SOCAR имеет долю в газопроводе TANAP, и перенаправлять объемы через Россию и Украину для него нет смысла.
Проект может иметь смысл только в том случае, если через украинскую ГТС будет продолжаться транспортировка российского газа под видом азербайджанского. Алиев заработает на этом как посредник, но основные доходы продолжат получать россияне, что абсолютно недопустимо.
Также существует серьезный вопрос, есть ли смысл транспортировать азербайджанский газ через Россию и Украину, ведь этот путь существенно повышает стоимость азербайджанского газа.
Если же планируется оставить цену на сегодняшнем уровне, это будет явным доказательством того, что газ, который будет продаваться как азербайджанский, будет действительно российским “волком в овечьей шкуре”, маскирующимся под другую продукцию.
Основная идея состоит в том, что с 31 декабря 2024 года “дверь” для транзита российского газа через Украину будет “закрыта и надежно замурована”. Следовательно, кремлевский режим, пытается пробиться на европейский газовый рынок под видом “азербайджанского газа”.
И цель здесь не только в спасении обанкротившегося “Газпрома”, но и возвращении экономических рычагов влияния на политические решения, принимаемые на уровне государств-членов и Европейского Союза в целом.
Пора выигрывать войну нарративов и развенчивать мифы вокруг украинской ГТС
Россия активно распространяет пропаганду и распространяет мифы для сохранения и возвращения своих позиций на европейском газовом рынке.
Миф о том, что Европа замерзнет зимой без российского газа. Европейские страны давно подготовились к зимнему сезону, имея достаточные запасы газа и альтернативные пути снабжения. Европейские правительства инвестировали в новые мощности для хранения и импорта газа, что позволяет обеспечить потребности европейцев.
Миф, который активно пытаются использовать в информационном поле Украины о том, что газотранспортная инфраструктура Украины служит щитом от атак России, также не является правдой.
На самом деле, Россия продолжает цинично обстреливать украинские газохранилища и ключевые элементы нашей газовой инфраструктуры, в том числе и газораспределительные станции. Наличие транзитного договора не остановило Путина в принятии решения о полномасштабной агрессии в 2022 г., равно и транзит так называемого азербайджанского газа не будет служить щитом для защиты наших энергетических объектов.
Газ всегда был и остается одним из главных инструментов влияния России на международную политику. Для РФ газовый рынок не только экономически выгоден, но и стратегически важен.
Часть доходов от продажи газа идет на подкуп европейских политиков, что позволяет России влиять на принятие важных решений в ЕС. Такой подход обеспечивал Путину долгосрочное влияние на Европейский Союз даже после аннексии Крыма и захвата территорий на востоке Украины.
Недавние договоренности между SOCAR и Газпромом о расширении партнерства свидетельствуют о новой попытке России проникнуть на европейский рынок газа.
Понимая эти риски, очень важно, чтобы и Украина, и Европейский Союз не дали России снова использовать свои схемы влияния. Важно, чтобы европейские политики поняли, что любые экономические уступки в энергетической сфере ведут к потере политической независимости.
Единственное правильное решение – полностью отсоединить украинскую газотранспортную систему от России, от этого наследия СССР и стать неотъемлемой частью европейской газовой инфраструктуры. Это шаг не только к энергетической независимости Украины, но и защите энергетической безопасности всей Европы. (Epravda.com.ua)