Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: как работать по механизму Net billing – детали от юркомпании “Альтело”

Партнер юридической компании “Альтело” Ольга Савченко и старший юрист компании Михаил Журкевич в колонке для “Энергореформы” рассказали о механизме самопроизводства (net billing) и описали путь активного потребителя к работе за ним.

Последние варварские атаки врага на энергетическую систему Украины еще больше подтверждают необходимость изменять парадигму развития энергосистемы, в частности, развивая распределенную генерацию из возобновляемых источников.

Что сейчас предлагает государство для быстрого замещения утраченных мощностей путем строительства новых? Это, безусловно, таможенные и налоговые льготы при ввозе оборудования на строительство объекта электроэнергетики для собственных нужд. Также с июня 2024 действуют упрощенные условия присоединения новых установок.

И, безусловно, основным механизмом стимулирования установления генустановок для самопотребления является механизм самопроизводства, введенный Законом Украины от 30.06.2023 г. №3220-IX “О внесении изменений в некоторые законы Украины о восстановлении и “зеленой” трансформации энергетической системы Украины” и соответствующим вторичным нормативным регулированием, принятым энергорегулятором НКРЭКУ в январе 2024 г.

Сущность механизма самопроизводства состоит в том, что потребитель (активный потребитель после установки генерирующей установки) устанавливает для собственного потребления электростанцию, производящую электроэнергию из возобновляемых источников энергии.

В определенный период такая электростанция производит больше электроэнергии, чем в этом нуждается потребитель, то есть появляются ее излишки, которые потребитель может продать поставщику электроэнергии, получив за это оплату от него на специальный счет по ценам, определенным законодательством, или свободным ценам, если такая возможность предусмотрена нормативным регулированием.

Денежные средства с этого счета используются в дальнейшем в случае, если собственная генерирующая установка потребителя не покрывает потребности потребителя, и он берет электроэнергию из сети – для оплаты такой электроэнергии.

Если после оплаты за потребленную электроэнергию средства остаются, они могут быть оплачены потребителю по его заявлению.

Возможность воспользоваться преимуществами механизма самопроизводства открывается для таких видов активных потребителей:

Бытовые потребители (в частных домохозяйствах) – при установке генустановок, мощность которых не превышает 30 кВт для кровельных и/или наземных и 50 кВт для кровельных и/или фасадных, предназначенных для производства э/э из энергии солнечного излучения и/или энергии ветра.

Малые небытовые потребители – при установке генустановок, подсоединенных к электроустановкам, предназначенным для потребления э/э направления или через сети такого потребителя, при условии, что установленная мощность таких электроустановок не превышает величину разрешенной (договорной) мощности электроустановок такого потребителя, предназначенных для потребления э/э, но не более 50 кВт, и продажи произведенной, но не потребленной э/э по механизму самопроизводства.

Небытовые потребители – при установке генустановок, присоединенных к электроустановкам, предназначенным для потребления э/э направления или через сети такого потребителя, при условии, что установленная мощность таких электроустановок не превышает величину разрешенной (договорной) мощности электроустановок такого потребителя, предназначенной для потребления э/э и продажи произведенной, но не потребленной э/э по механизму самопроизводства.

Также владельцы объектов электроэнергетики, работающие по “зеленому” тарифу без ограничения по разрешенной мощности потребителя, будут пользоваться э/э таких объектов, могут перейти на работу по механизму самопроизводства.

При этом одновременное заключение договора купли-продажи по “зеленому” тарифу и договора купли-продажи э/э для самопроизводства на одну и ту же генерирующую установку активного потребителя запрещается.

Другие потребители, в том числе энергетические кооперативы – при установке генерирующих установок, установленная мощность которых не превышает 150 кВт, предназначенных для производства э/э из энергии солнечного излучения и/или энергии ветра, из биомассы, биогаза, гидроэнергии, геотермальной энергии. Мощность генерирующей установки активного потребителя определяется номинальной мощностью ее инверторного оборудования (при его наличии).

Законодательством установлено ограничение разрешенной к отпуску в сеть электрической мощности активного потребителя (кроме бытового и малого небытового потребителя), которая не может превышать в каждый час работы 50% от величины разрешенной (договорной) мощности такого потребителя.

Пока можно сказать, что механизм самопроизводства полноценно заработал, хотя и происходил его старт медленно из-за задержек со стороны операторов системы распределения и поставщиков универсальных услуг. В то же время до сих пор встречаются случаи затягивания процессов РЭСами на местах из-за неналаженных процессов.

Вместе с тем, требования законодательства и практическая реализация процесса достаточно ясны и предполагают осуществление следующих действий по началу пользования механизмом.

– Выбор подходящей технологии. На этом этапе следует решить, какую генерирующую установку и какого типа лучше установить (сетевую, гибридную, с использованием установок хранения и т.п.). Наиболее популярны солнечные панели, но также возможно использование ветровых турбин. Выбор зависит от местных условий, доступного пространства и бюджета.

– Определение разрешенной мощности генерирующей установки в зависимости от категории и потребностей конкретного потребителя. Мощность генерирующей установки зависит от категории потребителя (бытовой, малый небытовой или другой потребитель) и их потребностей. В случае превышения мощности потребитель должен получить соответствующие разрешения и пройти процедуру увеличения мощности.

– При необходимости проведение переоборудования сетей электроснабжения объекта, на которое планируется осуществляться электроснабжение. Если внутренние электросети не отвечают требованиям по подключению генерирующей установки, необходимо провести реконструкцию. Особенно это касается случаев, когда потребитель планирует увеличить мощность установки.

– Строительство. После определения мощности и необходимого переоборудования осуществляется установка генерирующей установки (например, СЭС). Важно обеспечить соответствие установки техническим требованиям и строительным правилам, действующим на момент установки.

Законом Украины “О зеленой трансформации” №3220-IХ предусмотрено, что установка крышных СЭС может производиться без получения разрешительной документации в сфере строительства. Собственно, и с точки зрения строительного законодательства такая опция возможна в случае позиционирования строительства как реконструкции системы электроснабжения, что в большинстве случаев и делается потребителями.

Наземные же генерирующие установки подлежат обязательному вводу в строительную эксплуатацию, что предусматривает:

– Получение градостроительных условий

– Получение технических условий

– Составление задачи на проектирование

– Разработка проектной документации и проведение ее экспертизы

– Получение права на выполнение подготовительных и строительных работ

– Выполнение строительных работ

– Проведение контрольной геодезической съемки законченных строительством объектов и осуществление их технической инвентаризации (при необходимости).

– Принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов

– Государственную регистрацию права собственности на законченный строительством и принятый в эксплуатацию объект (его составляющую)

– Проведение испытания установленного объекта генерации и изменение/замена паспорта точки распределения.

Для того чтобы обеспечить законность установки генерирующей установки в собственных электрических сетях, активный потребитель обязан:

  1. выполнить настройки параметров оборудования (инвертора) в пределах, определенных государственными стандартами
  2. устроить технические средства и/или произвести соответствующие настройки оборудования (инвертора) для автоматического отключения генерирующей электроустановки от электрической сети ОСР и их пользователи
  3. устроить технические средства для недопущения отпуска в электрическую сеть ОСР и их пользователей, электрической энергии, параметры напряжения которой не соответствуют определенным государственным стандартам
  4. устроить, при необходимости, технические средства, такие как смартметр, устройство для ограничения генерации
  5. обеспечить места для опломбирования установленных на исполнением технических требований технических средств защиты, блокировок, защитной автоматики, контроля
  6. обеспечить устройство узла коммерческого учета электрической энергии в соответствии с требованиями Кодекса коммерческого учета.

После проведения вышеуказанных действий потребитель должен уведомить оператора системы распределения (далее – ОСР) о факте установки и присоединения генерирующей установки, а также о факте выполнения обязательных технических требований.

По результатам технической проверки ОСР оформляет акт о технической проверке. Кроме того, ОСР издает акт проведения испытаний электрооборудования генерирующей установки, защитных устройств и автоматики, контрольно-измерительных приборов и сигнализации.

Уведомление осуществляется путем направления письменного заявления по форме, установленной Кодексом системы распределения. До заявления об установке генерирующей установки активный потребитель должен предоставить однолинейную схему присоединения (подключения) генерирующей установки.

На сегодняшний день, ОСР предоставляют возможность подать необходимые документы через личный кабинет потребителя. Авторизоваться в личном кабинете активный потребитель может на официальном сайте соответствующего ОСР.

После получения заявления от активного потребителя ОСР осуществляет его регистрацию и в течение пяти рабочих дней со следующего рабочего дня со дня регистрации такого заявления осуществляет обследование генерирующей установки и техническую проверку узла/узлов учета. Проведение вышеперечисленных мероприятий является бесплатным для активного потребителя.

По результатам технической проверки ОСР оформляет акт о технической проверке, в котором должна содержаться информация о:

  1. соответствия мощности установленной генерирующей установки величине, разрешенной к потреблению по договору о присоединении и договору о предоставлении услуг по распределению электрической энергии; 2.

величине разрешенной к отпуску в сеть электрической мощности активного потребителя по механизму самопроизводства (кроме бытового потребителя и малого небытового потребителя

) выполнение потребителем технических требований относительно настройки параметров генерирующего оборудования, устройства технических средств защиты, блокировок, защитной автоматики, контроля и т.д.

  1. соответствия установленной генерирующей установки предоставленной потребителем однолинейной схем
  2. напряжения), с фиксацией этих параметров.

Все технические средства защиты, блокировок, защитной автоматики, контроля, установленные активным потребителем должны быть опломбированы ОСР. После опломбирования активному потребителю со стороны ОСР должны быть предоставлены экземпляры следующих документов:

– акт о технической проверке;

– акт об опломбировании установленных во исполнение технических требований технических средств защиты, блокировок, защитной автоматики, контроля и узла/узлов коммерческого учета.

Также вместе с вышеупомянутыми документами ОСР предоставляет активному потребителю паспорт точки распределения, в котором должна быть указана следующая информация:

– информация о соответствии установленной мощности генерирующей установки той мощности, что указано в договоре потребителя о предоставлении услуг по распределению электрической энергии

– информация о величине разрешенной к отпуску в сеть электрической мощности активного потребителя по механизму самопроизводства (кроме бытового потребителя и малого небытового потребителя)

– информация о режиме работы генерирующей установки.

Установка узла учета необходима для точной фиксации объемов производимой и потребленной электроэнергии. Поэтому потребитель должен в письменном виде обратиться к поставщику услуг коммерческого учета электрической энергии (далее – ППКО) с заявлением об устройстве узла учета генерирующей установки. ППКО производит устройство узла учета потребителя после оплаты этих услуг. По результатам устройства узла учета ППКО оформляет акт его ввода в промышленную эксплуатацию. Затем он должен быть опломбирован и введен в учет. При этом, недавними изменениями Регулятор упростил условия количества счетчиков и порядка учета электроэнергии на объектах, работающих по механизму самопроизводства.

Также необходимо непосредственное заключение договора по механизму самопроизводства с поставщиком, который осуществляет потребителю поставки, ведь такой договор является приложением к договору купли-продажи электроэнергии. Для заключения договора поставщику необходимо предоставить однолинейную схему, копию паспорта точки распределения и заявление установленной формы. При этом ни ЧУП, ни поставщик не могут отказать активному потребителю в заключении договора.

Для своей работы активный потребитель не должен получать лицензию на производство электрической энергии и заключать какие-либо другие договоры.

Кстати, более подробно с порядком работы механизма самопроизводства можно ознакомиться в специальном обзоре, разработанном ОО “ЭКОКЛУБ” (https://ecoclubrivne.org/netbillling/).

В зависимости от региона процедура подключения по механизму самопроизводства занимает от двух недель до двух месяцев (не считая, конечно, строительства).

Очевидно, что с учетом ситуации в стране, подключение к механизму должно осуществляться быстрее, чего можно достичь, в том числе, за счет увеличения ответственности и контроля деятельности ОСР в этом вопросе.

Также, ввиду недостатка генерации, рынок сейчас нуждается во временной отмене нормы об ограничении генерации установок в рамках механизма самопроизводства на уровне 50%. Это позволит увеличить и стимулы по установке генерирующих установок для собственного потребления и сократить дефицит мощности.

Соответственно, ждем изменений и надеемся, что механизм самопроизводства покажет свою эффективность стимула к установлению генерирующих установок для собственных нужд. (Reform.energy)

Exit mobile version