Торговля выбросами предприятий принесла ЕС 152 млрд. евро доходов. Почему систему торговли выбросами важно внедрить в Украине, и как это поможет восстанавливать энергетику?
Валентин Гвоздий, заместитель председателя Национальной ассоциации адвокатов Украины, управляющий партнер GOLAW, адвокат, председатель наблюдательного совета “Укргидроэнерго”:
Климатические изменения – это вызов, стоящий перед всем миром, и Украина не исключение. Восстановление по “зеленым” стандартам – теперь не выбор, а обязанность.
Введение устойчивого развития в Украине в соответствии с европейским “зеленым” курсом – одно из требований соглашения об ассоциации с ЕС. Система торговли выбросами (СТВ) работает в ЕС с 2005 г. и по 2023 г. помогла сократить выбросы европейских энергетических и промышленных установок примерно на 47%.
СТВ: почему это важно
Прежде чем перейти к украинским реалиям внедрения системы торговли выбросами, следует понять, что это такое и как это работает в Евросоюзе.
СТВ работает по принципу cap and trade. Cap – это ограничение, установленное на общее количество парниковых газов, которые могут выбрасывать установки и операторы, подпадающие под действие системы. Это углекислый газ (CO2) от производства электроэнергии и тепла; энергоемкие сектора промышленности, авиации и транспорта; закись азота (N2O) по производству азотной, адипиновой и глиоксиловой кислот и глиоксаля; перфторуглероды (ПФУ) по производству алюминия.
Ограничение уменьшается ежегодно в соответствии с климатическими целями ЕС, обеспечивая уменьшение выбросов со временем. Ограничение – это разрешения на выбросы, где одно разрешение дает право выбрасывать тонну CO2eq (эквивалент углекислого газа).
Ежегодно компании должны предоставлять достаточное количество квот, чтобы полностью учесть свои выбросы, в противном случае налагаются большие штрафы. В случае необходимости предприятия могут докупать квоты. Купля-продажа квот производится на первичном или вторичном углеродных рынках Евросоюза.
На первичном рынке разрешения можно получить через аукционы, проводимые от имени государства. На вторичном рынке продаются квоты других предприятий. Соглашения на обоих рынках точно определяют цену CO2, которая, в отличие от налога на выбросы углерода, не является фиксированной и определяется рынком.
То есть предприятия могут сами решать, что им выгоднее: снижать выбросы, покупать квоты или продавать их при избытке.
С 2013 г. СТВ принесла ЕС более 152 млрд. евро доходов, поступающих преимущественно в национальные бюджеты стран-членов. Доходы используются для поддержки инвестиций в возобновляемые источники энергии и инновационные решения. Продажа квот обеспечивает фонды СТВ для низкоуглеродных инноваций и энергетического перехода, Инновационный фонд и Фонд модернизации.
Запущенная в 2005 г. СТВ Евросоюза работает этапами. В настоящее время система находится на четвертой фазе торговли (2021-2030 гг.). На внедрение текущей модели СТВ у Евросоюза ушло 19 лет. В течение этого длинного пути были допущены ошибки и найдены лучшие модели для улучшения системы.
Даже опираясь на опыт ЕС, который мы не можем скопировать полностью, потому что находимся на разных экономических уровнях развития, Украине нужно время, чтобы построить свою эффективную систему СТВ. Однако, конечно, 19 лет на реализацию у нас нет, наши планы в разы более амбициозные, о чем поговорим дальше.
Только СТВ уже недостаточно
Вместе с СТВ необходимо рассматривать механизм CBAM (Carbon Border Adjustment Mechanism). Это первый в мире механизм регулирования выбросов углерода на границе.
Суть такова: бизнес, импортирующий товары в ЕС, должен отчитываться о прямых выбросах углерода от их производства и оплачивать эти выбросы. Сбор должен быть равноценным сбору, взимаемому с европейских компаний по механизму СТВ.
Таким образом, импортеры и национальные производители должны быть в равных условиях и играть по общим правилам. При этом механизм CBAM предусматривает скидки на сборы для стран, где есть внутренние цены на углерод и налог на СО2. Если предприятие заплатило за выбросы в своей стране, эту сумму вычитают из сбора за CBAM или могут позволить ввозить товары без дополнительной платы.
До 2026 г. механизм CBAM будет находиться на переходном периоде: импортеры должны только отчитываться по выбросам парниковых газов при производстве продукции. После этого нужно будет платить углеродную пошлину.
По подсчетам Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD), если цена за тонну выбросов CO2 в Евросоюзе составит 44 долл., то стоимость украинских товаров на рынке ЕС вследствие применения СВАМ может измениться из-за дополнительных ввозных пошлин. Цена на алюминий вырастет на 5,3%, металл и сталь – на 9,2%, цемент – на 18,7%, удобрения – на 10,8%, электроэнергию – на 15,6%.
В случае роста цены за тонну выбросов СО2 до 88 долл. стоимость товаров пропорционально увеличится вдвое. Они станут неконкурентоспособными на внешних рынках, в результате чего сократятся валютные поступления, ослабнет курс гривны и комплексно ухудшится макрофинансовая ситуация в Украине.
Избежать уплаты дополнительных пошлин в связи с введением механизма CBAM можно будет благодаря использованию гарантий происхождения (ГП) электрической энергии, произведенной из ВИЭ. ГП – это электронный документ, сформированный на основе сведений из реестра гарантий происхождения электрической энергии, произведенной из ВИЭ.
Реестр подтверждает, что определенное количество электрической энергии произведено из ВИЭ, подтверждает ее экологическую ценность и удостоверяет права, связанные с положительным эффектом производства электрической энергии из ВИЭ. Пользователи реестра могут осуществлять выпуск, обращение (переход права собственности на ГП путем купли-продажи, дарения, мены) и погашение гарантий происхождения.
Прекрасной новостью является недавний запуск работы электронного реестра в Украине. На сайте регулятора есть доступ к нему, утверждены формы заявлений о создании аккаунта и инструкции по их заполнению. То есть заявители подают заявления в НКРЭКУ, а регулятор принимает решение о создании учетных записей.
Соответственно, электронный реестр начинает функционировать, что позволит участникам осуществлять обращение ГП. В сентябре ожидается запуск аукциона по продаже ГП.
Одной из первых компаний, получивших запись в реестре, стало ЧАО “Укргидроэнерго”. Соответствующее решение НКРЭКУ приняла 21 августа.
Таким образом, предприятие подчеркивает свою приверженность чистой энергии и делает решительные шаги на пути к “зеленым” стандартам. По подсчетам экспертов “Укргидроэнерго”, доля ГП компании составит 50%, остальные 50% будут поделены между Гарантированным покупателем, ДТЭК и другими ВИЭ.
Если Украина получит возможность непосредственной реализации ГП на рынке Евросоюза, то с учетом прогнозов роста цен на ГП, основанных на зарегистрированных пиковых ценах, 8-10 евро за МВт-ч, ежегодный объем реализации ГП от “Укргидроэнерго” в Евросоюз может составить 40- 50 млн. евро.
Если вопрос равноправного выхода на рынок ЕС не будет решен, объем реализации составит 0-2 млн. евро. Вырученные средства будут инвестированы в восстановление, модернизацию и развитие деятельности предприятия.
Признание в Евросоюзе и международная торговля гарантиями происхождения, выданными в Украине, будут возможны только после вступления в НКРЭКУ членства в Ассоциации органов эмитентов (AIB). 30 мая 2024 г. по решению общего собрания AIB Украина в лице НКРЭКУ приобрела официальный статус члена ассоциации. НКРЭКУ предполагает, что полноправное присоединение к AIB состоится в 2025 году.
Итак, несмотря на сложные времена, Украина должна двигаться к низкоуглеродной экономике и помогать бизнесу во внедрении ESG-принципов. Это не только вклад в глобальную борьбу с изменением климата, но возможность повысить конкурентоспособность украинского бизнеса на международных рынках.
Аббревиатура ESG включает три ключевых аспекта: environmental (экология, окружающая среда), social (социальная сфера) и governance (корпоративное управление), которые инвесторы, кредиторы и другие заинтересованные стороны используют для оценки и измерения устойчивого развития и общественного влияния инвестиций в компанию или бизнес.
Экологические принципы включают следующие факторы: выбросы углерода, управление отходами, энергоэффективность и сохранение природных ресурсов. Соответствие ESG-стандартам становится ключевой составляющей выживания и развития бизнеса. В будущем соответствие ESG-принципам станет не преимуществом, а необходимостью.
СТВ – это инфраструктура, которая может возникнуть и в Украине. Доходы от СТВ могут стать инструментом финансирования ESG-целей и движущей силой развития ВИЭ.
Стоимость внедрения возобновляемых источников энергии снижается, а инвестиционная привлекательность растет. В 2023 г. мировые инвестиции в возобновляемые источники энергии и энергетические сети впервые превысили расходы на ископаемое топливо. Глобальные инвестиции в технологии чистой энергии в 2024 г. возрастут до 2 трлн.
Что с СТВ в Украине
Система СТВ включает два этапа: настройку системы мониторинга, отчетности и верификации (МЗР) выбросов парниковых газов и создание рынка торговли квотами на выбросы на основе данных системы МЗР. Первый этап в Украине частично воплощен.
В декабре 2019 г. был принят закон №377-IX “Об основах мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов”. Из-за существенных задержек с одобрением подзаконных актов запустить систему удалось только в конце 2021 г.
Ответственным органом по настройке системы МЗО определили Министерство окружающей среды. Первые такие отчеты от операторов установок планировали получить в 2022 г., однако из-за большой войны их представление стало добровольным. Отчет станет обязательным для операторов установок только через три месяца после окончания военного положения. Соответственно собрать данные сейчас крайне тяжело.
Позиция правительства достаточно оптимистичная: национальная система торговли выбросами в пилотном режиме должна заработать в 2025 г. В этом году полноценно запустят систему мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов.
Министерство окружающей среды дооцифровывает последний важный ее элемент: представление отчетности операторами установок. Следовательно, бизнесу остается готовиться к нововведениям.
Прогрессом для Украины по экологии стало получение в 2023 г. статуса наблюдателя в Севильском процессе. После полноценного присоединения к Евросоюзу, Украина получит право голоса в Севильском процессе.
Севильский процесс начала Еврокомиссия по обновлению экологических норм и уменьшению промышленных выбросов. В рамках процесса представители власти и бизнеса пересматривают лучшие технологии и методы управления, обмениваются опытом и передовой практикой имплементации 75 директивы ЕС, изучают процедуры составления НДТМ и внедрение интегрированного разрешения.
Это оказывает положительное влияние на национальную политику в сфере предотвращения и контроля промышленного загрязнения в военное время и “зеленого” послевоенного развития.
В 2024 году должно укрепиться сотрудничество со Швейцарией и Японией в рамках шестой статьи Парижского соглашения по выкупу украинских избыточных квот этими странами. Это станет дополнительным источником “зеленых” инвестиций для восстановления Украины.
Чего следует ожидать
При внедрении СТВ следует осознавать важные вопросы.
Распределение квот. Согласно директиве №2003/87/ЕС квоты могут распределяться бесплатно или путем продажи на аукционах. Правительство должно осознавать экономическое состояние страны и трудные условия ведения бизнеса в условиях войны.
Для Украины использование бесплатных квот очень важно. В противном случае мы не только не достигнем прогресса, а “убьем” средний бизнес и вызовем “утечку углерода” (перенос деятельности в другие страны).
Продажа квот. После распределения бесплатных квот следует перейти к продаже квот на аукционах. В ЕС аукционы производятся на базе European Energy Exchange (EEX). Государства имеют право проводить аукционы в отдельности. В целях минимизации коррупционных факторов Украине целесообразно проводить аукционы и торги на европейской бирже.
Использование доходов. Европейская практика предоставляет свободу принятия решений об использовании поступлений от торговли квотами, учитывая их климатическую направленность. Украине необходимо четкое регламентирование: восстановление страны на базе “зеленого” энергетического перехода.
Выстроить эффективную систему СТВ в Украине будет нелегко. Выбросы CO2, связанные с войной, превышают 150 млн. тонн, а промышленность потеряла более 30 крупных предприятий. С каждым днем цифры только вырастают.
Между тем, в Евросоюзе в 2023 г. выбросы удалось снизить на 15,5% по сравнению с 2022 годом. Важнейшим драйвером рекордного сокращения выбросов СТВ в ЕС стал энергетический сектор. Это стало возможным благодаря увеличению производства электроэнергии из возобновляемых источников вместо угля и газа.
СТВ – относительно новый, но привлекательный и огромный рынок, который может служить нашим спасением. Вместе с достижением климатических целей в стране у нас есть отличная возможность по примеру ЕС аккумулировать средства для развития “зеленой” энергетики и ускорить переход бизнеса к ESG-стандартам.
Необходимо быть активными в экологической экспертной среде, чтобы подготовить качественную законодательную базу для успешного запуска реформы. За “зеленой” энергетикой и новейшими технологиями будущее, которое в наших руках. (Epravda.com.ua)