Новые атаки россиян на энергосистему Украины заставляют задуматься, не понадобится ли нам снова повышение тарифа на электрическую энергию для бытовых потребителей. Ведь кто еще должен заплатить за разрушенное и поврежденное, как ни граждане?
Впрочем, рост тарифов – всегда неприятная история, особенно политически. А тем более во время военного положения.
Безусловно, сейчас больше украинской энергетике вредят ракетные и дроновые удары россиян. Но эксперты предупреждают, что если не сделать нашу энергетическую отрасль, в частности, генерацию электроэнергии экономически привлекательной – украинцы рискуют и после войны не расстаться с генераторами и экофлоу. Потому что энергии в розетках может не быть.
Электричество из розетки и генераторов: больше платим уже
Электроэнергия из сети стоит с 1 июня 2024 4,32 грн. за 1 кВт-ч независимо от уровня потребления за месяц.
А зарядные системы типа экофлоу, по подсчетам специалистов, обходятся своим владельцам до 14-15 грн за кВт-ч, генераторы еще дороже – 20-30 грн в зависимости от мощности.
Но в условиях отключений центрального электроснабжения из-за аварийных ситуаций и дефицита мощности, вызванных массированными атаками российских войск, зарядные, генераторы и накопители – единственный ответ, чтобы оставаться со светом и связью. Поэтому украинцы значительно повысили спрос на это оборудование, что привело к удвоению цен на него, особенно в июле, когда ограничения электроэнергии были очень существенными из-за жары.
При этом повышение тарифа на электрическую энергию в июне текущего года – это уже второе подорожание электричества за время военного положения.
С 1 октября 2021 по 31 мая 2023 года действовали тарифы 1,44 грн 1 кВт-ч за объем, потребленный до 250 кВт-ч, и 1,68 – за более 250. А с 1 июня 2023 г. правительство установило тариф 2,64 грн за 1 кВт-ч для всех потребителей, независимо от объема потребленного электричества.
В преддверии подорожания в Министерстве энергетики Украины объясняли, что это позволит продлить самую масштабную во времена независимости ремонтную кампанию в энергетике и максимально подготовить энергосистему к зиме. Также добавить к ней дополнительные мощности и частично восстановить государственную генерацию.
Спасло ли это ситуацию?
Повышенный тариф: что он дал
Опрошенные Kosatka.Media эксперты согласились – повышение тарифа на электроэнергию в июне позволило государственным предприятиям стать хотя бы безубыточными.
“Когда стоимость электроэнергии выросла для населения, появились хоть какие-то доходы у “Энергоатома” и “Укргидроэнерго”. Раньше их вообще не было. И они для населения отдавали электроэнергию бесплатно, по сути”, – отметил в комментарии Kosatka.Media исполнительный директор Ассоциации “Энергоэффективные города Украины” Святослав Павлюк.
Но, несмотря на это, есть и проблемные моменты.
Как отметил Павлюк, Министерство энергетики и Кабинет министров не объяснили ни словом, куда ушли дополнительные деньги от повышения тарифа на электроэнергию для населения. Публичного объяснения, сколько энергорынок получил дополнительные средства, и куда они будут перенаправлены, не было. Поэтому появляются теории, что денег стало достаточно.
Еще одна проблема – эффективность использования полученных денег государственными энергетическими компаниями.
“Нужно сначала научиться управлять теми деньгами, что есть. Затем постепенно реализовывать программу перехода на рыночные цены для всех категорий. Но чтобы это сделать, в первую очередь нужно, чтобы государственные компании научились тратить деньги по назначению. Пока это не будет сделано – это деньги в никуда”, – отметил в комментарии Kosatka. Media директор энергетических программ Центра экономических и политических исследований имени Разумкова Владимир Омельченко.
Но вопрос не только в том, получили ли энергетические госкомпании моментные доходы, на самом деле разговор о тарифах и ценах – это многофакторная картинка, отметил Святослав Павлюк.
Тариф на электроэнергию и рыночная привлекательность: почему это важно
Производители электроэнергии, равно как и любые другие производители, должны зарабатывать на своем товаре, а не быть в убытке. Это основное условие экономической целесообразности деятельности.
Но ситуация с электроэнергией сложная, потому что она имеет разную цену в разный момент дня, ночи и сезона, отметил Святослав Павлюк.
Человечество в целом, ЕС и Украина в том числе делают ставку на возобновляемую энергетику. Она погодозависима.
Например, солнечная станция в 1 кВт в солнечный день будет выдавать свой киловатт в идеальных условиях. В реальных – 900 Вт, в облачный день – меньше. После обеда это будет 400-500. А в пасмурный день зимой будет выдавать 100 Вт максимум.
Поэтому стоимость энергии будет разная в разный момент. Летом возможно, когда электроэнергии сколько, что ее некуда девать. И у нас такие ситуации есть, они называются диспетчерскими отключениями, когда диспетчеры “Укрэнерго” отключают солнечные электростанции, при этом им все равно нужно платить за выработку. “Поэтому у нас есть безумная ситуация, когда электроэнергия для бытовых потребителей стоит гораздо больше, чем она продается и поставляется, но они об этом не знают. С точки зрения политических дивидендов, рейтингов каждый раз разные правительства пытаются сделать вид, что у нас электроэнергия дешевая, а на самом деле она дорогая. И она внутренне субсидирована. У нас доходы из Энергоатома и Укргидроэнерго финансировали удешевление электроэнергии для населения. В прошлом году ситуация дошла до того, что “Энергоатом” генерировал десятки миллиардов убытков”, – отметил Павлюк.
Он пояснил, что электроэнергия для населения субсидировалась по дополнительным доходам от промышленных предприятий. В момент, когда промышленность начала останавливаться из-за обстрелов, у нас резко упал сегмент промышленного потребления. И дотировать электроэнергию для населения не стало чем.
“В тарифе, который у нас был, 1,6 грн за кВт-ч, стоимость передачи электроэнергии от производителя по магистральным линиям Укрэнерго и распределительным линиям облэнерго и энергосбытов, которые поставляют эту электроэнергию – она превышала те 1,6 грн. При тарифе 2,60 стоимость доставки была 2,80. В настоящее время стоимость доставки не увеличилась, а стоимость электроэнергии выросла. И сейчас бытовые потребители, наконец, платят за электроэнергию как товар около 1,80 грн. Остальные – его доставка по магистральным системам”, – уточнил он.
И проблема в том, что никто из производителей электроэнергии не продает ее на рынке по цене 1,80 грн. Там стоимость электроэнергии колеблется от 6 до 10 грн за кВт-ч.
“Электроэнергия за 1,80 грн не фигурирует нигде. Такая цена не покрывает стоимость топлива. Это значит, что сегодня мы все равно дотируем электроэнергию для населения. Дотирует не бюджет, а попавшие под раздачу государственные предприятия типа Энергоатома и Укрэнерго, у них разрушенные системы, мы потеряли ЗАЭС, у нас постоянно прилетает по вторичным распределительным подстанциям. На днях из-за обстрелов были остановлены две подстанции АЭС, которые давали более дешевую электроэнергию населению”, – напомнил эксперт.
Стоимость электроэнергии может рассчитываться по-разному, уточнил Павлюк. Если уже построена электростанция, то в стоимости электроэнергии можно считать только операционные расходы, в поддержку процесса. И именно это было определенной тайной, потому что у нас электростанции были старые, их перестраивали, их эффективность была низкая, но они как-то работали. Поэтому эта электроэнергия могла быть немного дешевле, но она все равно не была дешевой, за разницу все время кто доплачивал, акцентировал Павлюк.
“Сейчас нам нужно выстроить новую распределенную генерацию. Это уже и капитальные издержки, и операционные. Сначала нужно вложить деньги в строительство. Чтобы инвестор готов прийти на этот рынок и иметь дело с рисками, электроэнергия должна стоить 12,13,14 грн. за кВт-ч. Электроэнергии по 4 грн с доставкой там нет”, – отметил Павлюк.
Также цена энергии – важный фактор для инвестиционных процессов, подчеркнул эксперт. Потому что украинцы сейчас вкладывают не туда, надеясь, что электроэнергия будет дешевой. Но такового не будет.
“Из-за иллюзии, что электроэнергия дешева, мы подталкиваем людей принимать необоснованные решения вкладывать деньги в самое неэкономное, что может быть – это электрическое отопление, прямое, без тепловых насосов”, – отметил эксперт.
В итоге, отметил Павлюк, украинский энергорынок постоянно генерирует два продукта – электроэнергию и убытки. И это длится десятилетиями. Поэтому развития государственных энергопредприятий нет, как и денег, которые они должны приносить в бюджет. А их доходы скачиваются в виде бесплатного ресурса. Но так не может длиться вечно. А война еще и усугубила проблемы.
Тариф на электроэнергию и война: быть или нет роста
Владимир Омельченко считает, что сейчас нет экономической необходимости поднимать тарифы для населения и заставлять граждан платить за восстановление разрушенного россиянами. Вместо этого лучше сосредоточиться на том, куда тратятся деньги, которые получили госкомпании после повышения тарифа в июне этого года.
Святослав Павлюк с такой позицией не согласен. Он убежден, что на самом деле вопрос не в том, поднимать или нет тариф, а – как долго мы сможем удержать в полуживом состоянии существующую систему. Ибо как только она выйдет из строя окончательно, то новую построить не за что. И новая цена будет начинаться с 9-10 грн за кВт-ч.
“Поднятие цен на что угодно – всегда плохая новость. То же говорили в 2008 году, в 2013, 2016, 2019… Каждый раз есть какая-то причина, почему это не делать. Но, напомню, у нас общий объем установленных мощностей генерирующих в системе в 2013 г. был 53 или 54 ГВт. Со временем мы начали терять территории, разбиваемые мощности. По состоянию на прошлую зиму у нас было 18 ГВт. Мы потеряли эту разницу между 54 и 18. И у нас нет резерва, который не работал, но его можно было запустить. Сейчас у нас мощностей 10-11 ГВт, плюс импорт, плюс еще кое-что мы восстановим из того, что было разбито. Но все равно у нас будет дефицит. И закрыть его тем, что есть невозможно. Надо строить новое. А строить не за что денег нет”, – акцентировал эксперт.
Он отметил, что электроэнергия должна стоить столько, сколько должна. Люди, у которых нет денег, должны получать субсидию. Но должны работать ценовые сигналы – тогда будут запускаться правильные процессы, строительство генерации из солнца и ветра, накопителей энергии и т. д.
“Ведь на данный момент ситуация делает эти процессы неокупаемыми. Мы их не только не поддерживаем, но и делаем их неокупаемыми искусственно”, – подчеркнул Павлюк.
Поэтому ситуация может ухудшиться до того, что электричество закончится, потому что не будет, на чем производить. Если производители не смогут продавать электроэнергию по экономически окупаемой цене, то они просто не будут работать, начнется дефицит уже не из-за обстрелов. И потребители вынуждены будут обращаться к тем же генераторам, экофлоу и аккумуляторам.
Сектор энергетики должен быть прибыльным. И эти прибыли должны вкладываться в энергоэффективность, модернизацию потребления, индивидуальные тепловые пункты, модернизацию сетей. А проедание ресурса может закончиться не лучшим образом для всех потребителей электроэнергии, подытожил эксперт. (Янина Ткачук, Kosatka.media)