Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: биогаз и биометан – новые возможности для энергетической независимости

29 августа 2024 г. Глобальный договор ООН в Украине совместно с ExPro и Биоэнергетической ассоциацией Украины в рамках Ukraine Energy Initiative провели онлайн-дискуссию “Биогаз и биометан: Новые возможности для энергетической независимости Украины”.

Мероприятие объединило спикеров из Министерства энергетики Украины, Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Украины, Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг и представителей профильной ассоциации и частный сектор.

К мероприятию присоединились:

– Игорь Ковалев – генеральный директор Директората ресурсоэффективных трансформаций Минэнерго;

– Павел Станкевич – заместитель директора департамента – начальник управления технической и инвестиционной политики, НКРЭКУ;

– Татьяна Кривоног – начальник управления регулирования оптового рынка природного газа, НКРЭКУ;

– Елена Ленская – директор Департамента развития альтернативной энергетики Госэнергоэффективности;

– Георгий Гелетуха – председатель правления Общественного союза “Биоэнергетическая ассоциация Украины”, член Правления Европейской биоэнергетической ассоциации;

– Олег Рябов, заместитель генерального директора агрохолдинга “Галс Агро”;

– Виталий Радченко, управляющий партнер международной юридической фирмы CMS в Украине.

В общей сложности, к онлайн-событию присоединилось более 170 слушателей.

Позиции участников

Министерство энергетики Украины

Игорь Ковалев, Генеральный директор Директората ресурсоэффективных трансформаций Министерства энергетики Украины, во время своего выступления отметил, что Минэнерго системно работает над закреплением роли альтернативных видов газового топлива, в частности, биометана и биогаза, как важных составляющих энергетической независимости Украины. По его словам, это способствует замещению ископаемых видов топлива и отвечает международным обязательствам Украины в рамках европейского курса.

Игорь Ковалев подчеркнул, что Украина имеет значительный аграрный потенциал, что позволяет обеспечить весомую часть европейского спроса на биометан. Он напомнил, что в феврале 2023 года, по инициативе Министерства энергетики, был подписан меморандум между правительством Украины и Европейской комиссией о стратегическом партнерстве в области биометана, водорода и других синтетических газов.

По словам Игоря Ковалева, проект дорожной карты по реализации меморандума уже прошел проработку в Европейской комиссии. Украинская сторона учла все замечания, документ направлен на согласование в Генеральный директорат по вопросам энергетики Европейской комиссии. Он также добавил, что параллельно планируется проведение совместных технических совещаний по реализации мероприятий, предусмотренных дорожной картой.

Игорь Ковалев отметил, что создается правовая основа для развития биометановой отрасли, ее производства и экспорта в ЕС. Он указал на недавние законодательные изменения, в частности, принятые Верховной Радой изменения в Таможенный кодекс, упрощающие таможенное оформление и экспорт биометана. О создании национального реестра биометана Министерство энергетики ведет консультации с экспертами Европейской комиссии для обеспечения соответствия реестра национальному законодательству и европейским стандартам гарантии происхождения.

Представитель Минэнерго также обратил внимание на важные документы, поддерживающие развитие биометана в Украине, в частности, Национальный план по энергетике и климату до 2030 года и Национальный план действий по возобновляемой энергетике до 2030 года. По его словам, согласно оценкам, энергетический потенциал производства биогаза и биометана в Украине составляет почти 22 миллиарда кубометров в год.

Как подытожил Игорь Ковалев, развитие рынка возобновляемых газов в Украине крайне необходимо для обеспечения энергетической независимости страны, особенно в условиях вооруженной агрессии и энергетического давления со стороны России. Он подчеркнул, что Министерство энергетики будет продолжать работу над развитием биометана и биогаза в рамках общего курса на возобновляемые источники энергии и надеется на продолжение плодотворного сотрудничества со всеми стейкхолдерами.

Государственное агентство по энергоэффективности и энергосбережению Украины

Елена Ленская, директор Департамента развития альтернативной энергетики Госэнергоэффективности, подробно рассказала о роли агентства в реализации государственной политики в сфере альтернативных видов топлива. Она подчеркнула, что Агентство ответственно за ведение реестра биометана, и сосредоточилась на ключевых аспектах этой темы.

По словам г-жи Ленской, Агентству необходим окончательный план мер по реализации меморандума, чтобы они могли оценить его с технической точки зрения и синхронизировать свои планы по мерам и срокам их выполнения. Она отметила важность устранения юридических коллизий, возникших в результате принятия Закона Украины 3769 об использовании жидкого биотоплива, который может помешать разблокированию экспорта биометана. Для урегулирования этих вопросов Мининфраструктуры и Минэнерго уже подготовили соответствующие законопроекты и изменения в действующее законодательство. Госэнергоэффективность, в свою очередь, предоставила к ним предложения.

Елена Ленская обратила особое внимание на проблему координации между двумя ключевыми механизмами поддержки биометана – гарантиями происхождения и критериями постоянства. Она отметила, что в Европе предоставляется прибавочная стоимость для возобновляемых газов, если соблюдаются требования по гарантиям происхождения и критериям постоянства. В Украине ведутся дискуссии с производителями биометана о введении реестра, который позволит разблокировать экспорт, в то же время не повредив производителям.

Директор Департамента развития альтернативной энергетики Госэнергоэффективности подчеркнула, что ЕС последовательно внедряет политики по гарантиям происхождения, включая энергетические продукты, такие как биометан. Украина как третья страна в отношениях с ЕС должна согласовывать свои механизмы гарантий происхождения с европейскими стандартами, чтобы избежать проблем на пути к экспорту биометана.

Елена также обратила внимание на тестовую эксплуатацию Базы данных Союза (UDB), которая длилась до ноября, и на возможные дальнейшие изменения в правила функционирования UDB, которые могут быть внесены после завершения этого тестового периода. Она подчеркнула, что результаты оценки баланса предложения и спроса на гарантии происхождения, которые будут обнародованы Евросоюзом в соответствии с требованиями RED III к июню 2025 г., могут существенно повлиять на функционирование рынка гарантий происхождения, в том числе и гарантий происхождения биометана биометана.

Представительница Госэнергоэффективности выразила опасения по поводу возможных дополнительных затрат на доработку реестра биометана в случае его внедрения в соответствии с нынешними нормами. По ее словам, сейчас Госэнергоэффективность имеет четкую техническую задачу по функционированию реестра, но Агентство находится в поисках финансирования. Приблизительная оценка затрат на разработку – 11 млн. грн.

Елена Ленская подчеркнула, что отсутствие реестра биометана в Украине пока не препятствует экспорту, хотя в переходный период необходимо будет предоставлять информацию о подтверждении соблюдения критериев постоянства биометана непосредственно к таможенным органам. Она заверила, что Агентство продолжает сотрудничество с Еврокомиссией, Энергетическим сообществом, Биоэнергетической Ассоциацией Украины, производителями и другими стейкхолдерами биометановой отрасли по развитию рынка биометана.

Биоэнергетическая ассоциация Украины (UABIO)

Георгий Гелетуха, председатель правления Биоэнергетической ассоциации Украины (UABIO), осветил текущую ситуацию и перспективы развития биометановой отрасли, как в Украине, так и в Европе. Он подчеркнул, что Европейский Союз имеет амбициозную цель к 2030 г. производить 35 миллиардов кубометров биометана ежегодно, а к 2050 г. до 100-180 миллиардов кубометров биометана ежегодно, что позволит заменить до 40% потребления природного газа в странах ЕС.

По словам Гелетухи, в Украине биометановая отрасль также имеет значительный потенциал. На сегодняшний день в стране работает около 140 МВт биогазовых установок. Гелетуха отметил экономическую рентабельность таких проектов, которая может достигать 25-30% в евро. Он также отметил, что законодательная база Украины уже готова к развитию биометановой отрасли. Принятые законы позволяют не только развивать внутреннее производство, но и открывают возможности для экспорта биометана. Особенно важно принятие законодательных льгот для проектов, предусматривающих инвестиции более 12 миллионов евро.

По информации Георгия Гелетухи, в Украине 7 биометановых проектов, которые планируются к запуску уже в этом году. Речь идет о:

– проект ООО “Галс Агро” в Черниговской области, мощность – 3 млн. куб. м/год, присоединение – ГРМ;

– проект Группы компаний Vitargo в Хмельницкой области, мощность – 3 млн. куб. м/год, присоединение – ГРМ;

– проект ООО “Теофипольская энергетическая компания” в Хмельницкой области, мощность – 56 млн. куб. м/год, присоединение – ГТС;

– проект ООО “Галс Агро” в Киевской области, мощность – 3 млн. куб. м/год, присоединение – ГРМ;

– проект ООО “ЮМ Ликвид Газ” в Винницкой области, мощность – 11 млн. куб. м/год, присоединение – Bio LNG;

– проект МХП в Винницкой области, мощность – 24 млн. куб. м/год, присоединение – Bio LNG;

– проект МХП в Днепропетровской области, мощность – 11 млн. куб. м/год, присоединение – ГРМ.

Георгий Гелетуха выделил такие проблемы и препятствия для развития биометановых заводов в Украине:

– Вопросы присоединения биометановых заводов к газораспределительным сетям;

– Долгие сроки получения технических условий присоединения от Операторов ГРМ;

– Долгие сроки подписания технического соглашения об условиях приемки-передачи биометана газораспределительной системой;

– Ограниченные мощности ГРМ по принятию биометана в определенные периоды;

– Недостаточность современника лабораторий в Украине;

– Завышенные требования к более высокой теплотворной способности биометана;

– отсутствие упрощенных процедур присоединения биометановых заводов к газораспределительным и электрическим сетям;

– Необходимость обеспечения доступа украинских производителей биометана к европейской базе данных биометана – Union database.

– Необходимость отмены экспортных пошлин на биометан для таких стран как Швейцария и Великобритания.

Также глава Биоэнергетической ассоциации отметил необходимость создания механизма “единого окна” в организационных структурах Операторов и определения министерства, ответственного за реализацию политики по развитию биометановой отрасли. Он обратил внимание на возможности для украинских аграриев, которые могут активно приобщиться к производству биометана, особенно если они обладают крупными земельными угодьями или занимаются животноводством. Производство биометана может стать для них перспективным направлением, которое обеспечит стабильный доход и будет способствовать устойчивому развитию сельских территорий.

Таким образом, позиция Георгия Гелетухи состоит в том, что биометан имеет большой потенциал для замещения природного газа, и у Украины уже есть все необходимые условия для развития этой отрасли. Биометановая энергетика может стать одним из ключевых элементов энергетической стратегии Украины, способствуя энергетической независимости страны и ее интеграции в европейский рынок.

«Галс Агро»

Исполнительный директор «Галс Агро», компании, управляющей четырьмя биогазовыми станциями, производящими электроэнергию, мощностью 14,3 МВт, Олег Рябов во время своего выступления отметил необходимость содействия инвестиционной привлекательности для развития этого рынка, в частности со стороны государства.

“Когда мы говорим о биогазе или биометане как бизнесе – это должна быть инвестиция с четким, прозрачным графиком возврата. На этом базируется принцип инвестиций. А особенность этого рынка в том, что это рынок собственников сырья”, – указал Олег Рябов.

Рябов отметил, что важнейшим фактором для инвестора является именно возврат инвестиций. По его словам, сейчас в Украине существует много рисков для привлечения иностранных инвестиций, таких как хаотическое изменение законодательства, задолженность на рынке, логистические проблемы, а также конкуренция с другими странами восточной Европы.

“Мы будем конкурировать межгосударственно. Мы большое аграрное государство и у нас есть потенциал. Но такой же потенциал есть у Польши, у Словакии, Болгарии”, – подчеркнул Рябов.

В случае отсутствия более благоприятных условий для инвестиций иностранный капитал будет направлен в другие страны и регионы. “Нам нужно сделать на порядок лучше условия, чем в Польше и Словакии”, – подчеркнул исполнительный директор «Галс Агро». И даже, по его словам, существует риск потерять уже существующие проекты в Украине.

CMS в Украине

Управляющий партнер международной юридической фирмы CMS в Украине Виталий Радченко во время своего выступления поделился деталями о работе над вопросом таможенного оформления экспорта метана. По его словам, в ближайшее время ожидается опубликование Приказа Министерства финансов Украины относительно таможенного оформления биометана, который уже был зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины.

“Группа из коллег из Минфина, Гостаможслужбы, Комитета Верховной Рады, Операторов ГТС, ГРМ и хранилищ наработали приказ о таможенных формальностях для оформления биометана. И сейчас он должен быть опубликован в ближайшее время”, – сообщил Радченко.

Как указывает юрист, Приказ содержит 2 главы. Первый раздел касается пропуска объемов биометана, который касается подачи таможни до момента физического экспорта – речь идет о периодической таможенной декларации; сертификат соответствия критериям постоянства биометана; документы, подтверждающие подключение производителя биометана к ГТС, ГРМ; акт приема-передачи производимого биометана в распределительную систему; акт оператору газохранилищ Украины о накопленных объемах биометана на конец месяца. Второй раздел касается выпуска в таможенный режим экспорта, то есть уже после факта физического экспорта: должны быть представлены следующие документы: дополнительная декларация с точными сведениями об объемах вывоза; доказательство постоянства биометана; общий акт приема-передачи природного газа – документа, подписанного операторами газотранспортной системы Украины и сопредельного государства; справку Оператора ГТС по учету коммерческих подач и отборов газа.

Как указал Виталий Радченко, теперь Таможенная служба будет иметь четкий перечень документов, которые потребуют от экспортеров. Управляющий партнер международной юридической фирмы CMS в Украине Виталий Радченко выразил надежду, что после опубликования Приказа Минфина уже не будет юридических причин для Гостаможслужбы в отказе в экспорте метана, и первые тестовые транзакции могут быть осуществлены уже в сентябре 2024 года.

Препятствия и рекомендации

Во время онлайн-дискуссии участники выделили ключевые препятствия и вызовы для развития рынка биогаза и биометана в Украине:

  1. Юридические препятствия, в частности, недостаточная гармонизация законодательства с европейскими стандартами относительно гарантий происхождения и критериев постоянства биометана.
  2. Технические препятствия, такие как проблемы с присоединением биометановых заводов к газораспределительным и электрическим сетям.
  3. Нестабильность законодательства, что снижает доверие инвесторов к Украине.
  4. Отсутствие благоприятных условий для инвестиций по сравнению с другими странами Восточной Европы.
  5. Административные препятствия, в частности, сложные и длительные процессы получения технических условий присоединения к газораспределительным сетям.

Участники панельной дискуссии предложили следующие рекомендации для ускорения развития рынка биогаза и биометана и усиления экспортного потенциала и конкурентоспособности в Европе:

  1. Совершенствование нормативно-правовой базы в части соответствия европейским стандартам гарантий происхождения и критериев постоянства биометана и упрощение таможенного оформления биометана.
  2. Улучшение инвестиционного климата с учетом снижения политических рисков, уменьшения бюрократических преград, внедрения льготных условий для инвесторов в биогаз и биометан.
  3. Улучшение технической инфраструктуры.
  4. Продолжение активного сотрудничества с международными партнерами для достижения общих целей и интеграции в европейский рынок биометана.
  5. Разработать и утвердить типовую форму технических условий присоединения биометановых заводов к ГРМ.
  6. Установить предельные сроки подписания и вступления в силу технических условий – не более 30 календарных дней с момента их выдачи.
  7. Разработать и утвердить типовую форму технического соглашения об условиях приемки-передачи биометана газораспределительной системой.
  8. Установить предельный срок вступления в силу технического соглашения – не более 30 календарных дней момента предоставления Оператором ГРМ проекта технического соглашения.
  9. Предлагаем предусмотреть в Кодексе ГТС требования для биометана относительно более высокой теплотворной способности – не ниже 10,0 кВт-ч/м3 (действующая норма – 10,06 кВт-ч/м3), а также полностью перейти на учет с кубических метров в кВт-ч .
  10. Предлагаем расширить упрощенную процедуру подсоединения к газораспределительным сетям во время действия военного положения на биометановые установки, по аналогии как это предусмотрено для газотурбинных или газопоршневых установок, в том числе когенерационных установок. Также крайне необходимо расширить упрощенную процедуру присоединения к электрическим сетям во время действия военного положения на биогазовые, биометановые установки и электростанции и ТЭЦ на биомассе, по аналогии как это предусмотрено для газотурбинных или газопоршневых установок, в том числе когенерационных установок.
  11. Предлагаем создать механизм “единого окна” в организационных структурах Операторов ГТС/ГРМ, которые будут предоставлять компаниям, внедряющим биометановые проекты в Украине, оперативные и квалифицированные консультации по условиям подключения биометановых заводов к ГРМ/ГТС.
  12. Привлечение Оператора ГТС Украины к обмену данных из Union database, а именно по закачке и отбору биометана из украинской газотранспортной системы, что является обязательным условием участия украинских производителей биометана на рынке биотоплива Европейского Союза.
  13. Подготовить и внести сметы в налоговый кодекс об отмене экспортных пошлин на биометан для таких стран как Швейцария и Великобритания, компании из которых заинтересованы в импорте биометана из Украины, но не входят в Энергетическое Сообщество.
  14. Привлечение средств международной технической помощи для софинансирования оптимизации ГРМ для приема биометана и подключения биометановых заводов к ГРМ и ГТС. (Expro.com.ua)
Exit mobile version