На экспорте нефти Россия зарабатывает миллиарды, которые тратятся на войну против Украины.
Венгрия и Словакия будут получать нефть российской компании “ЛУКойл” в обход санкций, которые против этой компании ввела Украина, поставки возобновятся в октябре после почти трех месяцев перерыва. “Апостроф” разбирался, как такое стало возможным, и какова в этом роль самой Украины.
Венгрия и Словакия будут снова получать нефть российской компании “ЛУКойл” транзитом через Украину, несмотря на введенные Украиной санкции против компании. Это стало возможным из-за того, что крупнейшая венгерская нефтегазовая группа MOL заключила с поставщиками нефти и операторами трубопроводов соглашения о снабжении нефти по трубопроводу “Дружба” из России через Беларусь и Украину.
“Обновленные соглашения о транспортировке и новых договоренностях о передаче прав собственности на сырую нефть полностью соответствуют всем соответствующим санкциям и положениям, в том числе рестрикциям ЕС и Украины”, – говорится в заявлении MOL.
Согласно новому соглашению, MOL будет покупать нефть на границе Беларуси и Украины, тогда как ранее пунктом передачи сырья была западная граница Украины, и за его доставку к этой точке отвечала российская сторона.
“Дружба” не для всех
Вскоре после российского вторжения в Украину Европейский Союз отказался от закупки нефти у РФ, однако сделал временное исключение для Словакии, Венгрии и Чехии. Нефть из России поставляется в эти страны транзитом через украинскую территорию по нефтепроводу “Дружба”.
В июне 2024 года Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о прекращении транспортировки нефти компании “ЛУКойл”, находящейся под отечественными санкциями. Именно лукойловскую нефть получали Венгрия и Словакия, и в июле они сообщили о прекращении поставок.
Важно отметить, что Украина остановила транспортировку не всей российской нефти, а только принадлежащей “ЛУКойлу”. При этом общий объем российской нефти, транзитом поступающей в страны ЕС по нефтепроводу “Дружба”, не снизился, а даже немного увеличился. Это произошло за счет наращивания поставок со стороны других компаний РФ, главным образом, “Татнефти” и “РуссНефти”. Именно по этой причине Европейская комиссия не поддержала претензии Будапешта и Братиславы, решив, что украинские санкции в отношении “ЛУКойла” не угрожают энергобезопасности Венгрии и Словакии.
И вот теперь, начиная с октября, поставки нефти “ЛУКойлу” через Украину возобновятся.
“Точка MOL”
А что Украина? Неужели мы никак не намерены реагировать на то, что наши санкции так откровенно нагло обошли?
Судя по всему, никакого гневного ответа не последует. По крайней мере, украинский премьер Денис Шмыгаль не увидел в произошедшем ничего плохого.
“Компания MOL объявила, что в настоящее время они являются владельцами продукта, который идет транзитом через Украину, и мы удовлетворены этим. Это не российская компания, это компания MOL, которая транзитирует свой продукт через украинскую систему”, – цитирует Шмыгаля американское издание Politico.
Иными словами, поскольку передача нефти теперь будет происходить на белорусско-украинской границе, в Украине это будет продукт не “ЛУКойла”, а MOL. Разумеется, с чисто формальной точки зрения.
“Санкции и так не особо действовали, – сказал в комментарии “Апострофу” директор энергетических программ “Центра Разумкова” Владимир Омельченко. – Просто здесь игра России с Венгрией – (российская) “Транснефть” и MOL переписали контракт по точке передачи нефти. А в другому ничего не изменилось”.
Президент центра глобалистики “Стратегия XXI” Михаил Гончар, в свою очередь, назвал новые контракты с участием MOL “гибридной формой обхода западных нефтяных санкций” в контексте исключения, сделанного для трубопроводных поставок по южной ветке “Дружбы”, проходящей по территории Украины.
“MOL , поскольку он контролирует как венгерскую, так и словацкую нефтепереработку, поторопился с учетом тех действий, которые были с нашей стороны в отношении лукойловской нефти, которые и послужили триггером (для таких действий венгерской компании)”, – сказал эксперт в разговоре с изданием.
Транзит с продолжением
Ситуация с возобновлением поставок в Венгрию и Словакию нефти компании “ЛУКойл” в обход украинских санкций ставит перед Украиной ряд неудобных вопросов. Прежде всего, будет ли продолжаться транзит нефти по нашей территории после 2024 года?
В конце августа советник главы Офиса президента Михаил Подоляк заявил, что с 1 января 2025 года Украина остановит весь транзит нефти по своей территории, поскольку это вписывается в концепцию Европейского Союза о прекращении закупок российской нефти.
Правда, практически сразу же он опроверг сам себя, отметив, что Украина и дальше будет выполнять свои контрактные обязательства по транспортировке нефти в ЕС. Речь идет, напомним, о соглашении, которое предусматривает транзит по украинской территории до конца 2029 года.
Впрочем, Чехия уже заявила, что перестанет покупать российскую нефть с 2025 года, а вот с Венгрией и Словакией все сложнее. И, учитывая, что закупки ими лукойловской нефти возобновляются в октябре этого года, было бы удивительно ожидать, что они продлятся всего несколько месяцев.
При этом с юридической точки зрения речь не будет о российской нефти – ее владельцем будет считаться MOL или любая другая европейская компания, а, следовательно, формально санкционный режим не будет нарушен.
Деньги на войну
Но по факту это будет та же российская нефть, экспорт которой, как известно, обеспечивает более половины бюджетных доходов России.
Страна-агрессор на поставках нефти через Украину, по разным оценкам, зарабатывает от 6 до 9 миллиардов долларов в год (в зависимости от цен и объемов поставок). Украина, согласно условиям транзитного контракта, должна получить 1,5 миллиарда долларов за десять лет (по 150 миллионов долларов в год), однако в последние несколько лет мы несколько раз поднимали тариф на транспортировку нефти, а потому на сегодняшний день наши доходы могут находиться на равны около 300-400 миллионов в год. Что все равно на порядок меньше того, что получает Россия (доходы РФ от транзита газа через Украину, также преимущественно идет в Венгрию и Словакию, в последние годы составляют более 6 миллиардов долларов, доходы Украины от транзита – около 800 миллионов долларов).
“Россия подкармливает (Виктора) Орбана и (Роберта) Фицо, поддерживает их на плаву, потому что дает им скидки, иначе в Венгрии и Словакии была бы более сложная экономическая ситуация, и Фицо с Орбаном не удержались бы у власти”, – говорит Владимир Омельченко. – А Украина, значит, своими руками помогает России действовать этим “политическим вентилем” против самой себя, поскольку Венгрия и Словакия блокируют финансовую и военную помощь Украине, блокируют наше вступление в НАТО и ЕС еще Россия на этом зарабатывает.
Мы также, в сущности, финансируем бюджет войны против себя, добавляет Михаил Гончар.
“Кроме того, мы послали месседж и по газовому транзиту, где будет отработан такой же механизм, но будет фигурировать так называемый азербайджанский газ (ранее Украина заявила, что остановит с 2025 г. транзит российского газа – “Апостроф”). Тем более что с газом еще проще, потому что в отличие от нефти, в отношении которой установлены хоть и дырчатые, но санкции, газового санкционного пакета нет, – говорит эксперт”. (Виктор Авдеенко, Apostrophe.ua)