Российские компании, включая российско-казахстанский “Казросгаз”, снизили экспорт сжиженного углеводородного газа (СУГ) через морские порты в январе-августе 2024 года на 34% к тому же периоду в прошлом году, свидетельствуют расчеты Reuters, базирующиеся на данных источников в отрасли.
По оценке трейдеров, снижение морского экспорта CУГ в этом году пришлось в основном на балтийский порт “Усть-Луга” и “Тамань”, что обеспечило общее снижение поставок продукта в январе-августе 2024 г. на 7,6% год к году, до 2,239 млн. тонн, хотя отгрузка СУГ из-за сухопутных пограничных переходов выросла на 4,8% до прошлогоднего уровня.
Трейдеры считают, что сокращение перевалки СУГ через терминал в Усть-Луге связано с нехваткой танкеров-газовозов, необходимых для вывоза топлива из порта.
Другой причиной снижения экспорта через порты стало прекращение перевалки СУГ из-за Тамани (со второго полугодия 2023-го) вследствие угрозы атак на инфраструктуру терминала.
Среди производителей наибольшее снижение экспорта в январе-августе произошло в основном благодаря работе заводов “Сибура” (-332 тыс. тонн к январю-августу 2023-го), сократившим поставки в Усть-Лугу из-за дефицита танкеров-газовозов, а также железной дорогой к Польше.
Между тем, Иркутская нефтяная компания (ИНК) увеличила экспорт в январе-августе 2024 года на 20,9% (+44 тыс. тонн к январю-августу 2023-го) на фоне роста производства СУГ после запуска УКППГ на Марковском нефтегазоконденсатном месторождении в начале этого года.
Согласно расчетам Reuters, на долю морских терминалов в январе-августе 2024 года пришлось 22,7% (0,509 млн. тонн) от общего объема экспорта по железной дороге (2,239 млн. тонн), на сухопутные пограничные переходы – 77,3% (1,73 млн. тонн).
По данным источников в отрасли, отгрузки CУГ по железной дороге в адрес портовых станций в прошлом месяце выросли на 9,4%, в основном из-за увеличения отгрузок в Усть-Лугу, в адрес сухопутных пограничных переходов – на 5,8% к июлю.
В абсолютном выражении железнодорожный экспорт СУГ из России в соседние страны из-за сухопутных терминалов в августе увеличился до 201 тыс. тонн со 190 тыс. тонн месяцем ранее, по данным трейдеров.
Основной прирост пришелся на Беларусь (+9,5 тыс. тонн к июлю), откуда в дальнейшем СУГ перенаправляется в Польшу и другие страны Восточной Европы из-за улучшения премиальности экспорта в результате роста котировок на белорусско-польской границе.
По расчетам Reuters, на Польшу в январе-августе пришлось 38% от общего объема сухопутных отгрузок СУГ из России, из Латвии – 12,2%, Афганистана – 11,8%, Беларуси – 11,6%, Китая – 10,6%, Кыргызстана – 4,9%.
Железнодорожный экспорт СУГ из России в направлении морских терминалов в августе возрос до 63 тыс. тонн с 57,5 тыс. тонн в основном путем увеличения поставок в Усть-Лугу.
По данным трейдеров, “Сибур” в июле-августе немного нарастил перевалку СУГ через Усть-Лугу путем привлечения новых танкеров-газовозов для отгрузок топлива из порта.
Участники рынка сообщили, что поставки СУГ из России и Казахстана в направлении паромной переправы в порту “Кавказ” с последующей отгрузкой в болгарский порт “Варна” в августе отсутствовали, также как и в июне-июле, из-за конвенции РЖД в направлении станции “Кавказ” – Паром-экспортная” (на Варну).
Расчеты Reuters, основанные на данных источников, показали, что на долю Усть-Луга в январе-августе пришлось 61,4% от общего объема железнодорожных поставок СУГ из России в порты “Темрюк” – 29,1%, “Кавказ” – 4, 9%, порта Керчь (Крым) – 2,6%, “Кулеви” (Грузия) – 2,0%. (Enkorr)