Россия в результате агрессии против Украины, санкций Евросоюза и декарбонизационной политики Европы преимущественно потеряла нефтяной и газовый рынки ЕС. Азиатские рынки не способны заменить рынок ЕС. Бюджет войны требует все больших поступлений. Его заполнение зависит от экспорта нефти, нефтепродуктов и природного газа. Именно этот экспорт представляет собой perpetuum mobile как российской агрессии против Украины, так и взрывной деятельности России в Европе.
Сейчас Кремлем разрабатываются стратегии возврата на рынок ЕС российских нефти и газа – варианты гибридных схем, когда российские нефть и газ снова появятся на рынке ЕС замаскированными под формально нероссийский ресурс.
На сегодняшний день прослеживаются три варианта такого возвращения России в “потерянный рай” в Европе: “венгерская нефть” и “азербайджанский газ” для Центральной Европы транзитом через Украину, а также в дальнейшем “катарская нефть” для Германии транзитом через Польшу.
В военных условиях для Украины, находящейся под внешней агрессией, среди других задач важно минимизировать приток поступлений в бюджет агрессора. Это означает, что денежный поток с рынка ЕС в РФ от экспорта нефти и газа должен быть невозможен.
Нефтяной транзит
Нефть из РФ транспортируется по трубопроводу “Дружба” по территории Беларуси и Украины в основном в Венгрию и Словакию, нефтеперерабатывающие мощности которых находятся в собственности венгерской MOL Group, а также в Чешскую Республику, где нефтепереработка принадлежит польскому Orlen.
Нефтяной санкционный пакет ЕС предусматривал исключение для трех стран Центральной Европы по трубопроводным поставкам по южной ветке “Дружбы” транзитом через Украину. Традиционно Венгрия получает самые большие объемы российской нефти. Учитывая этот факт, а также контроль венгерской MOL словацкой нефтепереработки и политическую лояльность Будапешту в Москве, именно Венгрию избрал Кремль для проверки эффективности гибридного сохранения (а в дальнейшем и расширения) российского трубопроводного экспорта нефти в ЕС.
Пресс-релиз венгерской компании констатирует: “Согласно договоренностям, MOL Group переймет в собственность соответствующие объемы сырой нефти на белорусско-украинской границе с 9 сентября 2024 года”. Таким образом, российская нефть становится венгерской, транспортировка которой по территории Украины оплачивается венгерской компанией, а Россия получает экспортную выручку за проданную нефть.
На основе данных ежемесячного мониторинга финского Центра исследований энергетики и атмосферы CREA в течение восьми месяцев этого года и с учетом сезонного увеличения объемов импорта можно спрогнозировать общую выручку за экспорт нефти в три страны Центральной Европы транзитом через Украину – минимально 6,6 млрд. дол.
Сколько получит Украина? Согласно заключенному в 2019 г. десятилетнему договору между операторами нефтетранспортных систем Украины и РФ – “Укртранснефтью” и “Транснефтью” – украинская сторона получает в качестве оплаты за транзит ежегодно в среднем 165,6 млн. дол.
Таким образом, 1 доллар транзитных поступлений украинской стороне принесет около 39,8 дол. выручки российской стороне от продажи нефти в три страны на европейском конце “Дружбы” 2024 г.
Газовый транзит
С целью возвращения на энергетические рынки Европы РФ прорабатывает два сценария.
Сценарий 1. Запуск уцелевшей нити Северного потока мощностью 27,5 млрд. кубометров.
Сценарий 2. Продолжение поставок от “Газпрома” через украинскую ГТС под видом нероссийского (азербайджанского) газа.
Для реализации сценария 1 проводится активная информационная кампания. Исходя из прогноза российского Министерства экономического развития по цене в 340 дол. за тысячу кубометров для Европы, это будет составлять 9,35 млрд. дол. выручки в 2025 году.
“Газпром”, не выполняя в полной мере договорных обязательств, уплатит “Нафтогазу” за услуги по организации транспортировки около 890 млн. долларов. в год, хотя эта сумма должна составлять примерно 1,4 млрд. В 2024 г. по украинскому маршруту транспортируется газ в некоторые страны ЕС – Словакию, Австрию, Чехию и север Италии. В период с 1 января по 13 сентября в среднем 43,64 млн. кубометров в сутки, или около 16 млрд. кубометров в год.
Этот объем позволяет “Газпрому” получить экспортную выручку 2024 года в размере минимально 5,4 млрд. долл. при средней экспортной цене 337 дол. за тысячу кубометров (данные Министерства экономического развития РФ). Это означает, что за каждый уплаченный Украине один доллар за транспортные услуги (маршрут Суджа-Ужгород по газопроводу Уренгой-Помары-Ужгород) Россия получает почти шесть долларов экспортной выручки.
Для понимания путей реализации сценария 2 целесообразно обратить внимание на несколько оценок и важных событий. Азербайджан, имея долгосрочные обязательства по экспорту газа в соответствии с действующими контрактами с компаниями из ЕС, Турции и Грузии, не имеет свободных объемов, чтобы заместить на уровне 14,6 млрд. кубометров российского газа, поставляемого на рынок ЕС в 2023 году по территории Украины. Так или иначе, речь идет о том, что SOCAR просто использует свободный ресурс газа от “Газпрома” для поставки в Европу по агентскому соглашению и по определенному схематозу, который ZN.UA описывал ранее. На российско-украинской границе российский газ станет формально азербайджанским, подобно тому, как стала венгерской российская нефть.
Как известно, еще во время встречи премьер-министра Словакии Роберта Фицо с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Баку 7 мая на совместной пресс-конференции было заявлено о планах Азербайджана ” транспортировать в ЕС 20 млрд. кубометров газа до конца 2027 года и планы Словакии о закупку этих 20 млрд. кубометров”. Важно отметить, что Словакия потребляет менее 4,5 млрд. кубометров в год.
Таким образом, президент Азербайджана и премьер-министр Словакии выполняют роль лоббистов российского газа для возвращения его на рынок ЕС в как можно больших объемах. В среде украинского теневого энергобизнеса сформирована вертикаль влияния, которая должна выполнить формально европейский заказ сохранения транзита энергоресурсов через Украину. Отражением этого является визит в конце августа главы “Нафтогаза” Алексея Чернышева в Словакию и его прием премьером Робертом Фицо. Фактически же этой вертикалью заправляют из Москвы, дергая ту или иную марионеточную фигуру.
Следовательно, суммарно стоимость российского экспорта нефти и газа транзитом через Украину достигнет в 2024 году не менее 12 млрд. дол. Транзитные поступления Украины составят около 1,1 млрд. дол. Таким образом, сохраняя транзитные потоки нефти и газа через Украину, Киев обеспечит 11-кратно большие поступления экспортной выручки России, чем получит сам как плату за трубопроводную транспортировку.
Различные источники в Москве не скрывают того, что для РФ лучшим вариантом было бы подписание соглашения между “Газпромэкспортом” и “уполномоченной ЕС компанией из одной из стран Европы”, которая бы покупала газ на российско-украинской границе и платила бы за транзитные услуги Оператору газотранспортной системы Украины
“Катарская” нефть для Германии
Компании Rosneft Deutschland GmbH и RN Refining & Marketing GmbH являются “дочками” ведущей российской государственной нефтяной компании НК “Роснефть” и совместно осуществляли экспансию на немецком рынке нефтепродуктов до 16 сентября 2022 г. – дать передачу их под внешнее управление немецкого энергетического регулятора Bundesnet.
2 сентября 2024 года немецкое Министерство экономики и защиты климата опубликовало информацию о продлении срока внешнего управления до 10 марта 2025 года. При этом сообщается, что “Роснефть” отказалась от судебных исков по поводу неправомерности введения внешнего управления. Немецкое правительство поддерживает усилия “Роснефти” найти покупателя для ее немецких активов и совершить соответствующее соглашение купли-продажи до конца 2024 г., хотя еще недавно рассматривалась опция национализации подобно тому, как это было сделано с газпромовским активом Gazprom Germania. Важно отметить, что НК “Роснефть” удалось договориться об опции продаж третьей стороне, в частности, речь идет о приоритетности поиска будущего акционера вне ЕС и минимально чувствительного к международным санкциям против российского нефтяного сектора.
Потенциальным покупателем может выступить катарский суверенный фонд Qatar Investment Authority (QIA), владеющий 18,53% акций “Роснефти” с 2016 г. В составе совета директоров НК “Роснефть” с 2023 г. три из 11 членов являются представителями Катара. Примечательно, что возглавляет совет экс-министр энергетики Катара Мохамед Бин Салех аль-Сада.
Катар с 2019 г. прекратил свое участие в ОПЕК и является независимым игроком на глобальном нефтяном рынке. В случае получения контроля над Rosneft Deutschland GmbH и RN Refining & Marketing GmbH формально поставщиком нефти в НПЗ Германии может стать QatarEnergy. На самом деле поставки из Персидского залива в Германию осуществляться не будут, а по агентскому соглашению нефть НК “Роснефть” будет поставляться как катарская транзитом через Польшу с использованием северной ветки нефтепровода “Дружба”.
Фактор Соглашения об ассоциации
Соглашение об ассоциации Украина-ЕС (УA) имеет прямое отношение к торговле, транспортировке/транзиту энергетических товаров. Раздел IV “Торговля и вопросы, связанные с торговлей энергоносителями” содержит специальную Главу 11 “Вопросы, связанные с торговлей энергоносителями”. В ней указано, что “Стороны принимают меры, необходимые для упрощения транзита в соответствии с принципом свободы транзита…” (статья 272), однако в то же время указано: ” Сторона не должна нести ответственности за прерывание или сокращение поставки… если Сторона не имеет возможности поставлять энергетические товары в результате действий, связанных с третьей страной ” (пункт 3 статьи 276). В этом случае, таким действием является агрессия третьей стороны – России – против одной из сторон УА – Украины. Также статья 472 (пункт “с”) “Мероприятия, связанные с существенными интересами безопасности” позволяет Сторонам принимать ” любые меры, которые она считает необходимыми для обеспечения собственной безопасности… во время войны или серьезного международного напряжения, которое составляет угрозу войны или для выполнения взятых на себя обязательств по поддержанию мира и международной безопасности”.
Безосновательно считается, что продление транзита газа через газотранспортную систему Украины после завершения действия действующего договора между Газпромом и Нафтогазом станет гарантией от ударов по газовой инфраструктуре Украины. Это не так. Россия наносила удары по газокомпрессорным станциям на западе Украины 22 и 29 марта, а также 26 августа 2024 г., когда поражалась надземная инфраструктура хранения и транспортировки газа, хотя Оператор ГТС Украины транзитирует российский газ согласно действующему договору. В то же время ВСУ воздерживались от атак по газовой инфраструктуре “Газпрома” в глубине территории РФ.
Таким образом, при обстоятельствах внешней агрессии Украина не обязана во что бы то ни стало обеспечивать транзит нефти и газа из России в отдельные страны ЕС, особенно учитывая, что как Венгрия, так и Словакия и Австрия имеют технические возможности диверсифицировать поставки энергетических ресурсов. Положительными примерами являются Чешская Республика и Польша, а также польский концерн Orlen, усовершенствовавший и/или создавший дополнительные возможности по полному отказу от импорта и переработки российской нефти. Польша также приостановила импорт российского газа.
Прошло более двух лет после применения временного изъятия поставок нефти южной веткой Дружбы из санкционного списка. Но Венгрия и Словакия недавно объявили о продлении импорта нефти по этому трубопроводу. Хотя было достаточно времени и возможностей, чтобы заменить нефть из РФ и маршрут импорта.
Учитывая вышеизложенное Европейской комиссии, следовало бы предложить Совету ЕС внести изменения в Регламент 2022/879 от 3 июня 2022 г. и отменить пункт 3 (d) (Article 3m) относительно разрешения на импорт нефти из РФ по нефтепроводу с установлением переходного периода. до 1 января 2025 г.
Российский газ никогда не находился в санкционных пакетах ЕС официально. Однако ЕС принял решение, чтобы как можно быстрее заменить и прекратить зависимость от всего российского ископаемого топлива, включая газ. 18 мая 2022 г. был представлен план REPowerEU, содержащий меры, как этого добиться, но не устанавливает четких сроков, когда в ЕС не будет российских газа и нефти. У ЕС имеются тенденции увеличения импорта LNG из РФ и продолжения импорта трубопроводного газа в страны Центральной Европы.
Также Еврокомиссия должна подготовить и внести в Совет ЕС решения по определению срока замены ископаемого топлива из РФ и запрета/ограничения LNG и трубопроводных поставок газа происхождением из РФ или экспортируемых из РФ, по всем возможным маршрутам транспортировки.
И, наконец. Бывший министр экономики Словакии Карел Гирман констатирует на своей странице в Facebook: “Мы все еще платим Путину за его сырье огромные деньги, которыми он потом финансирует свои ракеты и дроны, чтобы бомбить Украину”. Можно добавить в развитие тезиса Гирмана, что в Украине есть те, кто готов помочь, чтобы Путин и дальше имел средства на войну, важно лишь получить свою долю из того, прикрывшись фиговым листом фальшивой заботы об энергетической безопасности, а фактически способствуя путинской стратегии обхода. западных санкций и возвращение на рынок ЕС. (Михаил Гончар, президент Центра глобалистики “Стратегия XXI”; Оксана Ищук, исполнительный директор Центра глобалистики “Стратегия XXI”; Игорь Стукаленко, Центр глобалистики “Стратегия ХХI”; Андрей Чубик, ассоциированный аналитик энергетического рынка Центра глобалистики “Стратегия ХХI”; Zn.ua)