Возможны ли зимой ограничения газоснабжения населению по аналогии с отключениями света?
Россия продолжает массированные атаки на энергетическую инфраструктуру Украины с использованием более сотни ракет и дронов одновременно.
Если о последствиях для электроэнергетики говорят чуть ли не каждый день, то обстрелам хранилищ, распределению и добыче газа уделяется гораздо меньше внимания. Хотя их разрушения часто бывают сопоставимы.
Почему враг атакует газовую инфраструктуру Украины, и как это может повлиять на отопительный сезон?
Обстрелы газовых хранилищ
Украина имеет одну из самых мощных в Европе сетей подземных хранилищ газа (ПХГ), которая состоит из 11 хранилищ общей вместимостью около 31 млрд. куб.
ПХГ выполняют три ключевые функции: обеспечение газом внутренних потребителей, обеспечение транзита российского газа в Евросоюз и создание запасов топлива для отопительного сезона.
“С первого дня полномасштабного вторжения объекты “Нафтогаза”, в том числе наши подземные газохранилища, находятся под вражескими обстрелами. Концентрированные атаки на них усилились с весны 2024 г.”, – ответили ЭП в государственной компании.
По понятным причинам “Нафтогаз” не публикует подробностей об объектах и последствиях обстрелов, ограничиваясь формулировками вроде “враг раз атаковал объекты газовой инфраструктуры группы “Нафтогаз”.
Кремль не скрывает факт обстрелов гражданской энергетической инфраструктуры, от которой зависит и транзит российского газа через Украину. Вот как выглядит сообщение Минобороны РФ после последнего массированного обстрела украинской энергетики: “Также нанесен удар по газокомпрессорным станциям во Львовской, Ивано-Франковской и Харьковской областях, которые обеспечивают функционирование газотранспортной системы Украины”.
К слову: хранилища расположены под землей на глубине от 400 м до 2 км, поэтому топлива обстрелы не вредят.
Россия атакует наземную инфраструктуру и газокомпрессорные станции, без которых закачка газа в хранилища или его выкачка становятся невозможными.
Какую цель преследуют россияне
Собеседники ЭП на газовом рынке назвали три основных цели российских обстрелов хранилищ.
Первая – сорвать подготовку Украины к отопительному сезону, исключив возможность закачки газа в ПХГ. “Математика очень проста. Предположим, что потребление зимой будет около 100 миллионов кубометров в сутки, а собственная добыча – 45 миллионов кубометров в сутки. Где взять разницу?”
Это могут быть хранилища либо импорт, либо и то, и другое. Поэтому они бьют по этим “подземкам”, чтобы мы не могли сейчас закачивать, а впоследствии и выкачивать газ. Без ПХГ пройти зиму будет сложно”, – считает бывший руководитель “Оператора ГТС Украины” Сергей Макогон.
Вторая причина – обстрелы влияют на объемы закачки газа по евросоюзовским трейдерам. Если до начала прошлого отопительного сезона иностранные трейдеры и энергетические компании закачали в украинские хранилища 2,5 млрд. куб м газа, то в 2024 г. этот объем мизерный. Хотя сам “Нафтогаз” заявлял об амбициозных планах – закачке нерезидентами 4 млрд. куб. м газа.
В “Нафтогазе” признали, что по сравнению с 2023 г. объемы закачки газа нерезидентами меньше, но главной причиной этого считают не обстрелы.
“Военные риски были и в прошлом году, однако нерезиденты активно закачивали газ в наши ПХГ. Главная причина снижения объемов закачки газа в этом году – отсутствие коммерческих условий. Речь идет, прежде всего, об отсутствии привлекательного спреда лето-зима”, – ответили в “Нафтогазе”.
“Сейчас никто ничего не закачивает, возможно, какой-то мизер. Это связано с обстрелами, кто мог – все поднял и вывоз. Сейчас в хранилищах несколько сотен миллионов кубометров газа нерезидентов, о миллиардах точно речь не идет”, – говорит собеседник ЭП на энергетическом рынке.
Впрочем, высокопоставленный собеседник ЭП в правительстве утверждает, что иностранцы продолжают закачивать газ в украинские хранилища. “При последнем обстреле россияне применили кассетные заряды для поражения большой площади. Инфраструктура хранилищ разбросана на обширной территории и при поражении одних труб можно быстро переключиться на другие”, – объяснил собеседник ЭП.
В-третьих, обстрелы влияют и на транзит российского газа, хотя, казалось бы, прежде всего, в нем заинтересован Кремль.
“Технически это выглядит так: россияне подают газ в трубу через Суджу, часть топлива отбирается по дороге и поставляется нашим потребителям, а затем разницу мы поднимаем из “подземок” и отдаем на границе со Словакией. Таким образом мы балансируем транзит. Если останемся без”. подземок”, это будет очень сложно, и есть большая вероятность, что мы не сможем качественно выполнять транзит.
Это важно в контексте разговоров о необходимости продления транзита. Мол, если он остановится, то россияне начнут избивать по нашей ГТС. Да они уже бьют! Есть очень много повреждений”, – говорит Макогон.
Возможны ли перебои с поставками газа зимой
Опрошенные ЭП эксперты и участники газового рынка считают, что в случае продолжения атак зимой, Россия может создать Украине немало проблем. Знают об этом и в “Нафтогазе”.
Мы понимаем, что враг не откажется от планов уничтожения украинской энергетики, поэтому готовимся к разным возможным сценариям достижением необходимой мощности”, – добавили в “Нафтогазе”.
В компании утверждают, что зимой ограничивать поставки газа населению не планируют.
“Ресурс благодаря внутренней добыче есть. Благодаря наличию большой системы газохранилищ мы также накапливаем на зиму необходимый нам резерв топлива. Повреждения в части распределения оперативно ремонтируются и поставки газа возобновляются”, – говорят в компании.
По словам Макогона, прохождение зимы будет зависеть от того, будут ли новые атаки врага и какими будут их последствия. “Если они полностью выведут из строя те объекты, по которым целились с начала года, будет сложно обеспечить население и ТКЭ необходимым количеством газа. Тогда придется делать ограничения, как у нас происходит с электричеством”, – предупреждает экспредседателя “Оператора ГТС”.
Руководитель аналитического центра “Стратегия ХХI” Михаил Гончар считает, что апокалиптического сценария зимой не будет.
“Для этого нужно иметь еще больший запас ракет и дронов, чем это касается ударов по электроэнергетике. В газовом хозяйстве несколько иная специфика. Хранилища расположены глубоко под землей, а наземная инфраструктура благодаря своей разветвленности сохраняет маневренность и гибкость. Конечно, мы не должны питать иллюзий”, что удары прекратятся. На примере 2024 мы видим, что этого не будет”, – утверждает эксперт.
Собеседник ЭП в правительстве считает, что зимой ситуация с газом будет лучше, чем с электричеством. “Если остановится транзит и будут существенные разрушения газокомпрессорных станций, тогда возможны ограничения поставок газа населению и проблемы с централизованным отоплением. Это при пессимистическом сценарии”, – говорит он.
Как этого избежать? “Мы видим, что россияне продолжают бить по газовой инфраструктуре. Если разобьют так называемое киевское кольцо – сеть, которая поставляет газ в столицу, то Киев будет сидеть без света, без газа и без тепла. Единственный сценарий этого избежать – усиление ПВО”, – подытожил собеседник ЭП. (Николай Топалов, Epravda.com.ua)