Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Мир: факторы, которые будут формировать глобальный спрос на нефть

При рассмотрении разных сценариев спроса на нефть аналитики советуют учитывать несколько факторов.

В свете волатильности цен на нефть многие эксперты задаются вопросом: когда будет достигнут пик добычи нефти? Некоторые аналитики считают, что этот момент наступит в 2030 году, другие уверены, что это вопрос двух, а то и трех десятилетий. Выдавая прогнозы, эксперты, как правило, отталкиваются от планируемого снижения выбросов углекислого газа. Чем пессимистичнее высказывается тот или иной аналитик по поводу достижения нулевого баланса выброса парниковых газов, тем дальше во времени, по его мнению, наступит пик добычи нефти.

На самом деле не так важно, когда добыча нефти достигнет пиковых значений, полагают в The Boston Consulting Group (BCG). “Повышенное внимание к точной дате пикового спроса часто затмевает важнейший вопрос о том, что произойдет потом, – говорит управляющий директор и старший партнер BCG Морис Бернс, возглавляющий Центр энергетического воздействия компании. – То, как будет складываться спрос на нефть после прохождения пика, будет иметь гораздо большее влияние на бизнес-решения”.

Бернс убежден: траектория спроса на нефть в разных регионах мира куда важнее глобального пика добычи. Кроме того, необходимо обращать внимание на спрос на разные виды топлива. Именно эти два показателя будут решающими в определении жизнеспособности отдельно взятых предприятий вроде нефтеперерабатывающих заводов и нефтетрейдинговых компаний.

В BCG так объясняют ход своих рассуждений. Спрос на бензин и дизельное топливо в Европе уже достиг пика в 1993 и 2006 годах соответственно. Растущий спрос на электромобили в США, скорее всего, означает, что и там спрос на бензин вряд ли вернется к доковидным уровням. Это побуждает американские нефтяные компании наращивать экспорт нефтепродуктов в другие регионы. Стремление части потребителей сократить количество авиаперелетов из соображений экологичности может привести к снижению спроса на авиационный керосин. По данным американского Института энергетики, спрос на авиакеросин долго не мог восстановиться после пандемии коронавируса. Только в прошлом году он показал значительный рост, увеличившись на 10,5 % в странах ОЭСР и на 28,7 % в странах, не входящих в ОЭСР. Таким образом, по мнению экспертов BCG, спрос на разные виды нефтепродуктов в разных регионах мира будет неравномерен.

При рассмотрении разных сценариев спроса на нефть аналитики BCG советуют учитывать несколько факторов. Первый из них – это траектория спроса на нефть в странах ОЭСР по достижении пиковой точки. Останется ли спрос на нефть в развитых странах неизменным после того, как он достигнет своего пика? Если спрос начнет падать, то какими темпами? Вот вопросы, которые волнуют экспертов. Цены на уголь, например, вышли на плато после пика 2014 года и снова выросли в 2021 году из-за перебоев в энергоснабжении. Вполне возможно, что спрос на нефть может колебаться на пиковом уровне в течение многих лет. Прогнозы спроса на нефть, подготовленные Международным энергетическим агентством, основаны на реализации ряда мер по снижению выброса парниковых газов. Однако реализация этих мер зависит от политической воли правительств и может меняться со сменой политического курса. Великобритания, например, недавно отложила введение запрета на продажу новых дизельных и бензиновых автомобилей с 2030 на 2035 год, а Нью-Йорк неожиданно приостановил введение платы за въезд в центр города, запланированное на лето 2024-го.

На потребление углеводородов влияют и страны, не входящие в ОЭСР. Спрос на нефть в этих странах зависит от множества факторов, включая экономический рост, увеличение населения и политику в отношении альтернативных источников энергии. В BCG считают, что Китай – сегодняшний лидер по темпам роста спроса на нефть – в будущем станет локомотивом снижения этого спроса. Причиной тому – грядущее сокращение численности населения КНР и популярность электромобилей у китайских потребителей.

По прогнозам BCG, спрос на авиационное топливо, которое в принципе трудно чем-то заменить, продолжит устойчивый рост, особенно в странах с развивающейся экономикой. Этот вид топлива составляет чуть более 7 % мирового спроса на нефтепродукты, но спрос на него будет продолжать расти.

Что касается производства электроэнергии, то в этой сфере нефть станет играть меньшую роль. Мир постепенно переходит на альтернативные источники электроэнергии, эффективность которых неуклонно повышается. В конечном счете, нефть перестанет играть заметную роль на этом рынке и будет использоваться как источник энергии лишь в чрезвычайных ситуациях.

Среди других факторов, влияющих на популярность нефти, – траектория развития мирового автопрома. Сегодня внимание экспертов приковано к стремительно растущему числу электромобилей на дорогах городов мира, однако и двигатели внутреннего сгорания (ДВС) имеют шанс на существование, отмечают в BCG. За последние годы ДВС стали эффективнее и теперь соответствуют строгим нормам выброса вредных веществ. Приняты эти нормы, однако, по большей части в развитых странах. Развивающимся странам есть куда расти в плане энергоэффективности, и этот фактор тоже необходимо учитывать при прогнозировании спроса на нефть.

Подытоживая, эксперты BCG предостерегают от линейного мышления. Экономика полна парадоксов, что тоже нужно брать в расчет при составлении прогнозов. Падение спроса на нефть, например, может привести к быстрому падению цен, что может вызвать стремительное восстановление спроса. Кроме того, несоответствие прогнозов спроса на нефть реальному спросу может привести к волатильности цен из-за нехватки свободных мощностей нефтеперерабатывающих заводов. (Арслан Аканов, обозреватель Forbes kazakhstan)

Exit mobile version