Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: дизельное топливо – цены, дефицит, глобальные изменения и прогнозы

Дизельное топливо – наиболее востребованное моторное топливо. В 2024 году его импорт вырос на 8%, до 6,65 миллионов тонн, что составляет 75% украинского импорта моторных топлив (кроме дизеля, это бензин и сжиженный газ). Другими интересными тенденциями стали сокращение источников снабжения, количества импортеров и одновременно их укрупнение.

В прошлом году украинские компании импортировали дизтопливо из 16 стран, а на первую пятерку пришлось 93% поставок. Для сравнения, в 2023 году топливо завозили из 20 стран, а на ТОП-5 приходилось всего 75% импорта.

По итогам прошлого года, 54% импорта, или 3,56 миллионов тонн, пришлось на поставки с южного направления. Основная борьба развернулась между поставщиками из Греции и Румынии. Это обострение произошло благодаря фактическому запрету со стороны СБУ на импорт дизтоплива из ряда болгарских нефтебаз, молдавского терминала в Джурджулешты, а главное из турецких портов в Мармаре и Мерсине.

Больше всего от этого выиграли румыны – импорт оттуда увеличился на 34% , до 1,98 миллионов тонн. Заработал на этом, прежде всего, всемирно известный трейдер Vitol, который в прошлом году увеличил продажи со 104 тыс. до 660 тыс. тонн и сместил прошлогоднего лидера Euronova Energies, который уменьшил поставки с 716 тыс. до 532 тыс. тонн. Большие объемы из Румынии погрузили также Oscar Downstream (134 тыс. тонн), Socar (123 тыс.) и Alkagesta (103 тыс. тонн).

Однако самая большая динамика роста все же принадлежит грекам, качнувшим больше в 2,7 раза – 1,36 миллионов тонн.

Горючее греческих производителей Hellenic Petroleum и Hellas поставляли два десятка трейдеров, но более 50% объемов пришлось на AGTG SA и Cantarell Trading.

Несмотря на такой скачок, будущее поставок из Греции пока туманно из-за достаточно высоких цен продаж, которые во второй половине года начали капитально проигрывать предложениям из Румынии.

В свою очередь импорт дизтоплива из Турции обрушился втрое, до 196 тыс. тонн. Фактически оттуда доступен импорт только с завода STAR, принадлежащего азербайджанской Socar. С сентября по ноябрь там произошел масштабный ремонт, что сказалось на объемах. Кроме того, в прошлом году завод заявил о начале переработки нефти российского “Лукойла”, что создало вокруг него токсический шлейф.

Самым мощным направлением импорта дизельного топлива остается западная граница, где в свою очередь лидирует Польша. Объемы оттуда увеличились на 21%, до 1,72 миллионов тонн.

Первая половина года прошла в условиях противостояния польским перевозчикам и фермерам, блокировавшим границу с Украиной. Для обхода этого препятствия украинцы активно переориентировали поставки горючего с авто на железную дорогу. Как следствие, “железнодорожный” импорт вырос в полтора раза, до 1,59 миллионов тонн, а “автомобильный” упал почти втрое – до 131 тыс. тонн.

Затеи аграриев также ударили по объемам автопоставок из Латвии и Литвы, что логично способствовало росту спроса на железнодорожные объемы от крупнейшего польского производителя Orlen и частных польских трейдеров.

В прошлом году наибольшие объемы дизтоплива из Польши привезла “Укрпалет-систем” (управляет сетью АЗС UPG), совладельцем морского терминала в Щецине. Игрок нарастил поставки с 436 тыс. до 598 тыс. тонн.

Поставки Orlen увеличились с 447 тыс. до 608 тыс. тонн. Росту продаж способствовала активная работа с “Укрнафтой”, которая в частности обеспечила массированный импорт морозостойкого дизтоплива для нужд армии, а также часто была спасительной костылем для “Укрзализныци”, пока не изменила условия закупки горючего в конце 2024 года.

Очень продуктивным выдался прошлый год для Unimot – крупнейшего частного энерготрейдера Польши. Его поставки дизтоплива выросли со 107 тыс. до 348 тыс. тонн.

Укрупнение польского направления демонстрирует ослабление небольших трейдеров. Да, продажи Anwim упали почти вдвое, до 24 тыс. тонн. BP Polska смогла продать всего 3 тыс. тонн против 59 тыс. тонн в 2023 году. Указанные компании предлагали преимущественно автомобильные партии, вылетевшие с рынка из-за упомянутых забастовок.

Поставки из Литвы сократились на 8%, до 577 тыс. тонн. Это произошло в результате ухода небольших трейдеров, тогда как литовский НПЗ Orlen Lietuva увеличил поставки в Украину с 444 тыс. до 527 тыс. тонн. Опять же благодаря росту продаж железнодорожных объемов почти вдвое. Для этого производитель завершил реконструкцию нефтеперевалочного комплекса в Моцкаве (граница Литвы и Польши), после чего пропускная способность терминала по железной дороге увеличилась с 90 тыс. до 170 тыс. тонн в месяц.

Прошедший год ознаменовался уменьшением количества импортеров дизтоплива и увеличением закупок крупными компаниями. Если в 2023 году дизтопливо импортировали в среднем 318 компаний, то в 2024 – 185. На ТОП-10 импортеров приходилось 51% поставок, в 2024 – 56% объемов.

Вершину рейтинга заняла ОККО – 789 тыс. тонн. Объемы лидера розничного рынка практически не изменились по сравнению с 2023 годом, но произошла некоторая диверсификация, в том числе за счет поставок из Гданьского НПЗ.

С третьего на второе место поднялся крупнейший оптовый трейдер страны – АО “Энерго Трейд”. В прошлом году компания увеличила импорт дизельного топлива на 60%, до 678 тыс. тонн.

Третья ступенька за “Укрпаллет-систем” – 631 тыс. тонн. Нетрудно заметить, что оператор пытается максимально скачивать терминал в Щецине, откуда UPG получала 95% объемов.

Большие объемы также завозили компании WOG (445 тыс. тонн), “Пэйд” (426 тыс.), “Мартин Трейд” (210 тыс.) и “Арстак” (161 тыс. тонн).

В 2024 году из ТОП-10 вылетели “Континенталь Трейд” и группа «Приват». Первая наделала немало шума из-за фактического банкротства, показав ключевую проблему оптового рынка – минимальную маржу вследствие высокой концентрации трейдеров, имеющих разное представление о налоговой дисциплине в частности.

Звезда топливной империи Игоря Коломойского начала угасать с момента национализации “Укрнафты” и “Укртатнафты” осенью 2022 года, а в начале 2025-го крупнейшая заправочная сеть страны уже стояла без горючего. Но это тема для отдельного материала.

Построенная в 2022 году новая система поставок нефтепродуктов из Европы и дальше надежно функционирует и укрепляется.

Изменения в структуре и направлениях дизтоплива импорта наглядно демонстрируют эволюцию рынка, который после шока 2022 года определяется с надежными источниками поставок в новых реалиях. На смену куче разноцветных зарубежных фирм и фирмочек, которые неплохо заработали на хаосе 2022-2023 годов, приходят ключевые производители и международные трейдеры.

В свою очередь падает количество украинских импортеров, что является иллюстрацией сверхтяжелой и часто недобросовестной конкуренции на оптовом рынке. Именно на внутреннем рынке будут продолжаться основные изменения в 2025 году. Дальнейшее сокращение количества импортеров будет продиктовано введением закона о минимальных запасах нефти и нефтепродуктов, создающего порог входа на этот стратегически важный рынок, вводя не только права, но и обязанности.

Весь мир и Украину интересует, какой будет цена на горючее? Все внимание сосредоточено на действиях нового американского президента, который среди ключевых приоритетов своей политики произнес снижение цены на бензин для американцев путем увеличения добычи нефти американскими компаниями.

Если такое удастся, это повлияет на весь мировой рынок и действительно может привести к очень ощутимому снижению цен. В 2024 году были все признаки профицита сырья, доказательством чего есть падение цен до средних $75 долларов за баррель, тогда как в 2022 году это было почти 100 долларов, а в 2023 году – $82 за баррель.

Если добавить на рынок новые объемы, это может обвалить цены, потому что никто из добытчиков не хочет терять свою долю рынка. Борьба между Россией и Саудовской Аравией в начале 2020 г. привела к падению цен до 20 долларов за баррель.

Единственный вопрос: действительно ли Трамп сможет обеспечить увеличение объемов добычи нефти? (Сергей Куюн, Иван Марченков, Консалтинговая группа “А-95”; Zn.ua)

Exit mobile version