Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: рынок сжиженного газа в 2024 году

Разветвленная структура поставок и огромное количество трейдеров сделали украинский рынок сжиженного газа невероятно адаптивным. Инфраструктурные изменения, адаптация требований таможни, протесты фермеров, новые санкции – ни одна из пертурбаций 2024 года не выбила рынок из колеи.

Конечно, к изменениям рынка континентального масштаба украинские импортеры адаптировались с легкостью. В перечне стран-поставщиков не произошло заметных изменений, чего не скажешь об объемах.

Ответом на главный вызов 2024 года – удорожание газа на западной границе – стало логическое увеличение импорта с юга.

В 2024 году импорт сжиженного газа сократился по сравнению с 2023-м на 7%, до 893,5 тыс. тонн, что, как считают трейдеры, отражает тенденцию падения реализации в стране.

По итогам года через западную границу зашло большинство ресурса, но на 27% меньше, чем годом ранее. В общем объеме доля запада снизилась с 69% до 54%, в то время как доля юга выросла с 31 до 46%. При этом второе полугодие два направления одолели с одинаковым результатом.

Под давлением эмбарго

Больше всего просели поставки из Польши: на 42%, до 241,5 тыс. тонн. Блокировка границы с ноября 2023-го по апрель 2024-го, введение Энергетической таможней требования предоставления сертификата происхождения сырья и снижения отгрузок российского газа в Польшу не могли не сказаться на расписании.

“Причин снижения поставок в Украину много. В первой половине года это были проблемы с задержками на границе. Сейчас у украинских потребителей лучшие цены на юге. И, наконец, в 2024 году уменьшилось потребление газа”, – считает трейдер Tyczka Polska Петр Кобылянский.

С приближением даты введения эмбарго ЕС на российский газ цены на польском направлении росли, что привело к переориентации поставок на юг, где стоимость была более привлекательной, особенно на дунайских терминалах. Это позволило югу с октября нарастить поставки газа к средним в месяц 40,5 тыс. тонн, несмотря на 29,6 тыс. тонн с запада.

Эмбарго на российский газ перекроило и карту отправителей Балтии, крупного узла переадресации российского ресурса в Украину и Польшу. Заметно сдулась Латвия – всего 22,2 тыс. тонн за год по сравнению с почти 60 тыс. тонн в 2023 году.

Если до внедрения новых требований украинских органов по обязательному наличию сертификата происхождения импортируемых партий газа в мае 2023-го из страны, не производящей собственного LPG, поступало в Украину в среднем 9,3 тыс. тонн ресурса в месяц, то с июня позапрошлого года по декабрь прошлого – только 1,7-1,8 тыс. тонн. Более половины поставила Latvijas Propana Gaze.

“Морской газ удается пристраивать только на внутреннем рынке из-за высоких цен. Поляков пока наше предложение не интересует. Но ситуация постепенно меняется, поскольку российский газ наконец заканчивается. Кроме того, помогают недавно введенные санкции против “Сургутнефтегаза”. Теперь банки отказываются отправлять платежи за н-бутан из Киришей, а значит, будет поиск альтернатив”, – рассказал представитель Latvijas Propana Gaze.

Несколько нарастила поставка Литва (+39%, 138,6 тыс. т), а больше всего Orlen Lietuv (+63%, или +18 тыс. тонн, к 2023-му). Украинские импортеры давно просили об увеличении, и вот, наконец, за 2 года это произошло, несмотря на нежелание менеджеров литовской компании.

Впрочем, в разрезе месяцев динамика поставок из страны Балтии неоднозначна. К новым требованиям Энерготаможни в мае 2023-го из Литвы поступало в среднем более 10 тыс. тонн газа в месяц, с июня – в среднем 6,9 тыс. тонн. Но новое дыхание открылось в апреле после сокращения объемов дешевого российского газа из Польши в марте. Тогда за 9 месяцев среднемесячный импорт газа увеличился до 13,1 тыс. тонн.

После судьбоносных изменений на таможне еще в 2023 году исчез с радаров Gazimpeksas, зато появилась эстонская фирма Megarevelis Group, которая в 2024-м поставила 31,9 тыс. тонн газа (второй поставщик после Orlen). По словам трейдеров, компания экспортирует в основном газ Orlen Lietuva. Существенно выросли отправки эстонской MND Concept (большая часть ресурса литовского производства) и литовской компании Jozita, до 12,3 тыс. тонн и 6,7 тыс. тонн соответственно 0,7 тыс. тонн и 3 тыс. тонн.

“Из первых последствий эмбарго можно отметить рост цен на газ и появление альтернативного канала поставок – это порт в Риге. Российский газ пока еще в регионе, поскольку сейчас низкий сезон потребления и запасов хватит до конца января”, – отметил представитель литовской компании.

Четкого мнения о том, как будет развиваться ситуация в регионе 2025 года, среди польских трейдеров нет. Очевидно, туман рассеется, когда структура поставок в регионы приобретет более понятные черты после внедрения эмбарго на российский LPG. “Честно говоря, пока не представляю, как будет. Пока рынок такой, какой он есть, но на его основе трудно делать какие-то выводы”, – говорят в Venor Polska.

Вдвое выросли поставки из Венгрии. Основной поставщик здесь – MOL, направляющий в Украину не только автогаз, но и газовое сырье, требующее дополнительной очистки или даже переработки. За год такого offspec венгерского производства было завезено 4,2 тыс. тонн (17% от импорта из MOL) по цене, на +/-$100/ т ниже товарного ресурса. Единственным импортером была “БРСМ-Нефть”.

В поисках выгодных предложений украинские трейдеры постоянно расширяют его радиус. Как следствие, импорт из северо-западной Европы (Бельгия, Германия, Нидерланды) 2024 суммарно вырос вдвое. Больше всего было импортировано в марте, июне и августе. Логичным образом основными импортерами стали операторы подвижного состава в Европе: “Надежда”, “Газтрон-Украина”, WOG, БРСМ. “Везти из Германии прекратили из-за снижения предложений на рынке и наличия более привлекательных предложений по другим направлениям”, – отметил один из трейдеров.

Провал поставок с западного направления был компенсирован с юга, где основными отправителями остаются Румыния и Турция.

Среди отправителей из Румынии за год произошли изменения: самым крупным стал Unicom Oil Terminal. Якорным партнером Unicom, как и в 2023 году, стал “Вигазтрейд” (92% объемов). “На терминале у нас есть танки только для дизеля. Перевалку газа мы осуществляем непосредственно с судна на баржу или на авто или вагоны”, – рассказал директор терминала Роман Лунгу. По его оценкам, в таком режиме терминал способен обрабатывать 10-15 тысяч тонн газа ежемесячно.

Bulmarket предоставлял услуги для 52 компаний, когда в 2023 году в галацкую рукавичку влезло 69 импортеров. Более смело свои логистические возможности оценивает Bulmarket, резидент терминала City Gas. По словам представителя Bulmarket, в идеальных условиях на терминале можно перевалить до 30 тысяч тонн газа в месяц. Емкость резервуаров City Gas составляет всего 1 000 куб. м, но Bulmarket активно использует железнодорожные цистерны для хранения ресурса, регулярно поступающего по Дунаю.

Вдвое увеличил поставки терминал Interport Gaz в Мидии. Основной импульс придала “БРСМ-Нефть”, увеличив запрос с 8,8 тыс. тонн в 2023 году до 33,1 тыс. тонн в 2024. Аналогичным образом “Авантаж” загрузил Takida Terminal в Мангалии. Терминал увеличил перегрузку в Украину в 2,7 раза, до 32,6 тыс. т. По словам руководителя Takida Родиона Данилова, сейчас комплекс в большинстве своем работает на румынский рынок, ведь поставки напрямую в Украину имеют лучшую экономику.

Немного медленнее разгоняется OMV Petrom. Компания увеличила отгрузку с 11,6 тыс. тонн почти до 22 тыс. тонн, но главные изменения произошли в перечне клиентов. Если в 2023 году это были южные трейдеры “Энергоимпекс”, “СП Импекс” и “Вигазтрейд”, то в 2024 году большинство объемов ушло в сети “БРСМ”, WOG, ОККО.

В компании не скрывают, что приоритет предоставляют сетям, покупающим не только газ, но и бензин с дизельным топливом. По данным enkorr, в 2025 году OMV Petrom планирует увеличить поставки LPG в Украину и уже работает над этим. Одним из факторов, которые помогут реализовать планы, стали изменения румынского законодательства, которые с осени 2024 года требуют увеличить долю пропана в поставляемой на внутренний рынок автомобильной смеси.

“Бутан будет еще больше, и, думаю, он весь пойдет в Украину”, – прогнозирует собеседник enkorr из OMV Petrom.

Растущую роль в обеспечении газом на южном направлении играет Турция. В течение 2024 года поставки оттуда выросли с 20 тыс. тонн до 76 тыс. т. Весь объем в Украину был доставлен из терминалов в Яримки, принадлежащих компаниям Aygaz и Milangaz. Это крупные турецкие импортеры, покупающие газ преимущественно из США и Алжира. Также компании могут поставлять продукт Tupras Izmit Refinery, расположенный недалеко от Яримки.

Представитель Aygaz не привел конкретных цифр о потенциале увеличения поставок в Украину, ограничившись комментарием, что у компании есть достаточные возможности для обеспечения своих клиентов.

Большую часть газа из Турции в Украину из-за своей Commercio Petroleo привлекла “БРСМ-Нефть”, которая в 2023 году приобрела у Centurion Group флот из двух газовых танкеров и одной баржи. Кстати, сама Centurion Group, в активе которой оставалась самоходная баржа, в конце года приобрела судно Enigma, которое может брать на борт около 3 тыс. тонн LPG в зависимости от характеристик продукта. В 2024 году компания выделилась из перечня поставщиков, впервые импортировав ресурс из турецкого Tupras. В 2025 году группа планирует увеличивать поставки в Украину.

Также в морской бой 2024 активно ввязалась AGTG. Компания поставила основные объемы на “Авантаж” и “Арстак”, а также вышла “в гривну” через дружеский “Газтрим”. “Опыт в секторе LPG неплохой, будем развивать его в 2025 году более ритмичными поставками и стабильным присутствием в рынке”, – говорят в менеджменте AGTG.

В 2023 году на южном радаре еще отсвечивали Молдова с Болгарией, но в прошлом году отгрузки из этих стран снизились до незначительных объемов”.

Понимая безоговорочные экономические преимущества южного направления, все больше компаний стали переводить сюда часть закупок. На сегодняшний день почти все сети и крупные оптовые трейдеры начали подкупать объемы из Дуная на внутреннем рынке или брать часть регулярно прибывающих к берегам судов.

“ОККО, WOG, UPG… мы понемногу возим почти для всех сетей, просто из-за покупки в гривне статистика не отражает их участие”, – говорит представитель компании-поставщика морем.

Очевидно, что за сохранение разницы цен на Дунае и в Польше крупные сети уже скоро будут активнее развивать собственный импорт. На сегодняшний день почти все трейдеры подтверждают такие планы, а логистические компании готовятся наращивать мощности. (Наталья Курган, Enkorr)

Exit mobile version