Власти планируют завершить эру двигателей внутреннего сгорания уже с 2027 г. Как забота об экологии повлияет на автолюбителей и что будет с бензиновыми и дизельными авто?
Мининфраструктуры предлагает запретить ввоз новых и подержанных авто с двигателями внутреннего сгорания. Импорт подержанных дизельных авто хотят запретить с 2027 новых бензиновых и дизельных – с 2030 г.
Речь идет о запрете первой регистрации автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, в том числе и производимых в Украине.
То есть в случае принятия соответствующего законопроекту с 1 января 2030 нельзя будет импортировать и купить новый бензиновый или дизельный автомобиль, но можно будет купить подержанный.
Запрет не будет распространяться на автомобили Вооруженных Сил и других воинских формирований, автомобили фермерских хозяйств, которые передаются по наследству, а также ретро-автомобили, изготовленные до 1 января 1981 г.
Для дизельных и бензиновых авто фермерских хозяйств является уточнение: их можно будет покупать только для использования вне автомобильных дорог общего пользования при ведении фермерского хозяйства.
“Если это специальная техника, например, для ДСНС, то эволюционно мы можем не дойти до времени, когда такой транспорт будет заменен на электрический. Также мы не можем запретить коллекционерам ввозить раритетные авто, изготовленные до 1981 г.”, – рассказал ЭП один из разработчиков законопроекту, генеральный директор директората цифровой инфраструктуры на транспорте Фарид Сафаров.
Забота об экологии
Такой законопроект является следствием внутренних и внешних обязательств Украины.
Во-первых, в Национальной транспортной стратегии закреплено видение электромобильного будущего страны.
Во-вторых, согласно закону об основах экологической политики, Украина обязана снизить выбросы в сфере транспорта на 30%.
Кроме того, это выполнение европейской директивы 2009/33/ЕС “О продвижения чистых и энергоэффективных транспортных средств автомобильного транспорта” и анонсирование Green Deal в Украине.
Ввоз старых дизельных авто запретят с 2027 – на три года раньше, чем бензиновых. В ведомстве говорят, что на бензиновые автомобили приходится 25% топлива, которое потребляет транспорт, а на дизельные – около 50%. Кроме того, дизельный двигатель приводит больше вредных выбросов в атмосферу.
“Некоторые страны ЕС запрещают въезд дизельного транспорта в центр городов. Поскольку они намерены запретить эксплуатацию дизельных авто в течение следующих пяти-десяти лет, эти машины могут попасть в страны, где не будет таких запретов, в том числе в Украине”, – отмечают в министерстве.
Запрет ввоза применяемых дизельных автомобилей с 2027 является зеркальной реакцией на аналогичный запрет в странах Евросоюза и предохранителем от массового ввоза старых автомобилей в Украине.
“С 2030 г., а некоторые государства ЕС даже с 2025 г., планируют запретить продажи авто с ДВС. Это означает, что на территории ЕС появится большое количество условных евроблях даже с очень эффективными с точки зрения экологии двигателями стандарта “Евро 6″. Все это должно куда-то деться”, – говорит Сафаров.
Он подчеркивает, что в ЕС утилизация авто стоит дорого, поэтому европейцы могут продавать автомобили за невысокую цену странам, где нет ограничений.
“Будет такая же схема, как со странами Балтии и Польшей, когда все эти машины поехали в Украину. Чтобы наша страна не стала большим свалкой, мы действуем параллельно с нормами Евросоюза”, – отмечает один из разработчиков законопроекту.
Бюджетные риски
Сейчас при ввозе новых и подержанных бензиновых и дизельных авто импортеры платят НДС, акциз и пошлина. Электрические авто до 2023 г. можно ввозить без уплаты НДС и пошлины. Оплачивается только акциз – 1 евро за кВт мощности батареи.
По мнению разработчиков законопроекту, постепенное замещение бензиновых и дизельных автомобилей электрокарами и отмены таможенных льгот после 2022 позволят избежать бюджетного дисбаланса.
“Бюджет будет получать достаточно средств, потому что у нас льготы на импорт электротранспорта действуют до 2023 г. Мы даем достаточно большой переходный период для адаптации рынка. Эти же таможенные пошлины будут применяться к электромобилям”, – объясняет Сафаров.
Что в ЕС
Для стран ЕС инициатива о запрете традиционных автомобилей не нова. Рекордсменом в отказе от таких авто является Норвегия. В стране уже через четыре года планируют прекратить продажу автомобилей на ископаемом топливе.
Этому способствуют и предпочтения норвежцев, которые предпочитают электрокарам. По итогам 2020 г. в стране среди всех новых приобретенных авто 54,3% были электромобилями. Таким образом, Норвегия стала первой страной в мире, где продажа электромобилей превысил продажи традиционных авто.
Другие страны тоже планируют отказываться от дизельных и бензиновых автомобилей, но не так быстро. Запрет на продажу авто с ДВС с 2030 г. одобрили Швеция, Дания, Исландия, Нидерланды, Словения, Ирландия. Великобритания планирует отказаться от 2035, Франция, Португалия и Испания – с 2040 г.
“Я считаю, что 2027 для Украины – это очень рано. Запрещать ввоз подержанных бензиновых и дизельных автомобилей в Украине стоит хотя бы с 2030 года, а полный запрет рано водить даже с 2035 г.
Нынешняя инициатива очень амбициозная, но вряд ли он получит поддержку депутатов в парламенте. Впрочем, то, что министерство начало работать в этом направлении, – хороший знак”, – отмечает в разговоре с ЭП заместитель председателя правления Украинской ассоциации участников рынка электромобилей Вадим Игнатов.
Он предлагает начать с государственного сектора и запретить ведомствам покупать традиционные автомобили. “Можно уже с 2022 ввести поэтапную закупку электромобилей. Тогда чиновники поймут преимущества и недостатки. Многие страны, которые объявили об отказе от авто с ДВС, начинали именно так”, – говорит Игнатов.
Электромобильных инфраструктура и развитие отрасли
Для развития электромобильной отрасли нужны два ключевых элемента.
Первый – платежеспособность населения. С каждым годом электрокары становятся дешевле благодаря совершенствованию производства батарей и конкуренции.
Второй – наличие инфраструктуры. Украинские города в основном покрыты зарядными станциями, их уже более 11 тыс. Не хватает зарядной инфраструктуры на автомагистралях государственного значения, которые сочетают крупные города.
По словам Сафарова, бизнес строит сеть медленно, потому что это инвестиции с большим сроком окупаемости. Если инвесторы увидят, что государство создает предпосылки для стремительного развития отрасли, показатели окупаемости улучшатся.
Игнатов подтверждает это мнение, отмечая, что государственная поддержка для инвесторов позволила бы развивать инфраструктуру быстрее.
“В большинстве стран зарядные станции на дорогах строит государство. Это большие инвестиции, которые из-за невысокого трафик медленно окупаются. Отсутствие инфраструктуры сдерживает людей от покупки электромобилей”, – объясняет Игнатов.
1 июля 2021 в Украине было зарегистрировано 28772 электромобили. Наиболее популярны Nissan Leaf, Tesla, Chevrolet Bolt, Renault Zoe и Hyundai Ioniq. Весь парк вместе с гибридными авто – почти 65 тыс.
Количество таких автомобилей быстро растет. Например, только за май в Украине зарегистрировали более 2 тыс. гибридных авто и электрокаров.
“Инфраструктуру развивает в основном частный бизнес. Государство лишь намерен по развитию национальной сети. Это будет помощь со стороны властей.
Есть намерение создать экологический фонд, из которого будут выделяться средства на развитие электромобильной инфраструктуры”, – рассказала ЭП главная эксперт Офиса поддержки реформ Мининфраструктуры Марина Китина.
Она также вспомнила, что в государственных строительных норм вносятся изменения, предусматривающие установление электрических зарядок на новых АЗС вдоль трасс или на тех, что будут реконструироваться.
Что будет с бензиновыми и дизельными автомобилями?
По словам Сафарова, законопроект не предусматривает регулирования для автотранспорта, будет ввезен в 2030 г. и будет использоваться после этого срока. То есть наряду с электромобилями на дорогах будут ездить старые “жигули”. По крайней мере до того момента, пока смогут ездить.
“Мы не можем запретить людям пользоваться собственным транспортом или лишить их права продать его даже в 2033 г.”, – говорит автор проекта.
К слову, средний возраст авто обелит в Украине составляет более 15 лет, это один из самых высоких показателей среди стран Европы. Для общественного транспорта этот срок еще больше и в среднем составляет 20 лет. После 2030 г. значительное часть этих автомобилей станет непригодной для использования.
“Мы подписали соглашение об имплементации европейских директив, в том числе о запрете производства и импорта таких автомобилей. Старые автомобили будут работать до конца, а затем их заменят более экологичны.
Как по мне, то Украине нужно сначала избавиться 20-30-летних “жигулей” и “евроблях”, а не запрещать ввоз новых авто”, – говорит гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.
По его мнению, цены на электромобили после введения запрета на регистрацию традиционных авто не вырастут, ведь производство автомобилей – это системный бизнес с четкой маржой, поэтому автомобильные концерны не будут спекулировать. (Владимир Рыхлиций, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)