Страны G7 вскоре договорятся о максимальной цене на нефть из России. Как это решение может повлиять на мировой рынок, может ли Кремль, например, переориентироваться на Азию?
Весь 2022 г. западные лидеры готовили санкции против российской нефти, но пока не решаются сказать окончательное слово.
5 декабря начнут действовать эмбарго и механизм ограничения цен, но страны G7 до сих пор не договорились, какую максимальную цену установить для нефти из страны-спонсора терроризма. Одна группа предлагает более высокую цену, чтобы она была удобна для России, а другая – выступает за максимально жесткие ограничения.
Единого решения нет, потому что никто не может предусмотреть последствия. Россия примет новые правила или постарается их обойти? Как эмбарго повлияет на мировые цены и сможет ли Кремль переориентировать потоки в Индию и Китай?
Ответы на эти вопросы покажут, будет ли Россия способна дальше финансировать террористическую войну.
Эмбарго начинает действовать
В марте Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозировало, что мир станет отказываться от российской нефти и ее добыча в государстве-спонсоре терроризма упадет на четверть. Как показали девять месяцев жестокой войны, этого не произошло.
За восемь месяцев РФ получила от продажи нефти 152,2 млрд. долларов.
Пока кремлевские террористы считали сверхдоходы, западные страны готовились к введению эмбарго на российские нефть и нефтепродукты. Ограничения начнут действовать с 5 декабря 2022 и 5 февраля 2023 соответственно.
После этого ЕС, Великобритания и США прекратят морские поставки российского горючего, перекрыв таким образом 40% нефтяного экспорта РФ. У Кремля останутся три крупных покупателя сырой нефти: Индия, Китай и Турция.
Чтобы их сохранить, Москве приходится делать большие скидки. Если раньше российская нефть марки Urals по эталонной Brent продавалась с минимальным дисконтом, то после 24 февраля “скидка” составляла 20-30%. По расчетам Киевской школы экономики (KSE), из-за этого россияне недополучили 50 млрд. дол.
С нефтепродуктами ситуация еще более сложная. Когда ЕС откажется от российских дизелей и мазутов, компаниям из РФ придется направить горючее в Азию и конкурировать с китайскими и индийскими нефтеперерабатывающими заводами.
При этом в России останутся поставки нефти в Евросоюз по трубопроводу “Дружба”, который пока не попал под санкции. По данным Reuters, Польша и Германия уже работают над тем, чтобы прекратить поставки по крайней мере северной его частью, которая, в частности, проходит по территории Беларуси.
По расчетам KSE, продажа нефти и газа формирует 45% бюджета РФ, поэтому сокращение экспорта энергоносителей сильно сказывается на государстве-спонсоре терроризма. Однако благодаря высоким мировым ценам на нефть Urals торгуется дороже себестоимости – около 65 долл. за барр. Этого достаточно, чтобы финансировать войну.
В западных странах опасаются, что в мире может произойти перераспределение рынков. Нефть с Ближнего Востока уйдет в Европу, а российская – в Азию. Кремль будет получать доходы, а со временем будет даже продавать свою нефть без скидок.
Чтобы не допустить такого сценария, страны G7 поначалу хотели запретить страхование судов с российской нефтью. Это сделало бы невозможным ее продажа в мире. Однако из-за энергетического кризиса эту идею заменили более компромиссной.
Западные лидеры решили ограничить цену российской нефти. Цель – сохранить поставки российской нефти, но с получением Москвой минимальной выгоды.
Как будет работать ограничение цен
Подавляющее большинство нефти снабжается морем. Чтобы перевезти сырье из пункта А в пункт Б нужно нанять танкер, застраховать его, получить финансирование и заказать ряд услуг для обслуживания рейса.
Собственных танкеров России не хватит, а услуги по морскому страхованию, навигации и доступу к дешевому финансированию оказывают западные фирмы.
В морских перевозках есть три ключевых вида страхования: ответственность перед другими лицами (аналог “автогражданки”), страхование груза от повреждения, страхование судна (аналог КАСКО).
Перевозить грузы на незастрахованном судне невозможно. Недавно это подтвердила Турция, которая с 1 декабря потребует письменное подтверждение от страховых компаний для прохода каждого судна через пролив Босфор.
Пользуясь весом своих страховых компаний, страны G7 разработали механизм, который позволит отрезать от морских услуг суда, перевозящие российскую нефть по цене выше определенной. Уже известно, как это будет контролировать.
Трейдеры, брокеры и конечные покупатели будут предоставлять контролерам счета-фактуры, контракты и квитанции, удостоверяющие, что сделки купли-продажи российской нефти заключены по цене, не превышающей установленный порог.
Страховые компании будут получать расписки от своих клиентов, когда они обязуются покупать российскую нефть по разрешенной цене. Система будет работать так, что добросовестные компании не попадут под преследование.
Механизм подразумевает временные исключения. Во-первых, до сентября 2023 года санкции не будут касаться нефти, добываемой в рамках российско-японского проекта “Сахалин-2”. Во-вторых, компании смогут продавать российскую нефть по рыночным ценам, если танкер успели скачать до 5 декабря.
Вопрос цены
Главный вопрос – какую цену установят на продажу российской нефти. Это слабое место механизма, ведь страны должны принять коллегиальное решение.
Разработчики механизма предполагали, что цену установят несколько выше себестоимости добычи российских компаний, чтобы у них был стимул играть по новым правилам. По данным S&P Global, средняя оценка себестоимости добычи нефти в РФ со всеми налогами составляет около 40 долл. за барр.
До ноября был консенсус, что цена будет установлена на уровне 40-60 долл. за бочку, но когда Россия заявила о нежелании придерживаться этого механизма, между членами коалиции начались споры. Да, Еврокомиссия предлагает 60-70 дол.
Это может удовлетворить Россию, ведь от такого решения страна-агрессор ничего не потеряет – ее нефть уже продается по этим расценкам. В таком случае Кремль сможет легко финансировать войну без ощутимых последствий для экономики.
Это устраивает не всех. По данным Financial Times, есть лагерь стран во главе с Польшей, которые блокируют эту инициативу, считая ее неприемлемо щедрой для России. Украина требует установить цену на уровне 30-40 долл. за барр.
Проблема в том, что поведение России непредсказуемо. Если планка будет слишком низкой, Москва будет пытаться обойти санкции, и тогда представится часть поставок. Это может угрожать ростом мировых цен зимой.
Сможет ли Россия обойти новые санкции – большая загадка. Страхование судам с российской нефтью могут предоставляться компании из “нейтральных” азиатских стран. В 2012 г. так поступила Япония, когда покупала санкционное иранское сырье.
Другие возможные лазейки для обхода санкций существуют на уровне догадок. Однако сложность нового механизма и вероятность репутационных потерь, если он не заработает, дает повод западным странам сомневаться в уровне окончательной цены.
Будет ли дефицит
Сколько потеряет мировой рынок нефти после введения эмбарго и ограничения цен, спрогнозировать непросто. Это будет зависеть от соблюдения Россией новых правил и успешности переориентации на азиатских импортеров.
По разным оценкам добыча в России может упасть на 1-1,5 млн. барр в сутки или 1,5% мирового спроса. В обычных условиях рынок отреагировал бы на резкий рост цен. Однако спрос на черное золото падает вместе с мировой экономикой, поэтому сейчас цены на сырье рекордно низкие с 24 февраля.
В Китае, являющемся ключевым мировым импортером нефти, в конце ноября внезапно началась вспышка Covid-19. Власти страны до сих пор придерживаются политики “нулевой толерантности” к пандемии, поэтому города закрываются на локдауны. Движение автомобилей и производство останавливаются в ряде провинций.
По данным компании Kpler, спрос на нефть в Китае в четвертом квартале может составить 15,1 млн. барр в сутки, что на 700 тыс. барр меньше, чем в 2021 г.
Глобальная экономика тормозит и убивает спрос на топливо по всему миру. Еще год назад прогноз роста мирового ВВП на 2022 г. от МВФ составил 4,9%, а сейчас – 3,2%. Однако дальнейшее падение цен вряд ли возможно.
Члены картеля ОПЕК+, контролирующие львиную долю мирового рынка, искусственно сокращают добычу и удерживают цены на высоком уровне. После недавнего падения Brent до 80 долл. за бар лидеры объединения планируют новое сокращение.
Желание удерживать стоимость нефти на уровне 90 долл. за бочку – принципиальный вопрос для арабских стран. Это связано с рядом политических и климатических противоречий между западным миром и крупными нефтедобывающими странами.
Пока влияние ОПЕК+ на мировые нефтяные цены остается сильным, а убедить арабские страны задействовать свободные мощности для добычи никто не смог. Поскольку карантин в Китае тоже рано или поздно закончится, инвестиционные банки не спешат делать прогнозы по снижению цен на 2023 год.
JPMorgan говорит о 90 долл. за бар, Morgan Stenley и Goldman Sachs – о 110 дол. Это означает, что период высоких цен на энергоносители продолжается. Следовательно, введение санкций против России в любом случае будет иметь смысл. Осталось только найти консенсус по поводу цены. (Богдан Мирошниченко, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)