Последние геополитические изменения привели к тому, что российские сырьевые проекты с общим объемом грузов более 200 млн. т в год и Северный морской путь (СМП) оказались в зоне риска. К таким выводам пришли аналитики консалтинговой компании “Яков и Партнеры” по итогам изучения развития арктической зоны РФ за последние два года.
Анализ стратегий ведущих государств выявил растущий интерес к Арктике по всему миру, при этом участие России в ключевых органах и площадках международного взаимодействия по вопросам развития региона оказалось ограничено, что формирует новые риски для страны.
Как отмечают авторы исследования, объем вложений, предусмотренный российской стратегией развития АЗРФ до 2035 г., почти в два раза превосходит планируемые инвестиции ближайшего конкурента – Норвегии. Однако с учетом растущего интереса со стороны США, которые в декабре 2023 г. опубликовали новую, расширенную карту континентального шельфа, ожидается, что и другие страны последуют их примеру и начнут пересматривать свои приоритеты.
По разным оценкам, на арктические районы, которыми Россия уже владеет или на которые претендует, приходится более 60% запасов углеводородов, или порядка 250 млрд. баррелей нефтяного эквивалента (BOE), и 35% (более 9,5 млрд. т) твердых полезных ископаемых, которые находятся в Арктике.
Суммарно планируемые арктические проекты должны к 2035 г. обеспечить дополнительный поток грузов, ежегодно вывозимых по СМП, в 200 млн. т. Таким образом, объем грузов, перевозимых по Севморпути при реализации оптимистического сценария, должен достигнуть 192 млн. т в год к 2030 г. и 288 млн. т в год к 2035 г. Все это обусловливает стратегическое значение региона для экономического развития страны.
При этом существует ряд рисков, которые могут ограничить потенциал развития региона: риск со стороны обеспеченности рынками сбыта, слабая обеспеченность флотом и технологические риски.
“По нашим оценкам, к 2035 г. нам понадобится порядка 200 судов ледового класса. Сегодня из 748 СПГ-газовозов в мире лишь 24 соответствуют необходимым критериям, а из 2319 нефтяных танкеров – девять. Даже при отсутствии ограничений корейские и китайские верфи в данный момент загружены заказами вплоть до 2028-2029 гг., что оставляет нас в ситуации, когда мы можем полагаться в вопросе развития арктического флота только на себя”, – отмечает соавтор отчета и директор аналитического центра “Яков и Партнеры” Геннадий Масаков.
Различные ограничения, которые затронули практически все аспекты реализации проектов в Арктике, как отмечается в исследовании, могут потребовать пересмотра целевых показателей по СМП и СПГ для следующего этапа стратегии.
“За четыре года, с 2019 по 2023 г., объем перевозок по СМП удалось нарастить всего на 15% – с 31,5 до 36,5 миллионов тонн при планах в 80 миллионов тонн к этому году. Объем производства СПГ в прошлом году составил 21 миллион тонн при планах в 43 миллиона тонн к этому году. Доля затрат на НИОКР упала в два раза при планах их прироста в пять раз к текущему году. И так далее. Очевидно, что при сохранении текущей динамики и уровня финансирования можно ожидать сильного сдвига реализации стратегии по срокам”, – предупреждает партнер и соавтор отчета Олег Назаров.
Как отмечают авторы отчета, в ответ на изменившуюся ситуацию в мире необходимо пересмотреть ряд приоритетов российской арктической стратегии, в частности:
– разработать дополнительные меры, направленные на повышение качества жизни людей, проживающих в АЗРФ;
– рационально увеличить долю инвестиций в восточную часть АЗРФ (Дальний Восток) для ускорения российского “поворота на Восток”;
– повысить уровень финансирования и поддержки НИОКР-проектов в контексте разработки отечественных технологий и оборудования для производства СПГ, судостроения, а также малой авиации;
– в дополнение к углеводородному сырью расширить стратегию перечнем целевых показателей, касающихся производства дефицитных видов минерального сырья, в том числе лития, марганца, РЗМ и т. д., которые нужны для высокотехнологичных отраслей, химической и тяжелой промышленности.
“Чтобы сохранить суверенитет и обеспечить долгосрочную устойчивость своих арктических территорий в условиях острого международного конкурентного давления, России необходимо продолжать последовательно осуществлять комплексную стратегию развития Арктики, требующую значительных инвестиций. Однако, учитывая возрастающий интерес к региону со стороны недружественных стран, а также рост влияния дружественных государств в части рынков сбыта и оборудования, России нужно быть готовой к дальнейшему наращиванию вложений”, – резюмировал Андрей Сушенцов, президент агентства “Евразийские стратегии”. (Агентство нефтегазовой информации)