В течение всего периода независимости энергетическая отрасль Украины была под влиянием РФ. Газовые и нефтяные трубы, доминантная поставка моторных топлив. Расположение рядом с одним из крупнейших мировых экспортеров углеводородов всегда держало соседей в фарватере гиганта.
Казалось, в 2022 г. этому пришел конец. Украина переориентировалась на Европу, последняя тоже ввела эмбарго на российскую нефть и нефтепродукты. Но всегда есть но. Небольшие легальные и не очень щели, в которые продолжает попадать “кровавое” горючее, проникает, в том числе, и в Украину. Подобно яду, оно убивает способность всего организма нормально функционировать.
Первые уверенные сигналы поступили с западной границы уже осенью 2022 г. С Польши и стран Балтии начались массовые поставки сжиженного газа (LPG). Диагноз был поставлен сразу – российское происхождение, потому что основным отличием этих объемов была цена. Разница с газом нероссийского происхождения достигала трети.
Оно не удивительно, ведь LPG не попал под европейское эмбарго. Так Польша стала крупнейшим в мире получателем LPG из России, оттуда потекли бурные потоки в Литву и Латвию. Российский газ был на $200-300 дешевле ближайшей нероссийской альтернативы, конкурировать невозможно.
Этой форы хватило, чтобы усыпить патриотизм украинских трейдеров. Постепенно потоки набирали силу и к марту 2023 г. доля российского газа в общем импорте достигла почти 80%. Фактически дешевый российский ресурс выдал с рынка всех конкурентов.
Только в мае правительство смогло включить LPG российского происхождения в перечень товаров, импорт которых запрещен к ввозу в Украину. Но это совсем ненадолго усложнило жизнь махинаторам – все необходимые документы они научились получать буквально через несколько недель.
Более мощный удар таможня нанесла в октябре, когда потребовала подтверждения всей цепочки транспортировки от производителя газа до украинской границы. Это существенно усложнило жизнь провайдерам российского LPG. Вместе с блокировкой польской границы фермерами российский газ с запада временно выпал из рынка.
Но как только фермеры устали блокировать, польские и балтийские трейдеры изобрели новую щель. Поначалу они просто окрестили себя производителями. Соответственно, транспортная цепочка к границе предоставлялась только от их баз, куда приходит российский газ и где даже не пахнет хоть какими-то производственными мощностями. Государственные инспекции Польши лишь подтвердили, что трейдеры имеют лицензию на производство, а им считается и обычное смешивание… То есть, замиксовал две партии российского газа, “производители” начали выдавать европейский сертификат происхождения. И хотя это конкретно противоречит требованиям Таможенного кодекса ЕС, никого, кроме Украины, это не волновало.
А на сегодняшний день изобретательные газотрейдеры отыскали способ и предоставлять украинской таможне нужные документы. Оказывается, теперь мы импортируем американский, норвежский, шведский газ и т. д. Единственное, что осталось, так это старый вопрос: откуда такая цена? В Гданьском порту “нероссийский” газ стоит $700 и еще $100 нужно потратить на транспорт до украинской границы. Но почему-то на границе он декларируется по $650.
Другой фланг гибридного энергетического фронта – дизельный. И если на Балтике россиянам нечего ловить, то Черное и Средиземное море буквально перелито российским дизелем.
Крупнейший покупатель российского дизтоплива в мире – Турция. Страна внезапно превратилась в экспортера дизтоплива, хотя раньше преимущественно импортировала. Естественно, по документам экспортируется только нероссийское горючее.
В июне 2023 года СНБО закрыл эту лавочку, и занес в красную зону турецкие, алжирские, египетские и другие порты, которые обрабатывали российское ДТ в большом количестве.
Далее русским духом воняло из Болгарии (имеет исключение из “дизельного” эмбарго ЕС до 2025 г.) и Молдове. Симптомы аналогичны – низкие цены и сильный импорт российского горючего.
В октябре к борьбе присоединилась СБУ. На основе данных разведки служба настоятельно рекомендовала Энерготаможне исследовать каждую партию, поступающую из базисов, замеченных в импорте распыляемого. В красную зону попали тогда основные терминалы Болгарии, Молдовы и стран Персидского залива. Поток остановился, хотя до сих пор из Турции и Болгарии долетает знакомое – За что?!
Сегодня симптомы “дизельной” язвы появились снова. Последние полгода в трейдерской среде тема №1 – хронический ущерб. На рынке постоянно фиксируется наличие загадочных низких цен и толпа никому неизвестных импортеров.
“Мы нашли ближайший нероссийский продукт в Греции, везем напрямую с завода, но в результате проигрываем конкурентам, которые по документам привели горючее после двух-трех перевалок в портах, что должно соответственно отразиться на стоимости”, – говорит крупный импортер. Более того, иногда случается, что горючее с одного завода, который грузит всем по одной стоимости, в Украине почему-то имеет себестоимость на $30-40/т меньше. То есть на размер трейдерской маржи. Соответственно, поставщики “белого” продукта вынуждены уходить с рынка, оставляя его коллегам с непонятными способностями.
На ситуацию была вынуждена обратить внимание даже Энерготаможня. “Было проведено более 50 контрольных мероприятий по выявлению контрабанды. Все чисто”, – говорит источник в Гостаможслужбе. Да и чисто физически упрятать танкер от глаз армии поставщиков невозможно.
Похоже, мы снова имеем дело с “соседским” горючим. Турция перештамповывает в своих портах большинство ресурса из Новороссийска и Туапсэ. Из портов, давно в стоп-листе украинской таможни, горючее продолжает идти в Грецию, Румынию, Болгарию. А в море курсирует множество танкеров и танкерочек с выключенными транспондерами.
Возьмем хотя бы ближайший пример – Румынию. У ее берегов стоит несколько огромных танкеров-накопителей, принимающих прямые рейсы из российских и турецких портов. Зачем они накапливают “подсанкционное” ДТ под берегами страны ЕС, запретившее мероприятие в портах судов с товарами российского происхождения? Куда потом идет это горючее? Вопросов хватает.
С другой стороны Черного моря – Грузия, которая принимает эшелоны российского ДТ в количествах, гораздо больше собственного потребления. Конечно, выходит из грузинских портов горючее исключительно нероссийское.
Борьба с разгорающимся – это не только о морали и косвенном финансировании агрессора. Это еще и об энергетической безопасности. Подобно яду, даже небольшие объемы способны убить альтернативные каналы поставок, а соответственно взорвать новую систему обеспечения нефтепродуктами.
И эта борьба – явно не тот случай, где следует последовать примеру Европы. Глубокое эмбарго – это все, что пока способен континент в защите себя от нежелательного горючего. Переворачивание документов в Турции, перевалка в порту и в море – все, в Европе этот товар будет считаться чистым. Пока клерк в Еврокомиссии разрабатывает новый барьер для вспыльчивого, трейдер изобретет три пути его обхода.
Украина многое новое показала Европе и миру. Судя по всему, настает время дать пример эффективной борьбы с российским горючим. Как жертва агрессии мы имеем большую мотивацию. СБУ и СНБО уже сделали несколько шагов, используя данные Bloomberg, Reuters и украинских исследователей, нужно идти дальше, потому что схемы меняются.
Здесь нужно уметь говорить “нет” и некоторым нашим “партнерам”. Трейдеры из Польши и Балтии не скрывают, что за последние два года заработали больше, чем за последние десять. Можно только догадываться, цифры со сколькими нулями положили в карман турки, обрабатывая десятки миллионов тонн нефти и нефтепродуктов “агрессора”. Уже есть прецеденты подключения к решению этих щекотливых вопросов дипломатического корпуса, ангажированию разнопрофильных лоббистов. Действовать нужно с холодной головой и горячим мечом. (Артем Куюн, эксперт Консалтинговой группы “А-95”, Бизнес.Цензор)