Россия теряет долю на мировом рынке угля на фоне растущего мирового экспорта этого топлива. Об этом пишет “Ъ” со ссылкой на обзор Центра ценовых индексов (ЦЦИ).
Доля российских экспортеров угля на мировом рынке после постоянного роста в 2013-2021 гг. с 10,5% до 17,1% в 2024 г. сократилась до менее 14,6% и продолжает снижаться на фоне падения мировых цен.
Обычно российские экспортеры устойчивы к снижению стоимости угля из-за более низких издержек. Однако, по мнению аналитиков, причина негибкости заключается в высоких затратах на логистику. В апреле доля логистических расходов (включая стоимость железнодорожной перевозки, но без учета перевалки) в цене энергетического угля из Кузбасса, поставляемого на условиях FOB Дальний Восток, превысила 50%. Также стоит отметить, что цена экспортного паритета при поставке угля из Кузбасса на условиях FOB Тамань в направлении Турции оказалась отрицательной.
Давление на мировые цены оказывает рост собственного потребления в Китае и Индии – крупнейших покупателях угля. Директор ЦЦИ Евгений Грачев отмечает, что Китай увеличил добычу угля к 2019 г. на 910 млн. тонн (при всей российской добыче около 420 млн. тонн в год). Также за последние три года значительно нарастила добычу угля Индия – на 39,2% до 997 млн. тонн. К 2030 г. правительство страны планирует достичь уровня добычи в 1,4 млрд. тонн угля в год.
Предпосылок к возобновлению роста доли России на мировом рынке угля аналитики пока не видят.
Главный стратег инвестиционной компании “Вектор Икс” Максим Худалов отмечает, что раньше порты, да и сама железная дорога охотнее шли на уступки угольщикам, так как потеря угля означала потерю целого направления. Однако сегодня желающих проехать вместо угля огромное количество, и в силу более высокой стоимости продукции компании готовы за это платить железной дороге. Более того, как отмечает Худалов, потребители угля, видя ситуацию с экспортом из РФ, пытаются продавливать лучшие для себя условия, включая дисконты.
По прогнозам, в этом году экспорт угля из России может снизиться на 15-20 млн. тонн. Падение спроса на энергетический уголь почти не перекрывается ростом поставок угля для коксования. Как отмечает Худалов, мировые цены на уголь остаются низкими, особенно в российских портах, а запасы угля в портах потребителей находятся на высоких уровнях, поэтому перспектив для быстрого восстановления котировок нет. (Kommersant.ru)