В 14-м пакете санкций, обнародованном 20 июня Евросоюзом, содержится запрет 27 судам, которые перевозят российскую нефть и помогают вести войну против Украины, заходить в европейские порты. Это очень небольшая часть “теневого” флота, но в ЕС санкции в отношении него начали вводить США и Великобритания.
Среди попавших под европейские ограничения судов 11 российских, согласно документу, с которым ознакомился EUobserver. В них входят четыре контейнеровоза – Maya 1, Angara, Мария и Lady R, которые с минувшей осени доставляли снаряды и ракеты из Северной Кореи в два российских дальневосточных порта.
Другие ходят под флагами других стран, в том числе тех, где Россия начала хоронить суда своего “теневого” флота. Среди них особенно популярен Габон, где количество зарегистрированных судов за период после начала развязанной Россией полномасштабной войны в Украине выросло в шесть раз. В списке ЕС как раз пять габонских танкеров (например, SCF Amur, танкер “Совкомфлота”), еще по одному – из Камеруна и Коморских островов, которые также начали активно использоваться для перерегистрации. Остальные танкеры связаны с островами Кука, Панамой, Сингапуром и Гвинеей-Бисау.
Помимо запрета входить в европейские порты, ограничительные меры включают отказ в предоставлении услуг, связанных с судоходством. “Эта мера должна ограничивать деятельность судов, участвующих в транспортировке товаров, которые приносят средства для финансирования войны, ведущейся Россией, или судов, с помощью которых реализуется политика, способствующая действиям России против Украины, говорится в документе.
США с октября прошлого года ввели санкции против 40 российских танкеров, а неделю назад к ним присоединилась Великобритания, наказавшая не только мореплавателей, но и “Ингосстрах”, который стал одним из главных страховщиков для танкеров, занимающихся перевозкой российской нефти.
В мае 60% вывезенных из России нефти и нефтепродуктов доставлялись танкерами “теневого” флота, которые не придерживаются ценового “потолка” и не имеют западных страховок, говорится в месячном обзоре Центра исследования энергетики и чистого воздуха (CREA). Их страхового покрытия, вероятно, будет недостаточно, чтобы компенсировать расходы в результате крушения или разлива нефти – они в этом случае лягут в основном на европейские страны, мимо берегов которых проходит значительная часть маршрута из портов на Балтике и Черном море, отмечает CREA.
В случае сырой нефти в “теневой” флот принадлежали 213 из 286 танкеров, работавших в мае на российских маршрутах (74%). Средний возраст этих судов “теневого” флота составлял 17 лет, причем 25% из них работают уже более 20 лет, а один ходит по морям 37 лет.
В целом с 5 декабря 2022 г., когда было введено эмбарго на поставку российской нефти в ЕС и ценовой “потолок” на уровне $60 за баррель, в его перевозке участвовал 1 431 танкер, подсчитало S&P Global. Это 24% мирового танкерного флота.
Размер “теневого” флота агентство оценило в 591 корабль, или 10% мирового танкерного флота. С марта 2023 г. количество таких судов возросло на 33%, что S&P Global объясняет санкциями США против танкеров в IV квартале 2023-I квартале 2024 г., продажей кораблей греческими судовладельцами российским организациям и пополнением “теневого” флота новыми владельцами. (Enkorr)