На последних переговорах “Газпром” потребовал внести в украинское законодательство изменения, которые бы гарантировали ему аренду газотранспортной системы при любой власти. Эксперты ожидают, что парламентское большинство попытается внести в Верховную Раду Украины (ВР) необходимый законопроект уже в ближайшее время. К этому их подстегивает то, что в случае заключения договора до 1 июня “Нафтогаз” и Ostchem Дмитрия Фирташа сэкономят около $2 млрд. за первые полгода, сообщает “Коммерсант-Украина”.
Последний визит президента Виктора Януковича в Москву, где планировалось подписать новые соглашения о закупках газа, закончился ничем из-за требований “Газпрома” законодательно закрепить возможность аренды украинской ГТС, рассказал источник в Минэнерго, знакомый с ходом переговоров. “Ст. 7 закона “О трубопроводном транспорте” запрещает передачу газотранспортной системы в аренду, концессию или лизинг, “Газпром” требует, чтобы этот закон был изменен парламентом”.
В пресс-службе “Газпрома” официально не прокомментировали переговоры, отметив лишь, что о конкретных решениях говорить рано. “Договорились – это когда подписан контракт. Но он не подписан”,- констатировали в пресс-службе компании. Однако источник в “Газпроме” подтверждает, что монополия настаивает на изменениях законодательства. “Если Украина успеет внести необходимые изменения в законы до 1 июня, цена газа может быть снижена задним числом с 1 января 2013 г. до $260/тыс. куб. м.
В прошлом году к 1 июня “Нафтогаз” импортировал из России примерно 10,15 млрд. куб. м газа на $4,25 млрд., напоминает аналитик ИФД “Капиталъ” Виталий Крюков. С учетом объемов закупки компании Ostchem объем поставок из России составил 12,8 млрд. куб. м на $5,36 млрд. Если объемы импорта в январе-мае этого года сохранятся на прошлогоднем уровне, то при действующей цене на 1 июня “Нафтогаз” должен будет “Газпрому” около $4,3 млрд., а с учетом Ostchem Ukraine – $5,45 млрд. Однако при $260. и тех же объемах импорта, “Нафтогазу” необходимо будет заплатить примерно $2,64 млрд., а совместно с Ostchem Ukraine – $3,33 млрд. “То есть для “Нафтогаза” потенциальная экономия может составить $1,68 млрд., а вместе с Ostchem – $2,12 млрд.”, – говорит Крюков.
В Минэнерго утверждают, что предлагали “Газпрому” варианты передачи трубопроводов в аренду без изменений законодательства. В частности, та же ст. 7 закона “О трубопроводном транспорте” говорит, что если частная компания инвестирует в постройку новых газопроводов, она получает статус инвестора и, согласно закону “О соглашении о разделе продукции”, становится участником такого соглашения с правом производить постройку трубопроводов и эксплуатировать их. “В принципе, через этот пункт мы вполне можем создавать консорциум, в котором “Газпром” инвестирует средства в строительство новых газопроводов и модернизацию старых. Мы рассказали об этом российской стороне, но там настаивают на том, чтобы решения были проведены через Верховную Раду”, – говорят в министерстве.
Сейчас Украина и Россия обсуждают создание консорциума на паритетных началах. “Газпром” должен получить в управление ГТС, при этом обязуется транспортировать не менее 60 млрд. куб. м газа в год и гарантирует оплату услуг по транзиту. Цена газа для Украины при этом должна быть снижена до $260-280/тыс. куб. м. Позже эту информацию подтвердил посол России в Украине Михаил Зурабов.
Ожидалось, что соответствующие соглашения могут быть подписаны в ходе состоявшегося на прошлой неделе визита президента Виктора Януковича в Москву. Однако после переговоров Президент подчеркнул, что газовый вопрос все еще прорабатывается на уровне правительств двух государств, в том числе с участием консультантов из ведущих консалтинговых компаний и международных фондов. “Волнует главное – формирование справедливой цены газа для Украины”, – отметил Янукович. Он сообщил, что по завершении этой работы должна состояться встреча президентов Украины и России.
Похоже, “Газпром” хочет законодательных гарантий аренды ГТС на случай смены власти в стране, считает директор Института энергетических стратегий Дмитрий Марунич. “Российская монополия стремится иметь гарантии того, что ГТС останется в аренде даже в случае если президентом Украины станет, например, лидер фракции “Свобода” Олег Тягныбок”, – говорит эксперт.
Председатель Центра прикладных политических исследований “Пента” Владимир Фесенко отмечает, что у власти сегодня есть все шансы провести соответствующий законопроект через Верховную Раду. “У нее есть большинство в парламенте, а после лишения Сергея Власенко депутатского мандата – все возможные рычаги для разблокирования парламента”, – говорит Фесенко. (РБК-Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)