Подписание в Польше меморандума об участии в проекте строительства газопровода “Ямал-Европа-2” в обход Украины раскритиковали представители местной оппозиции. В ответ на их заявления о том, что проект изначально невыгоден Польше, власти страны поспешили заверить, что подписали лишь предварительные соглашения с “Газпромом”, которые ни к чему не обязывают. В России при этом не скрывают, что вернулись к этому проекту из-за обострения отношений с Украиной в переговорах о создании консорциума по управлению газотранспортной системой.
Вице-премьер Польши Януш Пехочиньский 5 апреля заявил, что, несмотря на подписанный с Россией меморандум о строительстве “Ямал-Европа-2”, в Польше могут отказать “Газпрому” в реализации проекта, если сочтут его невыгодным. “Конкретные предложения “Газпрома” по реализации проекта будут подготовлены в течение шести месяцев. Тогда мы дадим ответ с учетом собственных интересов”, – заявил Пехочиньский. Кроме того, премьер-министр Польши Дональд Туск подчеркнул, что Варшава не заинтересована в резком увеличении импорта газа из России. “В последние годы Польша работает над диверсификацией поставок. Поэтому мы не заинтересованы в радикальном росте объема газа, который мы покупаем у “Газпрома”, – сказал Туск, комментируя возможное участие Польши в строительстве газопровода “Ямал-Европа-2”.
На прошлой неделе в “Газпроме” неожиданно заявили, что возвращаются к идее реализации давно замороженного проекта – газопровода в обход Украины “Ямал-Европа-2”. 4 апреля глава правления российской монополии Алексей Миллер и гендиректор польской Europolgaz Мирослав Добрут подписали меморандум о совместном развитии проекта. “Ямал-Европа 2” должен пройти по территории Польши в направлении Словакии и Венгрии, а его мощности – 15 млрд. куб. м газа в год – “должны быть сняты с украинского направления”, заявляют в “Газпроме”. Запуск газопровода запланирован на 2018-2019 гг.
Заявлению польских властей предшествовал демарш членов оппозиции. Представитель партии Prawo i Sprawiedliwosc (занимает 138 из 450 мест в польском cейме) Давид Яцкевич предложил выразить вотум недоверия министру финансов Польши Миколаю Будзановскому. “Возмутительно, что еще в четверг министр утверждал, что никаких планов по строительству газопровода “Ямал-Европа-2″ нет. Он называл это виртуальными идеями и говорил, что такое соглашение не может быть принято без согласия правительства. Но уже 5 апреля меморандум был подписан”,- заявил Давид Яцкевич. По его мнению, строительство газопровода невыгодно для поляков, так как оно укрепляет монопольное положение “Газпрома” в Европе. “Мы не заинтересованы в создании газовой инфраструктуры, которая усиливает нашу зависимость от России и создает проблемы, например, Украине”, – заявил Яцкевич.
Проект “Ямал-Европа-2” для России экономически невыгоден, уверен президент киевского международного энергетического клуба Q-club Александр Тодийчук. “Потребление российского газа в Европе не увеличивается. А в связи со “сланцевой революцией” в США эта страна в ближайшее время начнет экспортировать газ в Евросоюз, и российскому газу придется еще хуже”, – напоминает эксперт. По мнению Тодийчука, демарши России вызваны нежеланием Украины выходить из европейского Энергосообщества и увеличением импорта газа в Украину из Венгрии и Польши, отмечает эксперт.
Посол России в Украине Михаил Зурабов связывает строительство обходного газопровода с осложнением украинско-российских переговоров по созданию консорциума по управлению газотранспортной системой. “Интенсивность этих переговоров сейчас снизилась. Для создания консорциума Украина должна внести изменения в пять законов и свои международные обязательства. То, что мы наблюдаем в последнее время,- неработоспособность Верховной рады – говорит о том, что внесение этих изменений может быть затруднено”, – сказал Зурабов.
В Министерстве энергетики и угольной промышленности делают более оптимистические прогнозы. “Консультации с Россией продолжаются на уровне переписки министерств. На следующей неделе эксперты “Газпрома” приезжают в Киев для общения с “Нафтогазом”, – заявил глава Минэнерго Эдуард Ставицкий. Хотя, по его словам, в Украине и России по-разному видят формат будущего консорциума. “Российская сторона видит консорциум двусторонним. Мы ведем консультации более широко – с российскими и европейскими коллегами”, – отметил Ставицкий. (Коммерсант-Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)