Правительственный законопроект, разрешающий приватизацию НАК “Нафтогаз Украины” и ее “дочек”, оппозиция окрестила сдачей России украинской газотранспортной системы. Официальная версия: документ, внесенный в парламент 26 апреля, необходим для выполнения Украиной своих обязательств перед Европейским Энергетическим Сообществом. Юрий Продан в ранге министра энергетики Украины три с половиной года назад вел переговоры о присоединении нашей страны к Сообществу. Он утверждает, что официальное объяснение не имеет ничего общего с действительностью.
– Насколько положения законопроекта отвечают требованиям Европы?
– В протоколе о вступлении Украины в Сообщество нет требования о приватизации НАК “Нафтогаз Украины”. И в процессе переговоров Европа не выдвигала ни требований, ни предложений об изменении формы собственности “Нафтогаза” или его подразделений.
Главное, чего Сообщество хочет от Украины – разделение “Нафтогаза” по видам деятельности: транспортировка, добыча, поставка. Речь идет о реструктуризации монополиста, в результате которой все подразделения вполне могут остаться в госсобственности.
– Чем тогда вызвано появление законопроекта о приватизации?
– Нужно задать вопрос разработчикам. Возможно, они решили, что после его принятия реструктуризация “Нафтогаза” пойдет быстрее: Кабмин сможет оперативно принимать решения об отчуждении имущества компании. Кроме того, у НАК много непрофильных активов, которые правильно выставить на продажу – жилые дома, общежития.
– Справедливы ли заявления о том, что украинская ГТС находится в плачевном состоянии и что на ее модернизацию нужны миллиарды долларов? Представители “Газпрома” открытым текстом говорят, что через год-полтора наша труба никому не будет нужна…
– Наша ГТС пребывает не в худшем состоянии, чем газовый сектор в России. Слухи о ее аварийном состоянии преувеличены. Конечно, нужны инвестиции для поддержания ГТС в рабочем состоянии и возможного увеличения транзита – приблизительно $2 млрд. НАК пытается привлечь кредиты на модернизацию у европейских финансовых организаций: об этом Украина с Европой договорились еще в 2009 г. на специальной международной конференции в Брюсселе. Прокредитовать модернизацию украинской ГТС – намного дешевле, чем строить альтернативные газопроводы.
Убыточность “Нафтогаза”, о которой много говорят – тоже решаемая проблема. Если привести цены на газ для коммунального сектора и населения в соответствие с экономически обоснованными, компанию можно вывести на прибыль за два-три года. Но правительство на этот шаг вряд ли решится: непопулярная мера.
– Недавно компания Baker Tilly оценила стоимость украинской ГТС в $26 млрд. Много это или мало?
– Оценка ГТС – это очень сложный вопрос. Я, к сожалению, не знаю, какой методикой пользовалась компания при оценке, учитывалась ли стоимость подземных хранилищ газа, учитывалось ли снижение или увеличение объемов прокачки в прошлые годы, в настоящее время и в перспективе. Сложность в том, что Украина сама не определяет объемы транзита, которые за последние годы сократились. На потенциальную цену приватизации влияет прогресс в строительстве альтернативных газопроводов, какой бы спекулятивной эта тема ни казалась.
– Какова оптимальная модель управления ГТС?
– Мне близка идея создания трехстороннего консорциума между Украиной, Россией и Европой, в котором за каждым участником будут закреплены конкретные обязательства. “Газпром” в этой схеме должен обеспечить поставку законтрактованных объемов газа. Украина – отвечать за бесперебойный транзит. Европа – выкупать весь объем газа.
Второй вариант – реструктуризация и IPO. Сперва нужно провести реструктуризацию НАК в соответствии с требованиями ЕЭС. Бизнес по транспортировке очень рентабельный – “Укртрансгаз” генерирует прибыль. Потом вывести структурные подразделения на IPO – разместить небольшие пакеты акций, чтобы понять примерную рыночную стоимость компаний. И только потом думать над приватизацией. (Forbes Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)