С момента перезагрузки центральной власти в стране гидроэнергетика оставалась единственной тихой гаванью в ТЭК. Но, судя по последнему развитию событий, этот период подошел к концу.
Его оборвал внеплановый внутренний аудит ПАО “Укргидроэнерго”, которое управляет всеми гидростанциями страны. Поводом для ревизии госпредприятия стал приказ №475 главы Министерства энергетики и угольной промышленности Владимира Демчишина.
Проверка выявила букет нарушений при использовании государственных средств. Самым нашумевшим из них стало расширение бюджета строительства крупнейшей гидростанции Украины – Днестровской ГАЭС. Выяснилось, что в рамках этого проекта “Укргидроэнерго” перечислило “лишние” 400 млн. грн. генподрядчику проекта – консорциуму “НПО “Укргидроэнергострой”. По данным “ДС”, в него входит ряд подрядных организаций во главе с киевским ПАО “Днепро-Спецгидроэнергомонтаж”, которое, в свою очередь, аффилировано с российским трестом “Спецгидромонтаж” Валерия Мигуренко. Впрочем, в “Укргидроэнерго” категорически не воспринимают критику Минэнергоугля. Эпизод с “Укргидроэнергостроем” в предприятии объясняют изменением объемов работ по завершению строительства гидроагрегатов №2 и №3 Днестровской ГАЭС. “Соответствие объемов выполненных работ их стоимости было подтверждено экспертами Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз Минюста. Претензии по этой теме надуманы”, – сообщили “ДС” в “Укргидроэнерго”.
Впрочем, это обстоятельство вряд ли понизит градус напряжения в отношениях между гидроэнергетиками и Минэнергоугля. Хотя бы потому, что главная претензия ведомства Демчишина к “Укргидроэнерго” – это фактическая финансовая независимость предприятия. Например, ПАО проводит предоплату своим партнерам без согласования с профильным министерством. Таким образом, формально нарушается постановление Кабмина от 9 января 2006 г. №1404. Но, скорее всего, Владимира Васильевича больше напрягает то, что мимо него проходят очень приличные суммы. Понять министра можно. Даже по итогам прошлого года, когда был зафиксирован один из самых низких уровней водности речной системы страны, станции “Укргидроэнерго” произвели 6,5 млрд. кВт-ч электроэнергии стоимостью около 5 млрд. грн. При этом компания неоднократно была уличена в излишней, по мнению чиновников, щедрости при отплате товаров и услуг. Например, из свежих претензий Минэнергоугля бросается в глаза то, что бюджет договора “Укргидроэнерго” с ООО “Укринвесттехнология” (эта компания сейчас числится отсутствующей по месту регистрации и оформлена на некоего Гочу Рехвиашвили, имеющего признаки подставного лица) был на 75 млн. грн. больше исходно предусмотренного. А компании “Дайвтехнобуд 2” донетчанина Игоря Чеберко госпредприятие якобы переплатило 6,5 млн. грн.
Такое деловодство вполне может стать почвой для кадровых изменений в принадлежащем государству предприятии. Причем речь может идти не об увольнении “стрелочников”, а разрыве контракта с первым лицом – Игорем Сиротой. Ведь Игорь Григорьевич чужой человек и для премьерской и для президентской вертикалей власти (его назначение в 2011 г., по слухам, было пролоббировано нынешним лидером “Оппозиционного блока” Юрием Бойко, который тогда возглавлял Министерство энергетики). Но важнее то, что в последнее время “Укргидроэнерго” проявляет чрезмерную активность в вопросах привлечения внешнего финансирования под свои проекты. Один из последних планов госкомпании – привлечь под строительство Каневской ГАЭС деньги международных финансовых институтов во главе с Всемирным банком, ЕБРР, ЕИБ и KfW. А это больше $1 млрд. В пересчете на нынешний курс национальной валюты эта сумма становится фантастической. Но это ничуть не снижает шансы “Укргидроэнерго” получить эти средства. Во-первых, потому что внешние инвесторы защищены – ПАО привлекает деньги под государственные гарантии. Во-вторых, государство заинтересовано в дополнительных гидростанциях – в последние годы на энергорынке Украины обострился дефицит так называемых регулирующих мощностей, к которым в первую очередь относятся гидростанции. (Деловая столица/Энергетика Украины и мира)