Газовое оружие Кремля снова в действии.
На этот раз В. Путин может быть доволен, по крайней мере, текущими успехами своей политики раздора между европейскими странами. И не из-за использования вентиля. Сейчас одни страны ЕС ищут выгоду от “коммерческого проекта” “Северный поток-2”, в то время как другие вынуждены обращаться в Европейский суд, надеясь на защиту от своеволия “братьев и сестер” по ЕС.
Громкий анонс проекта “Северный поток-2” и публичное подписание соглашения с рядом европейских энергетических гигантов (Engie, OMV, Shell, Uniper и Wintershall) не помогли Кремлю быстро начать строительство этого газопровода. Усиление санкций против РФ из-за продолжения агрессии против Украины привело к выходу из состава акционеров всех партнеров “Газпрома” и расторжению 9 ноября 2016 г. соглашения акционеров.
Формально “Газпром” взял на себя обязательства финансировать строительство из своих собственных ресурсов, чтобы не подставить под санкции европейских партнеров. Провалив публичную кампанию “Северный поток-2″ – благо для европейцев”, Кремль прибегнул к реализации проекта через кулуарные договоренности. И здесь уже достигнуты определенные успехи.
Основным лоббистом российского проекта выступает Германия. Вокруг “Северного потока-2” объединились немецкие партнеры “Газпрома” по бизнесу, прежде всего Wintershall, а также государственные институты и часть экспертных кругов.
Немецкий газовый бизнес недооценил после провозглашения курса на “энергетический разворот/Energiewende” перспективы конкуренции возобновляемой энергетики и каменного угля и всеми возможными способами пытается сохранить свою долю газового бизнеса на высококонкурентном рынке. Финансовые потери таких гигантов, как RWE и E.ON, уже стали причиной внедрения новых корпоративных стратегий развития с выделением в обособленные компании газового сегмента. Последние, в свою очередь, начали искать варианты получения дешевого газа. В этом контексте отдельными опциями является активная работа на спотовом рынке с борьбой за каждый опцион поставки. Или закулисные договоренности с таким поставщиком, как “Газпром”, для которого показателем эффективности работы являются далеко не финансовые результаты от продажи российского газа.
“Цивилизованная” обертка лоббистов “Северного потока-2”
Публично дистанцировавшись от проекта “Северный поток-2”, партнеры “Газпрома” неформально продолжают лоббировать его реализацию. Одним из направлений является формирование экспертного мнения и поддержка исследований в пользу реализации проекта.
1 марта Германский институт топлива (Deutsches Brennsoffinstitut, DBI) организовал презентацию своего исследования по оценке “карбонового следа” природного газа для генерального директората по вопросам климата Европейской комиссии. В исследовании, в частности, речь идет о преимуществах, полученных Германией вследствие реализации проекта “Северный поток-1” в контексте наращивания использования этого “низкоуглеродного источника энергии”. При этом авторы исследования ссылаются также на стратегию снижения доли выбросов парниковых газов, которую демонстрирует компания “Газпром”, размещая вдоль сухопутного маршрута газопровода и в местах добычи природного газа отдельные объекты возобновляемой энергетики (ветряные мельницы, солнечные панели и т. п.).
Инициаторами и донорами исследования называют собственно “Газпром”, а также Uniper, Shell, Gasunie, WINGAS, Wintershall и Gazprom Germania (три последних в своем составе акционеров имеют российского монополиста). Исследование доступно по ссылке.
По замыслу инициаторов исследования, оно должно было бы показать ошибочность выводов предыдущего исследования, опубликованного в июле 2015 г. и выполненного по заказу Европейской комиссии консорциумом компаний Exergia S.A., E3M-Lab (обе – Греция) и COWI A/S (Дания). Исследование Study on actual GHG data for diesel, petrol, kerosene and natural gas ENER/C2/2013-643 показало, что природный газ от места добычи и до конфорки конечного потребителя дает наибольший объем выбросов парниковых газов по сравнению с жидкими видами топлива.
Два крупных исследования по проблематике реализации “Северного потока-2” и европейской энергетической политики недавно также подготовил Фонд науки и политики Германского института международной политики и безопасности (Stiftung Wissenschaft und Politik, Deutsches Institut fЯr Internationale Politik und Sicherheit). Хотя в исследованиях представлен широкий спектр влияния проекта на политическую, экономическую ситуацию и ситуацию безопасности в ЕС и Украине, превалирующими остаются утверждения о коммерческой сути проекта, необходимости учета интересов европейского энергетического бизнеса и робкое условие об участии в переговорах и учете интересов транзитных стран.
Фактически в исследованиях речь идет о торговле с “Газпромом” на условиях, при которых он согласится сохранить транзит по европейским сухопутным коридорам при безальтернативном согласии на реализацию “Северного потока-2”.
В “доброй воле” российского газового инструмента Кремля, соблюдении им договоренностей и подписанных договоров Украина уже успела убедиться в полной мере и не пожелает ни одной стране – члену ЕС почувствовать “заботу” этого навязчивого партнера.
Расследование “Информнапалм” недавно показало, как работает “Газпром”, заказывая и финансируя деятельность общественной организации “Институт стран СНГ”.
Вместе с тем отдельные европейские компании приобщаются к российской пропаганде по дискредитации Украины, “Нафтогаза Украины” как транзитной части общеевропейского газового рынка. Особую активность проявляет компания Wintershall, неоднократно замеченная в достаточно прямых обвинениях Украины в ненадежности транзита через национальную газотранспортную систему (ГТС). Компания публично выражает глубокую обеспокоенность перспективами провала в энергообеспечении Баварии объемом до 4 ГВт после вывода из эксплуатации атомных электростанций в 2022 г.
Решение проблемы руководитель Wintershall Марио Мерен видит, в частности, в расширении коридора для поставки российского газа через Балтийское море, немецкий OPAL и чешский GASELLE, игнорируя уже действующий маршрут через Чешскую Республику и Австрию со значительным запасом неиспользованных мощностей, ведь он проходит через “ненадежную” Украину…
Кто платит, тот и музыку заказывает
“Газпром” готов к любым финансовым расходам для реализации проекта “Северный поток-2” при условии сохранения позиции ключевого акционера. Такая “широта русской души” уже неоднократно очаровывала европейских бизнесменов, привлекая обманчивой доступностью безграничных ресурсов и обещаниями огромных прибылей за символическую, казалось бы, плату – толерантное отношение к особенностям поведения российского партнера.
Убедительности в коммерческой основе проекта “Северный поток-2” для топ-менеджмента европейских компаний прибавляет, вероятно, тот факт, что офис компании Nord Stream 2AG расположен в швейцарском кантоне Цуг. Именно этот швейцарский кантон известен особенно высокой защитой информации о конечных выгодополучателях-бенефициарах. А также возможностью для бизнеса выдавать акции на предъявителя, т. е. без указания персональных данных.
В ином случае как можно говорить о коммерческом проекте, т.е. проекте, преследующем цель прогнозируемого получения прибыли, в то время как инициатором является государственная компания с кратным падением капитализации на протяжении последних нескольких лет из-за неэффективной стратегии развития бизнеса, а государство – ключевой акционер является нарушителем международного права под управлением одержимого имперской манией величия руководителя, который грозит миру ядерным оружием?
Из экологических ресурсов по облигациям – “Газпрому” на трубу
Вопреки всей браваде “Газпрома” и показному финансовому могуществу РФ, российский газовый монополист испытывает острую потребность в доступе к выгодным зарубежным кредитным средствам.
Одной из доступных возможностей является использования глобального движения за защиту климата и соответствующих преференциальных схем финансирования с помощью “зеленых” облигаций. Российская Федерация еще с 2006 г. начала системную работу над открытием возможностей привлечь такие выгодные финансовые займы, создав соответствующие финансовые механизмы и введя практику отчета об экологическом измерении деятельности таких компаний, как, например, “Газпром”.
Теперь, имея ограничения по кредитованию из-за санкций США и ЕС, российский монополист начал уделять еще большее внимание “экологическим инвестициям” и, соответственно, готовит свои отчеты с данными об уменьшении выбросов СО2вследствие реализации тех или иных точечных экологических проектов в местах добычи и, особенно, транспортировки природного газа. Не случайно при характеристиках “Северного потока-2” используются такие клише, как “путь к достижению климатических целей”, “доступ к низкоуглеродному источнику энергии”, “самый экологичный маршрут поставки природного газа” и т. п.
Еще в 2015 г. издание Forbes прогнозировало стремительный рост рынка “зеленых” облигаций: с 14 млрд евро в 2014 г. до свыше 100 млрд евро в 2016 г.
В ноябре прошлого года “Газпром” воспользовался помощью американской инвестиционной компании Goldman Sachs и разместил на международном рынке еврооблигации класса “облигация устойчивого развития” (sustainable development bond) на общую сумму 1 млрд евро под 3,125% годовых со сроком погашения до 17 ноября 2023 г. Как видно из данных по другим указанным ниже операциям, это была самая выгодная ставка “Газпрома” по размещению облигаций в иностранной валюте.
В целом сообщается о следующих выпусках облигаций “Газпрома”.
16 марта 2016 г. “Газпром” разместил еврооблигации на 500 млн. швейцарских франков с купоном 3,375% годовых.
23 ноября 2016 г. уже состоялось размещение еврооблигаций на общую сумму 500 млн. швейцарских франков с годовой ставкой 2,75%. В этом случае успеху способствовал немецкий Deutsche Bank.
30 марта 2017 г. “Газпром” разместил семилетние еврооблигации на общую сумму 850 млн. фунтов стерлингов с годовым купоном 4,25% при содействии трейдера GMSA Investments Ltd.
Общий портфель заимствований, которые “Газпром” планирует получить в 2017 г., ориентировочно составит около $3 млрд. Вполне возможно повторение и расширение подобной практики в следующем году, что делает существующий санкционный режим относительно РФ неэффективным и увеличивает возможности для обеспечения финансирования по крайней мере первичных потребностей при реализации проекта “Северный поток-2”.
Перекрыть данный финансовый ресурс для “Газпрома” будет намного сложнее, чем было ограничить доступ к традиционным займам у крупных инвесторов, ведь формально выполнение критериев об экологичности и устойчивом развитии является достаточной предпосылкой для получения доступа к “зеленым” инвестициям и поддерживается всеми ведущими странами мира.
Никто, кроме нас самих
Система бизнес-координат, в которой продолжает мыслить и действовать значительная часть Западной Европы, усиливает угрозу политического раскола внутри ЕС. Поражает самоуспокоение Германии и вера в заинтересованность Кремля во что бы то ни стало сохранить коммерческие и финансовые связи с самым крупным и самым ликвидным рынком. Несмотря на факты сокращения газоснабжения в 2014 г. после нормандской встречи глав государств и сознательного отказа “Газпрома” от второго по величине рынка сбыта в Европе – украинского.
Видимый лоббизм энергетических компаний – партнеров “Газпрома” дополняется скрытым содействием на уровне правительственных институтов Германии, которые без публичной огласки предоставляют разрешения на реализацию проекта. Сейчас на рассмотрении находится представление “Газпрома” о согласовании реализации проекта “Северный поток-2” в территориальных водах Германии.
Учитывая общий формат поддержки этого проекта, вполне возможно пренебрежение принципами европейского энергетического законодательства и обязательностью его применения на территории ЕС в угоду финансово-экономическим интересам группки компаний и признательных за финансовые пожертвования бюргермайстеров прибрежных мекленбургских городков.
Логика наживы и бизнеса со стороны ряда европейских энергетических компаний и отдельных государств – членов ЕС требует от Украины более жесткой позиции и применения более решительных действий для защиты национальных интересов.
Давно назрела необходимость проведения публичного обсуждения вопроса оптимизации функционирования отечественной ГТС с детальным рассмотрением перспектив влияния сокращения транзита на безопасность поставок странам – членам ЕС и разработкой планов с практической отработкой соответствующих сценариев, например, в ходе традиционного периода профилактически-ремонтных работ на “Северном потоке-1” в августе 2017 г.
Юридическому департаменту НАК “Натофгаз Украины” пора обратить внимание на высказывания разного уровня политиков, бизнесменов и исследователей о ненадежности транзита через территорию Украины и инициировать несколько показательных судебных исков против клеветников. Тем более что в условиях, когда Россия четвертый год продолжает агрессию против Украины, со стороны Украины не было допущено ни одно прерывание транзита в ЕС, несмотря на то, что каждую зиму такое прерывание “предрекали” платные “пророки” от России, объявившиеся и в Украине, и в Европе.
На уровне правительства Украина уже обозначила готовность к переходу на европейские правила функционирования ГТС после окончания срока действия нынешнего контракта на транзит российского газа, который будет включать предоставление всей полноты прав системного оператора компании по управлению отечественной газотранспортной инфраструктурой, перенесение точки приема-сдачи газа на восточную и северную границы, открытие доступа к использованию транспортных мощностей для независимых российских газодобывающих компаний, применение принципа вход-выход и свободной конкуренции на внутреннем рынке Украины.
Продолжение реформирования внутреннего энергетического рынка вместе с мерами по повышению покупательной способности граждан Украины станут теми шагами, которые усилят привлекательность украинского газового рынка и транзитного потенциала для ЕС и обеспечат формирование ликвидного центрально-европейского газового хаба.
2019 г. станет важным рубежом в отношениях между РФ и Европой, когда станут возможными кардинальные изменения на рынке природного газа не только Украины, но и Центральной и Юго-Восточной Европы. В интересах как Украины, так и ЕС подойти к нему максимально сильными и сплоченными, предпосылки для этого сформированы Соглашением об ассоциации, в частности, статьей 274. (Олег Гичка, аналитик Центра глобалистики “Стратегия ХХI”, Александр Сущенко эксперт Центра глобалистики “Стратегия ХХI”, Марина Степура, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов “КНЭУ им. В. Гетьмана”, аналитик Center for Blended Value Studies, Анна Котина, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов “КНЭУ им. В. Гетьмана”, аналитик Center for Blended Value Studies, Зеркало недели/Энергетика Украины и мира)